Дело №2-1793/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2020 года г. Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Казаровой Т.В., при помощнике судьи Солнцевой М.С., исполняющей обязанности секретаря судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО4 к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об обязании обеспечить проезд и обустроить участок автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, уточнив заявленные требования, обратились в суд с иском к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об обязании ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить участок дороги с целью обеспечения проезда автомобильного транспорта к улице <адрес>, в соответствии с генеральным планом городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.12.2017г. №34/05-МЗ, Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО11 исковые требования с учетом их уточнения, поддержала, указала, что истцы являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>. Пояснила, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации создается прямая угроза жизни и здоровью жителям двадцати домов <адрес>, а именно: чтобы доехать до <адрес>, требуется проехать по <адрес> и преодолеть узкий участок дороги между <адрес>. Ширина этого участка не более 3 метров. С одной стороны данный участок ограничен забором, а с другой стороны пожарным прудом, в который, при прохождении автомобильного транспорта, осыпается грунт. Что в свою очередь, делает невозможным проезд по данному участку автотранспорта, в том числе машин пожарной и скорой помощи. Отсутствует возможность разъехаться со встречным транспортом. Иных путей подъезда к домам по <адрес> нет. Указала, что неоднократные обращения ФИО3 от имени всех истцов в администрацию городского поселения Сергиев Посад с просьбой восстановить основной подъезд к <адрес> положительных результатов не дали, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, по доверенности ФИО12 в судебном заседании не возражал против заявленных требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п.1 ст.3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п.6 ст.3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1,6,9,11,12 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №-257-Ф3 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Судом установлено, что истцы являются собственниками земельных участков и жилых домов по <адрес>, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН (л.д.19-30).
В случае возникновения чрезвычайной ситуации создается прямая угроза жизни и здоровью жителям двадцати домов по <адрес>, поскольку отсутствует организованный подъезд к улице. Чтобы доехать <адрес> от региональной автомобильной дороги <адрес>, требуется проехать по <адрес> и преодолеть узкий участок дороги между <адрес> (рис.1 (л.д.12). Ширина этого участка не более 3 метров (рис.2 (л.д.13). С одной стороны данный участок ограничен забором, а с другой стороны пожарным прудом, в который, при прохождении автомобильного транспорта, осыпается грунт.
Обратного суду ответчиком не доказано.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ответ на неоднократные обращения истцов в Администрацию г.Сергиев Посад (а также городского поселения Сергиев Посад) Московской области были получены ответы в 2014г., в 2015г., в 2016г. в соответствии с которыми ответчик обещал составление дефектных ведомостей, локальной сметы для последующего включения в план работ по восстановлению дороги, а также приобретение водопропускных железобетонных труб, которые будут уложены на дно оврага и будет устроена искусственная насыпь (в рамках восстановления автомобильной дороги).
Судом установлено, что постановлением главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 26.03.2019г. №532-ПГ «О внесении изменений в муниципальную программу муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса городского поселения Сергиев Посад», утвержденную постановлением Администрации городского поселения Сергиев Посад от 03.03.2017 №83-ПГ, были внесены изменения в муниципальную программу муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса городского поселения Сергиев Посад», утвержденную постановлением Администрации городского поселения Сергиев Посад от 03.03.2017 №83-ПГ, изложив ее в новой редакции, а именно: в п.35 мероприятий 1.3 "Ремонт автомобильных дорог общего пользования и тротуаров из бюджета городского поселения Сергиев Посад" подпрограммы II "Развитие и функционирование улично – дорожной сети автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения городского поселения Сергиев Посад" муниципальной программы муниципального образования «городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса городского поселения Сергиев Посад» предусмотрено Устройство водопропускного сооружения в районе <адрес>
С целью ускорения решения данного вопроса, в 2018 году жителями по <адрес> за собственные средства были приобретены две шестиметровые трубы (d = 1м) (рис 4 л.д.18) и подготовлена проектно-сметная документация (далее – ПСД) на строительство 50-ти метрового участка автомобильной дороги местного значения с водопропускным сооружением, с целью соединения <адрес>. Данный документ был передан в администрацию Сергиево-Посадского муниципального района (ныне городского округа Сергиев Посад), с целью предусмотреть бюджетные средства при формировании муниципальной программы на 2019 год. По результатам утверждения муниципальной программы, средства были заложены, но в 2019 году при внесении изменений в программу, раздел по строительству жизненно необходимого участка дороги был из программы исключен.
Судом исследованы материалы дела, согласно которым в генеральном плане городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.12.2017г. №34/05-МЗ имеется соединение улиц <адрес>, что подтверждается картографическим материалом.
Согласно Своду правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменениями N 1, 2), ширина дорожного полотна должна составлять не менее 5 метров (в соответствии с Таблицей 5.1 Параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории, где ширина полосы движения составляет 3,0м., а ширина обочины, м, не менее 2,0м.).
Согласно Таблице 11.4 Свода правил СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* ширина полосы движения (проезда) составляет 4,5м.
В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал, что работы по обустройству участка дороги с целью обеспечения проезда автомобильного транспорта к <адрес> со стороны <адрес>, в соответствии с генеральным планом городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.12.2017г. №34/05-МЗ, не осуществлены.
Каких-либо иных доказательств обратному в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, исходя из недостаточности принимаемых администрацией Сергиево-Посадского городского округа мер по обустройству участка дороги с целью обеспечения проезда автомобильного транспорта к <адрес>, учитывая то, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения, а данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные истцами требования.
Суд считает возможным установить ответчику срок для обустройства участка дороги с целью обеспечения проезда автомобильного транспорта к <адрес> со стороны <адрес>, в соответствии с генеральным планом городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.12.2017г. №34/05-МЗ, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО4 к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об обязании обеспечить проезд и обустроить участок автомобильной дороги, удовлетворить.
Обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области обустроить участок дороги с целью обеспечения проезда автомобильного транспорта к <адрес>, в соответствии с генеральным планом городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.12.2017г. №34/05-МЗ, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Судья Т.В. Казарова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.В. Казарова