ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1794/19 от 09.07.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2019 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1794/2019 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» (далее ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»), в котором просит обязать ответчика разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-264/10 от 29.10.2018 г., отразив их в проекте освоения лесов в срок до 01.06.2019 года.

В обоснование иска прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства Министерством лесного комплекса РФ, а также территориальными управлениями Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому и Падунскому лесничествам. В ходе проверки были проверены проекты освоения лесов, на лесных участках, переданных в аренду лесозаготовителям, в том числе ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство».

ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» зарегистрировано 20.11.2012 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1023800841570, и состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области, ИНН/КПП 3804021408/ 380401001.

29.10.2018 г. агентством лесного хозяйства Иркутской области заключен договор аренды лесного участка № 91-264/10 с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство». Согласно указанному договору, арендатор получил в пользование с целью заготовки древесины лесные участки, общей площадью 17655 га, расположенные по адресу: <адрес>.

Соответствующие лесные участки переданы по договору аренды на срок 49 лет для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок лесных насаждений. Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, вновь созданным лесопользователем в 2018 г и получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденным распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области от 07.12.2018 № 4156-мр.

Кроме того, проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанными договорами аренды, является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира.

В тоже время, при проверке проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от 10.03.2011 № 91-84/11, выявлены его несоответствие требованиям приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2012 № 69.

В нарушение требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка не содержит сведений о характеристиках водных объектов, перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Имеющаяся в проекте ведомость лесотаксационных выделов, в которой должны содержаться конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, таковых сведений не содержит за исключением указания в ней общих мероприятий (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов и оврагов), не содержащих в себе какой-либо конкретики.

При этом в проекте, в разделе 5.5 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25)» указаны лесные кварталы и выделы, являющиеся берегозащитными, т.е. расположены вдоль водных объектов. Так же на стр.104 проекта указана ссылка на водные объекты, имеющиеся на арендованных лесных участках.

Вместе с тем, согласно сведениям о животном мире района расположения арендуемого лесного участка, отраженного в подразделе 5.3 проекта, животный мир на интересуемом участке довольно разнообразен и насчитывает 14 редких видов птиц и 2 вида животных. Дикие млекопитающие на рассматриваемой территории представлены четырьмя отрядами: парнокопытные, хищные, грызуны, зайцеобразные. Кроме видов охотничьих ресурсов, на территории Братского района встречаются азиатский бурундук, летяга, водяная полевка, сибирский крот. Кроме того, из подраздела 5.1 проекта следует, что общая протяженность водных объектов на арендуемой территории составляет 49,6 км, а их общая площадь 20 га. Также на территории имеются болота на площади 1188,9 га.

Кроме того, Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»), в котором просит обязать ответчика разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 г., отразив их в проекте освоения лесов в срок до 01.06.2019 года.

10.03.2011 г. агентством лесного хозяйства Иркутской области заключен договор аренды лесного участка № 91-84/11 с ЗАО «Братский лесхоз». Согласно указанному договору, арендатор получил в пользование с целью заготовки древесины лесные участки, общей площадью 48529 га, расположенные по адресу: <адрес>.

Соглашением от 01.11.2013 к договору аренды лесного участка № 91-84/11, произведена замена стороны договора (арендатора ЗАО «Братский лесхоз») на нового арендатора (ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»).

Соответствующие лесные участки переданы по договору аренды на срок 49 лет для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок лесных насаждений. Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, вновь созданным лесопользователем в 2018 г и получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденным распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области от 11.12.2018 № 4224-мр.

В тоже время, при проверке проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от 10.03.2011 № 91-84/11, выявлены его несоответствие требованиям приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2012 № 69.

В нарушение требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка, не содержит сведений о характеристиках водных объектов, перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Имеющаяся в проекте ведомость лесотаксационных выделов, в которой должны содержаться конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, таковых сведений не содержит за исключением указания в ней общих мероприятий (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов и оврагов), не содержащих в себе какой-либо конкретики.

При этом в проекте, в Разделе 6.5 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25)» указаны лесные кварталы и выделы, являющиеся берегозащитными, т.е. расположены вдоль водных объектов. Кроме того, на странице 237 проекта (карта № 7), указаны участки особо ценного кедрового леса. Так же на стр. 182 проекта указана ссылка на водные объекты, имеющиеся на арендованных лесных участках.

