Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Новгород
Приокский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Бадояна С.А., при секретаре Аникиной Я.О., с участием истца ФИО1, представителя третьего лица З ФИО2, представителя третьего лица А ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Д, Т об обязании произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и за индивидуальное потребление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Д. В обоснование иска указал, что является собственником квартиры по адресу <адрес>, в которой постоянно проживает. С ДД.ММ.ГГГГ платеж за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды (ОДН) переведен в графу содержание жилого помещения и рассчитывается в течение года по нормативам, утвержденным органом государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Нормативы утверждены из расчета на 1 кв.м. площади общедомового имущества. Каким образом получены цифры в квитанциях как тариф на 1 м жилого помещения в 2,52 и далее 5,04 и соответственно полученные умножением на площадь 74,2 - 186,98 руб. и далее 373,97 руб. суммы к оплате, ответчик пояснить не может. Расчет в соответствии с законом из действующего в первом полугодии 2017 года норматива на площадь общего имущества без учета технических помещений дает цифру в 68 руб. в месяц. Энергосервисного договора у ответчика в заявленный исковой период нет. Закон предусматривает (п.42 Правил №) общий принцип оплаты фактически потребленного всеми помещениями дома объема коммунального ресурса, определенного исходя из показаний ОДПУ, пропорционально площади занимаемого помещения в доме. Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые не предоставлены (ч.1 ст. 157 ЖК РФ) и согласуется с ч. 1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№. А потому в соответствии с ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ, приложением 2 к правилам № по итогам года (в первом квартале) происходит корректировка по формуле, предусматривающей учет показаний ОДПУ, показаний ИПУ и рассчитанных величин с учетом повышающего коэффициента для помещений, не имеющих ИПУ. Потребление за 4 предыдущих месяца только по жилым помещениям превышает объем ОДПУ. Перерасчет ответчиком не произведен. Законные требования истца проигнорированы в нарушение пп. д, е п.31 Правил № и ст.ст. 13-15 Закона «О защите прав потребителей». Сделать самостоятельный расчет истец лишен возможности, ходатайствует о предоставлении ответчиком данных общедомового прибора учета (ОДПУ), поквартирного по индивидуальным приборам учета (ИПУ) и нормативам с повышающим коэффициентом и аналогично по всем нежилым помещениям, а также истории начислений по данной статье за исковой период. На основании изложенного, истец просит обязать произвести перерасчет за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета, показаний индивидуальных приборов учета и рассчитанных величин с учетом повышающего коэффициента для помещений, не имеющих индивидуального прибора учета, по всем помещениям (9 437,2 + 2276,3) за период май - ДД.ММ.ГГГГ включительно; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 50 000 руб., расходы на оплату услуг юриста, представителя, на проезд, почтовые и другие признанные судом необходимыми расходы.
В ходе рассмотрения дела истец привлек в качестве соответчика Т и дополнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, указав, что в ходе проведения экспертизы было выявлено наличие бездоговорного потребления, объем которого составляет минимум 34 000 кВт, что превышает показания ОДПУ за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с правилами объем электропотребления на общедомовые нужды определяется как разность между показаниями ОДПУ и потреблением во всех помещениях, подключенных из-под ОДПУ. В данном случае возникает отрицательная величина, которая должна быть распределена между всеми собственниками и на соответствующую долю должно быть уменьшено индивидуальное потребление, в связи с чем истец просит обязать Д и Т произвести перерасчет за индивидуальное потребление за май-ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами № (т.6 л.д.46).
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал.
Ответчик Д явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном порядке, ранее в дело предоставлены письменные возражения, из которых следует, что перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды за период май - ДД.ММ.ГГГГ произведен в полном объеме, в том числе частично на основании предписания Государственной жилищной инспекции в августе 2018 года и с учетом выявленного бездоговорного потребления электроэнергии в помещениях художественных мастерских в апреле 2019 года. Таким образом, требования искового заявления удовлетворены в полном объеме, в связи с чем ответчик просил в удовлетворении искового заявления отказать (т.6 л.д. 6-7).
Ответчик Т явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, З ФИО2, действующий по доверенности, согласился с исковыми требованиями.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, А ФИО3, действующая по доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП ФИО4, Нижегородское областное отделение всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела они извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Заслушав присутствующих истца, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к указанным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес> и проживает в указанном жилом помещении (т.1 л.д. 6).
Собственниками остальных долей по 1/3 являлись родители истца ФИО5 и ФИО6
Согласно договору управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГД является управляющей организацией и приняло на себя полномочия по управлению вышеуказанным многоквартирным домом (т.1 л.д. 19-25).
