Дело № 2-1793/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2013 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М., при секретаре Новоселовой Е.Н., с участием прокурора Этимяна А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Регионального отделения в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» к Территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского об отмене решения территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского, об обязании зарегистрировать список кандидатов,
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского, просит отменить решение территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского от 06 августа 2013 года № 87/584 об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», обязать комиссию зарегистрировать список кандидатов.
Требование мотивировано тем, что основанием для отказа в регистрации списка послужило отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, необходимых документов. В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» регистрация списка кандидатов осуществляется при предоставлении избирательным объединением сведений об изменениях в данных о кандидатах, представленных ранее при выдвижении. В законе не оговорен срок, в который избирательное объединение должно предоставить такие сведения, из смысла статьи ясно только, что они должны быть представлены до регистрации списка. Заявление о внесении уточнений и дополнений в сведения о кандидатах были представлены в территориальную избирательную комиссию г. Переславля-Залесского 01 августа 2013 года. Таким образом на момент принятия решения об отказе в регистрации списка кандидатов в комиссии находился полный пакет документов необходимых для регистрации. Следует отменить, что согласно пункту <1> статьи 50 Закона Ярославской области, избирательная комиссия при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов обязана не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение. Этого сделано не было, следовательно у комиссии не было замечаний к представленному пакету документов.
Представители истца в судебном заседании по доверенности ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали, пояснили обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнительно пояснили, что избирательная комиссия должна оказывать содействие гражданам и организациям при реализации ими своих избирательных прав, однако избирательная комиссия не известила истца об отсутствии необходимых документов. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 года № 784-О-О в п. 2.3 указал «по своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов», таким образом избирательная комиссия была обязана известить истца. Так же в законодательстве не предусмотрен срок, в течение которого, избирательное объединение должно предоставить сведения об отсутствии изменений в сведениях о кандидатах, из смысла статьи ясно только, что они должны быть представлены до регистрации списка. Ввиду того, что данное заявление было предоставлено 04.08.2013 года, то есть до момента принятия решения избирательной комиссией, следовательно, на момент принятия решения, полный пакет документов был предоставлен. Так же было отмечено, что в приложении к решению ТИК имеется образец заявления о предоставлении сведений в порядке пункта <1> статьи 50 Закона Ярославской области, но нет образца заявления о предоставлении сведений в порядке пункта 1 статьи 50 Закона Ярославской области. Избирательное объединение было лишено возможности предоставить заявление установленного образца.
Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского в судебном заседании по доверенности ФИО3 против удовлетворения требований возражала, пояснила, при вынесении решения ТИК не было допущено нарушений ни материального, ни процессуального права.
Свои возражения отразила в отзыве и дополнительном отзыве на исковое заявление.
Возражения мотивировала тем, что основанием для отказа в регистрации единого списка кандидатов в депутаты городской Думы по единому избирательному округу, выдвинутому Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, необходимых документов. Регистрация списка кандидатов осуществляется при предоставлении избирательным объединением сведений при изменениях в данных кандидатов, предоставленных ранее при выдвижении, а в случае отсутствия изменений – соответствующего заявления. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области, а также сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата заканчивается за 40 дней до голосования. Согласно календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Переславль-Залесской городской Думы, срок предоставления в ТИК документов о выдвижении и регистрации с 09 июля по 29 июля 2013 года. То есть срок предоставления избирательным объединением сведений при изменениях в данных о кандидатах, предоставленных ранее при выдвижении, а в случае отсутствия изменений – соответствующего заявления истек 29 июля 2013 года. Заявление о внесении уточнений и дополнений в сведения о кандидатах в ТИК предоставлено 01 августа 2013 года, заявление о внесении уточнений и дополнений в сведения о кандидате – 04 августа 2013 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Решением ТИК г. Переславля-Залесского от 6 августа 2013 года № 87/584 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» было принято отказать в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» по единому избирательному округу. Основание для отказа в регистрации п.п. «б» п. 25 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. «б» ч. 8 <2> ст. 50 Закона Ярославской области от 02.06.2003 года № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (л.д.11).
Перечень документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидатов (списков кандидатов избирательными объединениями) установлен федеральным законом и в статьями 44, 46 Закона Ярославской области от 02.06.2003 года № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (далее Закон Ярославской области).
Статьей 77 Закона Ярославской области предусмотрено, что кандидаты, избирательные объединения для регистрации представляют в избирательную комиссию также первый финансовый отчет одновременно с документами, определенными п.1 ст. 50 данного закона (ч.1 ст.77 закона).