Вместе с тем, согласно сведениям о животном мире района расположения арендуемого лесного участка, отраженного в подразделе 6.3 проекта, животный мир на интересуемом участке довольно разнообразен и насчитывает 24 вида зверей и птиц, 14 редких видов птиц и 2 вида животных. Дикие млекопитающие на рассматриваемой территории представлены четырьмя отрядами: парнокопытные, хищные, грызуны, зайцеобразные. Кроме видов охотничьих ресурсов, на территории Братского района встречаются азиатский бурундук, летяга, водяная полевка, сибирский крот. Кроме того, из подраздела 6.1 проекта следует, что общая протяженность рек и ручьев на арендуемой территории составляет 250 км, а их общая площадь 189,5 га. Также на территории имеются болота на площади 660,6 га.

Определением суда от 29.05.2019 гражданские дела № 2-1794/2019 и 2-1795/2019 объединены в одно производство, гражданскому делу присвоен № 2-1794/2019.

В судебном заседании помощник Братского природоохранного прокурора Середкин Е.В. исковые требования поддержал, по доводам, в них изложенным, просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, уточнил требования в части сроков выполнения мероприятий ответчиком до 01.10.2019 года.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по доверенности Снимщикова Л.В. признала исковые требования Братского природоохранного прокурора в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 173, 39 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области не явился, будучи надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, согласно отзыву на иск, считает, что представленный на государственную экспертизу Проекты ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» соответствуют нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных Проектом, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, Лесному плану субъекта Российской Федерации.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены индивидуальный предприниматель Герасимова А.И., Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».

В судебное заседание третье лицо индивидуальный предприниматель Герасимова А.И. не явилась, будучи надлежаще извещена.

В судебное заседание представитель третьего лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» не явился, будучи надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск указывает на то, что оспариваемый проект освоения лесов соответствует требованиям к Составу проекта освоения лесов. Все необходимые разделы, предусмотренные Составом проекта освоения лесов, были разработаны. Мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные проектом освоения лесов, соответствуют лесохозяйственному регламенту Братского лесничества.

Выслушав стороны, учитывая признание ответчиком исковых требований, которое не противоречит закону и интересам других лиц, исследовав материалы дела, суд, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).

В силу ст. 3 Водного Кодекса РФ к основным принципам водного законодательства относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны водных объектов перед их использованием, при этом использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с требованиями ч.2 ст. 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водотоки – реки, ручьи, каналы.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 63 Водного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Водоохранными зонами в соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

На основании ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, расположенные в водоохранных зонах.

В силу ст. 104 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются выборочные рубки лесных насаждений очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки.

Иные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010г. № 485.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

При этом в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд, а также водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также водных объектов должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного и водного мира.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

В соответствии с п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474, не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог. При этом необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки.

Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В ходе судебного разбирательства, судом установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства Министерством лесного комплекса РФ, а также территориальными управлениями Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому и Падунскому лесничествам.

В ходе проверки были проверены проекты освоения лесов, на лесных участках, переданных в аренду лесозаготовителям, в том числе, обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство».

ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» зарегистрировано 20.11.2012 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером ***, и состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области, ИНН/КПП 3804021408***.

29.10.2018 г. агентством лесного хозяйства Иркутской области заключен договор аренды лесного участка № 91-264/10 с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство». Согласно указанному договору, арендатор получил в пользование с целью заготовки древесины лесные участки, общей площадью 17655 га, расположенные по адресу: <адрес>.

Соответствующие лесные участки переданы по договору аренды на срок 49 лет для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок лесных насаждений. Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, вновь созданным лесопользователем в 2018 г и получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденным распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области от 07.12.2018 № 4156-мр.

При проверке проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от 10.03.2011 № 91-84/11, выявлены его несоответствие требованиям приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2012 № 69.

В нарушение требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка, не содержит сведений о характеристиках водных объектов, перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Имеющаяся в проекте ведомость лесотаксационных выделов, в которой должны содержаться конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, таковых сведений не содержит за исключением указания в ней общих мероприятий (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов и оврагов), не содержащих в себе какой-либо конкретики.

При этом в проекте, в разделе 5.5 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25)» указаны лесные кварталы и выделы, являющиеся берегозащитными, т.е. расположены вдоль водных объектов. Так же на стр. 104 проекта указана ссылка на водные объекты, имеющиеся на арендованных лесных участках.