ДД.ММ.ГГГГ Приокским районным судом города Нижнего Новгорода рассмотрено гражданское дело по иску ФИО1 к Д, Т об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов. Вступившим в законную силу решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. На Д возложена обязанность произвести ФИО1 перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на ОДН в МКД по адресу: <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, исходя из площадей помещений, входящих в состав общего имущества, а также площадей жилых и нежилых помещений согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГБ: общая площадь дома без учета лоджий и балконов 14 811 кв.м, с учетом лоджий и балконов 15 265,3 кв.м, площадь жилых помещений без учета лоджий и балконов 8989,3 кв.м, с учетом лоджий и балконов 9437,2 кв.м, площадь нежилых помещений 2276,3 кв.м, площадь МОП дома 3551,8 кв.м; при этом перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, следует проводить с учетом требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С Д в пользу ФИО1 взысканы компенсация морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 250 рублей, судебные издержки в размере 49 рублей 50 копеек. В удовлетворении остальной части иска и в иске к Т отказано (т.1 л.д. 131-140).
По сведениям Т, полученным по запросу суда, энергоснабжение многоквартирного дома осуществляется на основании договора энергоснабжения №, заключенного между Т и Д, из-под коллективного (общедомового) прибора учета подключено интернет-оборудование Р (договор энергоснабжения №), Х (договор энергоснабжения №). Расчет объемов потребления электрической энергии интернет-оборудованием производится в соответствии с п. 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Нежилые помещения, подключенные до общедомового прибора учета: ФИО4 (договор №), З (договор №) (т.1 л.д. 47-48, т.2 л.д. 15).
В квартире истца имеется индивидуальный прибор учета, показания которого приведены в прилагаемой к ответу Т таблице наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных помещений многоквартирного дома (т.1 л.д. 49-62).
Как указано в ответе сетевой организации С, полученному по запросу суда, жилой дом № по <адрес> имеет три технологических присоединения к сетям, организованных от ТП-4047, принадлежащего С. В отношении данных кабельных линий установлены следующие границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности: две кабельные линии имеют границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между С и Д. Указанные границы находятся в месте соединения кабельных линий 0,4 кВ с ВРУ жилого дома, в данном ВРУ имеется 2 расчетных общедомовых прибора учета: №, №. Третья кабельная линия имеет границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между С и ИП ФИО4, указанная граница находится в месте соединения кабельной линии 0,4 кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-4047, узел учета в отношении этого присоединения организован в ВРУ нежилых помещений № (т.1 л.д. 98).
Согласно ведомости начисления и оплаты по квартире истца начисления по электропотреблению на общедомовые нужды (ОДН) составили в ДД.ММ.ГГГГ по 373 руб. 97 коп. (т.1 л.д. 4).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Д с требованиями произвести перерасчет за электроэнергию, потребленную на содержание общедомового имущества за 2017 год (т.1 л.д. 5).
Ответа на данное обращение не последовало.
По вышеуказанным правилам определения расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, размер таких расходов может составлять меньшую величину, чем размер норматива потребления коммунальных услуг, в связи с чем Д при выставлении платы за услугу обязано учитывать фактические показания общедомового прибора учета, чего в данном случае сделано не было.
По обращению ФИО1 Г в отношении Д проведена проверка на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы за услугу электроснабжения.
Проведенной проверкой установлено, что начисления по услуге электроснабжения на ОДН производились управляющей компанией в размере норматива без учета фактического потребления электроэнергии, что привело к увеличению выставленных к оплате начислений за январь - ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 26-27).
По результатам проведенной проверки Д выполнило перерасчет по квартире истца по услуге электроснабжение на ОДН за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии, уменьшив начисления на сумму 163 руб. 22 коп., данный перерасчет произведен в сентябре 2018 года (т.1 л.д. 33).
Показания общедомового прибора учета электроэнергии и поквартирных приборов учета при выполнении перерасчета учтены правильно, в соответствии с данными энергопотребления, которые предоставлены в дело ресурсоснабжающей организацией Т.