Согласно пункта 1 статьи 50 Закона Ярославской области регистрация списка кандидатов осуществляется при предоставлении избирательным объединением сведений при изменениях в данных о кандидатах, предоставленных ранее при выдвижении, а в случае отсутствия изменений - соответствующего заявления.
Перечень документов, прилагаемых к первому финансовому отчету, определяется организующей выборы избирательной комиссией (ч.2.ст.77 закона).
Решением ТИК №71/376 от 05 июля 2013 года утверждены перечень и формы документов, представляемых избирательными объединениями, кандидатами на выборы депутатов Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва в территориальную избирательную комиссию. В пункте 4 данного перечня указано, что для регистрации кандидатов в депутаты по единому избирательному округа необходимо представит:
сведения о реквизитах специального избирательного фонда (п.4.11);
заявление о внесении уточнений и дополнений в сведения о кандидатах (п.4.2);
первый финансовый отчет избирательного объединения (п.4.3).
Истцом в ТИК г. Переславля-Залесского был предоставлен первый финансовый отчет, извещение о реквизитах специального избирательного счета в подразделении СБ РФ, выписка из лицевого счета, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда избирательного объединения, кандидата.
Было получено подтверждение о приеме документов.
02.08.2013 года Решением ТИК г. Переславля-Залесского № 83/501 Региональное отделение в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» была извещена о неполноте сведений о кандидатах и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для выдвижения и регистрации единого списка кандидатов в депутаты Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу. В извещении (приложение к указанному решению) были указаны недостатки, которые необходимо устранить. В извещении указано, что заседание ТИК г. Переславля-Залесского состоится 06.08.2013 года.
04.08.2013 года Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» в ТИК г. Переславля-Залесского было представлено заявление о внесении уточнений и дополнений в сведения о кандидате.
01.08.2013 года ТИК г. Переславля-Залесского было получено от Регионального отделения в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» заявление об отсутствии изменений у кандидатов.
В соответствии с п. 10 ст. 44 Закона ЯО выдвижение кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы, выдвижение кандидатов на должность Губернатора Ярославской области, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до дня голосования. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области и на должность главы муниципального образования Ярославской области, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов начинается за 60 дней и заканчивается за 40 дней до дня голосования.
Таким образом законодательно определен срок подачи документов о выдвижении кандидатов, в данном случае 40 дней до голосования является дата 29 июля 2013 года.
Данный срок установлен так же Решением ТИК от 21 июня 2013 года № 68/370 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Переславль-Залесской городской Думы» (п. 11 Календарного плана мероприятий) срок представления в ТИК документов о выдвижении и регистрации с 09 по 29 июля 2013 года.
Таким образом, последний день представления в ТИК документов о выдвижении кандидатов для их регистрации - 29 июля 2013 года.
Следовательно, доводы представителя Регионального отделения в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» о том, что законодательство не содержит сведений о сроках подачи заявления и определен «до момента принятия решения о регистрации», опровергается вышеизложенным.
Согласно пункта 5 статьи 50 Закона Ярославской области избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям избирательного законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Таким образом, пояснениями сторон и материалами дела установлено, что данное требование ТИК г. Переславля-Залесского было выполнено.
Между сторонами возник спор о том, что ТИК г. Переславля-Залесского был обязан, во исполнение требований закона, известить Региональное отделение в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» об отсутствии необходимых документов, а именно заявление об отсутствии изменений в данных кандидатов.
Представитель истца, в обоснование своих требований, ссылался на то, что деятельность избирательной комиссии направлена на защиту избирательных прав, следовательно должна была сообщить о недостающих документах, данное обстоятельства подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 года № 784-О-О.
Представитель ответчика не согласный с данной позицией, указывал, что в решении ТИК от 06 августа 2013 года №87/584 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» основаниями для отказа в регистрации единого списка кандидатов в депутаты городской Думы по единому избирательному округу, выдвинутому Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», указаны подпункты в) пункта 25 ст.38 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года №67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункт б) пункта 8-2 статьи 50 Закона Ярославской области от 02 июня 2003 года №27 - з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». В данных пунктах перечисленных статей регионального и федерального законодательства указано, что основаниями отказа в регистрации списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов необходимых в соответствии с федеральным и региональным законодательством о выборах для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов. Как уже выше указывалось, в документах о выдвижении списка кандидатов Регионального отделения в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» отсутствовали сведения об изменениях в данных о кандидатах, а случае отсутствия изменений - соответствующего заявления, что согласно пункта 1 статьи 50 закона Ярославской области о выборах является обязательным требованием для регистрации кандидатов, списка кандидатов.