Вместе с тем, согласно сведениям о животном мире района расположения арендуемого лесного участка, отраженного в подразделе 5.3 проекта, животный мир на интересуемом участке довольно разнообразен и насчитывает 14 редких видов птиц и 2 вида животных. Дикие млекопитающие на рассматриваемой территории представлены четырьмя отрядами: парнокопытные, хищные, грызуны, зайцеобразные. Кроме видов охотничьих ресурсов, на территории Братского района встречаются азиатский бурундук, летяга, водяная полевка, сибирский крот. Кроме того, из подраздела 5.1 проекта следует, что общая протяженность водных объектов на арендуемой территории составляет 49,6 км, а их общая площадь 20 га. Также на территории имеются болота на площади 1188,9 га.

Кроме того, судом установлено, что 10.03.2011 г. агентством лесного хозяйства Иркутской области заключен договор аренды лесного участка № 91-84/11 с ЗАО «Братский лесхоз». Согласно указанному договору, арендатор получил в пользование с целью заготовки древесины лесные участки, общей площадью 48529 га, расположенные по адресу: <адрес>.

Соглашением от 01.11.2013 к договору аренды лесного участка № 91-84/11, произведена замена стороны договора (арендатора ЗАО «Братский лесхоз») на нового арендатора (ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»).

Соответствующие лесные участки переданы по договору аренды на срок 49 лет для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок лесных насаждений. Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, вновь созданным лесопользователем в 2018 г и получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденным распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области от 11.12.2018 № 4224-мр.

При проведении проверки установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанными договорами аренды, является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира.

При проверке природоохранной прокуратурой проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от 10.03.2011 № 91-84/11, выявлены его несоответствие требованиям приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2012 № 69.

В нарушение требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка, не содержит сведений о характеристиках водных объектов, перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Имеющаяся в проекте ведомость лесотаксационных выделов, в которой должны содержаться конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, таковых сведений не содержит за исключением указания в ней общих мероприятий (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов и оврагов), не содержащих в себе какой-либо конкретики.

При этом в проекте, в Разделе 6.5 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25)» указаны лесные кварталы и выделы, являющиеся берегозащитными, т.е. расположены вдоль водных объектов. Кроме того, на странице 237 проекта (карта № 7), указаны участки особо ценного кедрового леса. Так же на стр. 182 проекта указана ссылка на водные объекты, имеющиеся на арендованных лесных участках.

Вместе с тем, согласно сведениям о животном мире района расположения арендуемого лесного участка, отраженного в подразделе 6.3 проекта, животный мир на интересуемом участке довольно разнообразен и насчитывает 24 вида зверей и птиц, 14 редких видов птиц и 2 вида животных. Дикие млекопитающие на рассматриваемой территории представлены четырьмя отрядами: парнокопытные, хищные, грызуны, зайцеобразные. Кроме видов охотничьих ресурсов, на территории Братского района встречаются азиатский бурундук, летяга, водяная полевка, сибирский крот. Кроме того, из подраздела 6.1 проекта следует, что общая протяженность рек и ручьев на арендуемой территории составляет 250 км, а их общая площадь 189,5 га. Также на территории имеются болота на площади 660,6 га.

Таким образом, отсутствие в проектах освоения лесов сведений о характеристике водных объектов, конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов, ведомостей лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ.

В то же время, отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной животного мира и водных объектов, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды. Также создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты.

Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, водных объектов, а также порядок ведения деятельности по заготовке древесины, в частности, ст.ст. 22, 56 ФЗ «О животном мире, ст. 3, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды от 13.09.2016г. № 474. Действиями Общества нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в том, что согласно статьями 4, 15 Конституции РФ государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституцию Российской Федерации и законов; защиту права и свободы человека и гражданина, а деятельностью Общества нарушаются требования действующего законодательства, не соблюдаются требования Конституции РФ, гарантирующих от имени Российской Федерации соблюдение прав граждан. Тем самым государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Согласно ст. 173 ГПК РФ, суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

Исследовав материалы дела, учитывая признание ответчиками исковых требований, которое суд принимает, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд, находит иски Братского природоохранного прокурора к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» об обязании разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-264/10 от 29.10.2018 г., отразив их в проекте освоения лесов, об обязании разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 г., отразив их в проекте освоения лесов обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем суд учитывает, временные затраты на разработку вышеназванных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, дату вынесения решения суда, в связи с чем в соответствии частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 31.12.2019.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-264/10 от 29.10.2018, отразив их в проекте освоения лесов в срок до 31.12.2019.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 г., отразив их в проекте освоения лесов в срок до 31.12.2019.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.В. Орлова