В качестве одного из оснований для перерасчета платы за услугу электроснабжение на содержание общедомового имущества истцом указано на наличие нежилых помещений, потребление которых не учитывается при расчете взимаемой с жильцов платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
В целях проверки доводов истца в ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчика Д была назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам экспертов В, которому было поручено проведение экспертизы, помещения жилого многоквартирного <адрес> г. Н.Новгорода подключены к электросетям от ТП, расположенной во дворе. Имеются три точки присоединения. Первая точка обслуживает ломбард, парикмахерскую, магазин инструментов, оптику. Вторая точка присоединения обслуживает магазин. Третья точка: все остальные помещения и оборудование жилой части дома, включая квартиры, места общего пользования, помещения надстроек. Учет электроэнергии осуществляется в помещениях электрощитовых по каждому отдельному вводу. Два узла учета, с отдельных вводов, ведут учет в группе помещений магазина и ломбарда. От узла учета ломбарда ведется учет парикмахерской, магазина инструментов и оптики. На каждом помещении этой группы, установлен свой счётчик электроэнергии. Расчет за потребленную электроэнергию, ведется методом вычитания показания конкретного потребителя из общего узла, согласно договора, представленного в материалах дела. Все остальные помещения и оборудование жилого дома учитываются единым узлом учета, из которого вычитается потребление лифтов. Нежилые помещения в надстройках подключены к общедомовому узлу учета. Учет электроэнергии осуществляется приборами старого образца, повсеместно заменяемыми на новые, электронные. Сведений о снятии показаний этих счётчиков, заключенных договорах на электроснабжение в материалах дела не имеется (т. 5 л.д. 204-236).
Из указанного заключения экспертов следует, что расположенные в надстройках (надстроенных этажах № и №) нежилые помещения получают электроэнергию через общедомовой прибор учета. При этом электропотребление этих помещений при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды не учитывается, доказательств обратного в деле не имеется, никаких сведений об электропотреблении в данных помещениях от ресурсоснабжающей организации не предоставлено. Ответчик Д заключение экспертов не оспаривало.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
В силу пункта 62 указанных Правил при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, в редакции, которая действовала в период возникновения спорных правоотношений, "бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Пунктом 167 Основных положений установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В силу пунктов 192, 193, 196 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем. В случае, если сетевая организация не присутствовала при проведении гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) проверки состояния приборов учета, в результате которой был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, то акт о неучтенном потреблении электрической энергии составляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и не позднее 3 рабочих дней со дня его составления передается в сетевую организацию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии). Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Исходя из указанных положений действующего законодательства обязанность по выявлению бездоговорного потребления в случае если ресурсопотребляющее оборудование потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям многоквартирного жилого дома, лежит на управляющей организации, которой является Д.
В связи с выявлением бездоговорного потребления Д в ДД.ММ.ГГГГ выполнило перерасчет платы за электроснабжение на ОДН по квартире истца, в результате которого размер платы за ДД.ММ.ГГГГ составил 16,94 руб., за ДД.ММ.ГГГГ - 111,91 руб. (т.6 л.д. 9-10).
Таким образом, в результате перерасчета, выполненного Д в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, размер платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за май 2017 года уменьшилась на 357 руб. 03 коп., за ДД.ММ.ГГГГ на 262 руб. 06 коп.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в надстроенных этажах № и № находятся нежилые помещения № (т.4 л.д. 69-104).
Нежилые помещения 10, 11, 12, 13 принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «город Нижний Новгород», из них нежилые помещения № переданы в безвозмездное пользование Нижегородскому областному отделению всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» по договорам безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (т.5 л.д.154-168).
Нежилые помещения № находятся в собственности физических лиц.
Из заключения строительно-технической экспертизы следует, что все указанные помещения надстроенного этажа имеют подключение к внутридомовым электрическим сетям многоквартирного дома, следовательно, потребление электроэнергии в указанных помещениях должно быть учтено при расчете платы за услугу электроснабжения на содержание общедомового имущества.
Ответчиком Д предоставлены три акта о бездоговорном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нежилых помещений надстроенных этажей, находящихся в пользовании Н (художественные мастерские). Согласно актам установлено отсутствие прямых договорных отношений потребителя с ресурсоснабжающей организацией Т, в связи с чем Д выполнен расчет объема бездоговорного потребления электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ (т.6 л.д. 58-63).
Однако доказательств выполнения Д перерасчета с учетом выявленного бездоговорного потребления в остальных нежилых помещениях надстроенных этажей, а именно №№, 14, 15 не предоставлено.
Поскольку материалами дела подтверждается, что при расчете платы за услугу электроснабжения на ОДН были допущены нарушения, в том числе начисления производились по нормативу без учета фактического потребления электроэнергии по общедомовому прибору учета, не учитывалось электропотребление нежилых помещений, расположенных в надстроенных этажах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и обязывает Д произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома ФИО1 за период ДД.ММ.ГГГГ, с учетом площадей помещений, входящих в состав общего имущества, а также площадей жилых и нежилых помещений согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»: общая площадь дома без учета лоджий и балконов 14 811 кв.м, с учетом лоджий и балконов 15 265,3 кв.м, площадь жилых помещений без учета лоджий и балконов 8989,3 кв.м, с учетом лоджий и балконов 9437,2 кв.м, площадь нежилых помещений 2276,3 кв.м, площадь МОП дома 3551,8 кв.м, исходя из показаний общедомового прибора учета и с учетом объема потребления электроэнергии в нежилых помещениях №, расположенных в надстроенных этажах № и № жилого дома.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком дважды был выполнен перерасчет указанных начислений суммы выполненного перерасчета в размере 357 руб. 03 коп. за ДД.ММ.ГГГГ и 262 руб. 06 коп. за ДД.ММ.ГГГГ необходимо зачесть в счет исполнения настоящего решения.