Отметить, что в избирательном праве действует принцип сопряженности (непрерывности) стадий избирательного процесса.
Согласно пункта 5 статьи 50 закона Ярославской области о выборах избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям избирательного законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Последним документом, представленным в ТИК Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» о выдвижении списка кандидатов в депутаты для регистрации было заявление о реквизитах специального избирательного счета в подразделении Сберегательного банка Российской Федерации. Данное заявление было представлено в ТИК 27 июля 2013 года. Ни 28, ни 29 июля 2013 года в ТИК от Регионального отделения других документов не поступало, следовательно, днем подачи для регистрации списка кандидатов данного избирательного объединения считается 27 июля 2013 года. Таким образом, стадия регистрации списка депутатов этого избирательного объединения началась с 28 июля 2013 года. В соответствии с пунктом 5 статьи 50 закона Ярославской области о выборах решение ТИК об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты было принято 6 августа 2013 года (в 10 - дневный срок с момента поступления документов). Решение ТИК принято правомочным составом. Согласно протокола заседания ТИК №87 от 06 августа 2013 года на заседании комиссии присутствовало 10 членов ТИК из 12 назначенных. За решение об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому Региональным отделением в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» члены ТИК проголосовали единогласно.
Представитель Регионального отделения политической партии в своем заявлении указывает также на то, что согласно пункту <1> статьи 50 закона Ярославской области о выборах при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов обязана не позднее, чем за три дня до заседания избирательной комиссии на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение. Что, по мнению заявителя, ТИК выполнено не было. Основываясь на этом заявитель делает вывод о том, что у ТИК не было замечаний к представленному пакету документов.
Данные утверждения голословны и не основаны на нормах действующего законодательства.
Действительно согласно пункта 1<1> статьи 50 закона Ярославской области о выборах при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов избирает об этом избирательное объединение. Данные требования закона ТИК были выполнены (решение ТИК № 83/501 от 02.0013 года и извещение направлены избирательному объединению, от которого в ТИК поступило 4 августа 2013 года соответствующее заявление).
Не представление для регистрации списка кандидатов избирательного объединения сведений об изменениях в данных о кандидатах, или заявлений об отсутствии таких изменениях (ст. 50 пункт 1 закона Ярославской области о выборах) и неполнота сведений о кандидатах или несоблюдение требований закона к оформлению документов (ст. 50 пункт 1 <1> закона Ярославской области о выборах) не являются одним и тем же понятийным инструментом. Они отличаются по содержанию и регулируются различными пунктами статей регионального и федерального законодательства. В одном случае - непредставление документа, необходимого для регистрации кандидатов, в другом - восполнение неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов. Если первое - это обязанность избирательного объединения, то второе - обязанность ТИК сообщить избирательному объединению о выявленных при проверке неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для регистрации. Если избирательное объединение вправе заменить представленный документ, оформленный с нарушением закона, то представление новых документов (сведений), необходимых для регистрации за пределами срока установленного законодательством о выборах, законодательством не допускается. Данная позиция также изложена в Протоколе заседания ЦИК России от 03.07.2013 года № 180-1-6). Норма Федерального закона с учетом положений абзацев 3 и 4 пункта 1.4 «Разъяснений по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов», предоставляет кандидатам и избирательным объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не устанавливая возможность предоставления дополнительных документов.
Соответственно, избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случае выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление об отсутствии изменений в данных о кандидатах истец должен был представить в срок до 29.07.2013 года, в соответствии с нормами действующего законодательства (а именно ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Ярославской области от 02.06.2003 года № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области») суд, соглашается с доводами представителя ответчика о том, что в одном случае речь идет о непредставлении документа, необходимого для регистрации кандидатов (заявление об отсутствии изменений в данных о кандидатах), что является обязанностью избирательного объединения, в другом о восполнение неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, что является обязанностью ТИК сообщить избирательному объединению о выявленных при проверке неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для регистрации, о чем было вынесено решение и извещено избирательное объединение. Суд, не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что не была утверждена форма заявления об отсутствии изменений в данных о кандидатах, так как это не препятствовало избирательному объединению подать заявление произвольной формы, во исполнение избирательного законодательства.
Таким образом при регистрации списка кандидатов в избирательной комиссии отсутствовал полный пакет документов, что послужило принятию решения об отказе в регистрации, следовательно решение избирательной комиссии принято в соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для его отмены судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Регионального отделения в Ярославской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» об отмене решения территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского от 06.08.2013 года № 87/584 и об обязании комиссии зарегистрировать список кандидатов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2013 года.