Оснований для удовлетворения исковых требований к Т не имеется, так как договорные отношения у истца с данной организацией в спорный период отсутствовали, нарушений прав истца со стороны данного ответчика не допущено, в спорный период действовал договор управления многоквартирным домом, исполнителем услуги по электроснабжению на содержание общедомового имущества выступала управляющая организация Д.
Не имеется также оснований для перерасчета индивидуального потребления по квартире истца, поскольку расчет платы за индивидуальное потребление произведен Д по показаниям индивидуального прибора учета, а выявление бездоговорного потребления в иных помещениях многоквартирного дома не может повлечь снижение расхода потребленной электронергии по индивидуальному прибору учета в квартире истца.
В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения изготовителем или организацией, выполняющей функции изготовителя, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Факт нарушения прав потребителя в полном объеме нашел свое подтверждение, что является основанием для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда, размер которой с учетом конкретных обстоятельств дела, степени и характера страданий истца, степени вины ответчика, а также принципа разумности и справедливости определяется судом в 1 000 рублей.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Исходя из взысканной суммы компенсации морального вреда с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с подготовкой искового заявления и обращением в суд истец произвел затраты на копирование и печать документов на сумму 229 руб. 50 коп., что подтверждено товарными и кассовыми чеками (т.1 л.д. 15,16, т.6 л.д. 3-5). Указанные расходы являются судебными издержками истца и по результатам рассмотрения дела подлежат взысканию с ответчика Д.
Кроме этого заявлено о взыскании транспортных расходов на сумму 28 руб. по контрольному билету от ДД.ММ.ГГГГ и расходов на бензин по кассовому чеку от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150 руб.
Суд не находит оснований для возмещения расходов на приобретение бензина на сумму 150 руб., поскольку истцом не предоставлен расчет стоимости бензина, потраченного в связи с необходимостью прибытия в суд, однако считает возможным удовлетворить требования исходя из стоимости проезда на муниципальном транспорте в размере 28 руб.
Итого с ответчика Д в счет возмещения расходов истца на услуги транспорта подлежит взысканию 56 руб.
Доказательств несения иных расходов в связи с рассмотрением настоящего дела, в том числе расходов на оплату услуг юриста, представителя, почтовых расходов, суду не предоставлено, следовательно, в остальной части требования истца не подлежат удовлетворению, как не подтвержденные документально.
В связи с проведением по ходатайству ответчика Д строительно-технической экспертизы и по результатам рассмотрения дела с указанного ответчика в пользу В за услуги эксперта подлежит взысканию 45 000 руб.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Д подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Д удовлетворить частично.
Обязать Д произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома ФИО1, проживающему по адресу: <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ с учетом площадей помещений, входящих в состав общего имущества, а также площадей жилых и нежилых помещений согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»: общая площадь дома без учета лоджий и балконов 14 811 кв.м, с учетом лоджий и балконов 15 265,3 кв.м, площадь жилых помещений без учета лоджий и балконов 8989,3 кв.м, с учетом лоджий и балконов 9437,2 кв.м, площадь нежилых помещений 2276,3 кв.м, площадь МОП дома 3551,8 кв.м, исходя из показаний общедомового прибора учета и с учетом объема потребления электроэнергии в нежилых помещениях № расположенных в надстроенных этажах № и № жилого дома.
Зачесть в счет исполнения настоящего решения сумму выполненного перерасчета в размере 357 руб. 03 коп. за май 2017 года и 262 руб. 06 коп. за ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Д в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф за нарушение порядка добровольного удовлетворения требований потребителя в размере 500 рублей, судебные издержки на копирование и печать документов 229 руб. 50 коп., транспортные расходы 56 руб.
В удовлетворении остальной части иска ФИО1 к Д об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.
В удовлетворении иска ФИО1 к Т об обязании произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и за индивидуальное потребление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказать полностью.
Взыскать с Д в пользу В за услуги эксперта 45 000 руб., государственную пошлину в доход местного бюджета 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Приокский районный суд г.Н.Новгорода в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Бадоян
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.