ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1795/20 от 13.01.2021 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-31/2021

УИД 37RS0007-01-2020-003276-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2021 года гор. Кинешма, Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Колесниковой И.В., с участием представителя истицы Гришиной Е.А. – Вахляева П.А., представителя ответчика Администрации городского округа Кинешма – Власовой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Гришиной Е.А. к Администрации городского округа Кинешма о признании реконструкции жилого дома законной и признании права собственности на индивидуальный жилой дом в реконструированном виде,

У С Т А Н О В И Л :

Гришина Е.А. обратилась в Кинешемский городской суд с иском к Администрации городского округа Кинешма о признании реконструкции законной и признании права собственности на индивидуальный жилой дом в реконструированном виде, расположенный по адресу: <адрес>.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято заявление стороны истца об увеличении исковых требований – о признании отказа Администрации городского округа Кинешма в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ за , – незаконным.

Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Гришиной Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный на землях поселений площадью <данные изъяты> кв.м., на котором расположен жилой дом, общей площадью 39.1 кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

В целях повышения благоустройства указанного жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ истец без наличия какой-либо разрешительной документации произвела его реконструкцию, в результате которой произошло увеличение общей площади жилого дома на <данные изъяты> кв.м, и жилой площади на <данные изъяты> кв.м, за счет внутренней перепланировки в лит. А путем демонтажа и возведения новых перегородок: утепления хозяйственного двора лит. А1, путем обкладки пеноблоками; оборудования в пристройке лит. А1 прихожей, кухни, жилой комнаты. В настоящий период общая площадь жилого дома составляет 76.1 кв.м., жилая площадь 44.2 кв.м., согласно данных технического паспорта на жилой дом составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем истица обратилась в администрацию городского округа Кинешма с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в выдаче разрешения на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительным планом земельного участка, поскольку объект капитального строительства по <адрес> находится в береговой полосе.

Истица в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <данные изъяты> для получения технического заключения обследования жилого дома по адресу: <адрес>.

В соответствии с Техническим заключением <данные изъяты> (заказ ), индивидуальный жилой дом по ул<адрес>, подходит для эксплуатации в качестве жилого, согласно <данные изъяты>.

Истец считает, что отказ, полученный ей от Администрации городского округа Кинешма, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не обоснован, так как собственником земельного участка и расположенного на нём домовладения истец стала в ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом с ДД.ММ.ГГГГ. Водный кодекс РФ введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на ранее возникшие правоотношения не распространяется. В свидетельстве о государственной регистрации права, выданном ДД.ММ.ГГГГ, сведений о существующих ограничениях (обременениях) права не зарегистрировано.

Администрация городского округа Кинешма письмом от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истицы дополнительно сообщила, что собственник объекта недвижимости для внесения изменений основных характеристик объекта недвижимости, обращается в орган регистрации прав, через многофункциональные центры. Для этого необходимо иметь технический план помещения, изготовленный кадастровым инженером.

Принимая во внимание изложенное в письме, истец обратилась в МО по г. Кинешме и Кинешемскому и Заволжскому районам Управления Росреестра по Ивановской области с соответствующим заявлением.

Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в государственном кадастровом учете на здание с кадастровым номером .

В дополнениях к иску сторона истца указала, что на основании пункта 10 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 г. № 377, при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии. При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов береговая линия (граница водного объекта) пруда, водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды.

Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 14 Правил).

Исходя из приведенных нормативных правовых актов РФ, сопоставить координаты характерных точек границ спорного земельного участка с координатами границ Горьковского водохранилища не представляется возможным, поскольку границы береговой полосы Горьковского водохранилища в сторону земельного участка с кадастровым номером не поставлены на кадастровый учет.

Согласно представленному истцом плану участка , вид разрешенного использования земельного участка: размещение и обслуживание индивидуального жилого дома, категория земель: земли поселений. В представленном плане имеется указание на то, что вся площадь земельного участка находится в водоохранной зоне реки Кинешемка. Аналогичная информация в отношении земельного участка с кадастровым номером содержится в публичной кадастровой карте, а именно, категория земель: земли населённых пунктов; разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки; по документу: размещение и обслуживание индивидуального жилого дома.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (действующему на момент регистрации земельного участка) в пределах водоохранных зон запрещаются, в том числе, проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

В связи с тем, что указанный документ утратил силу по вопросу, касающемуся правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос, применяется статья 65 Водного кодекса РФ. При этом, в части 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса РФ не содержится запрещений на проведение реконструкции объектов, так же не содержали запретов на реконструкцию объектов ранее действующие нормативные правовые акты.

При этом, считают необходимым указать, что собственником домовладения и земельного участка истица стала в ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом, то есть, до введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. и до введения Федеральным законом от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ в статью 27 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. пункта 8, запретившего приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.

Поэтому полагают, что права истицы в отношении земельного участка, находящихся на нем жилого дома и хозяйственных построек являются ранее возникшими и к ним не могут быть применены положения Водного кодекса РФ, установившего требования в отношении береговой полосы.

Действовавший до 01.01.2007 г., Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г. не содержал понятия «береговой полосы» и, соответственно, не устанавливал каких-либо требований по отношению к ней. Статьей 20 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования определялась как бечевник, и предусматривалось, что она не может превышать 20 метров и предназначается для общего пользования. Каких-либо иных ограничений в отношении пользования бечевником ранее действовавшее законодательство не устанавливало.

При таких обстоятельствах истец считает, что необходимо при разрешении спора применять не только нормы материального права, но и их действие во времени и, исходить из того, что жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения были возведены на земельном участке истицы до введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г., установившего требования в отношении береговой полосы.

Исходя из приведенных законоположений, истец полагает возможным сделать вывод, что произведённая без разрешительной документации реконструкция жилого дома <адрес> является законной.

На основании изложенного истец, с учетом заявления об увеличении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, просит суд:

1. признать произведённую без разрешительной документации реконструкцию жилого дома <адрес> – законной;

2. признать за Гришиной Е.А. право собственности на реконструированный индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>;

3. признать отказ Администрации городского округа Кинешма в выдаче разрешения на реконструкцию, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ за , – незаконным.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части искового требования о признании отказа Администрации городского округа Кинешма в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ за , незаконным – прекращено, в связи с отказом истца от иска в указанной части, производство по делу продолжено по иску Гришиной Е.А. к Администрации городского округа Кинешма в части исковых требований:

1.признать произведённую без разрешительной документации реконструкцию жилого дома <адрес> – законной;

2.признать за Гришиной Е.А. право собственности на реконструированный индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

Истица Гришина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истицы Гришиной Е.А. – Вахляев П.А. (на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования в окончательной редакции поддержал, сославшись на обстоятельствах, изложенные в иске и дополнении к исковому заявлению.

Представитель ответчика Администрации городского округа Кинешма – Власова М.И. против иска возражала, пояснив, что жилой дом истицы Гришиной Е.А. находится в береговой полосе, где в соответствии с положениями ст. 6 Водного кодекса РФ, какое-либо строительство запрещено. Обратила внимание на то, что, согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, реконструкция таких объектов, как домовладение истца, возможно только посредством уменьшения их площади. Считает, что жилой дом истицы Гришиной Е.А. в реконструированном виде на основании разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует отнести к самовольной постройке. Также, отметила, что земельный участок, принадлежащей истице, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Кинешма», утвержденными Решением городской Думы городского округа Кинешма Ивановской области от 28.11 2018 года, расположен в зоне <данные изъяты>, то есть, зоне <данные изъяты>. В соответствии с данными Правилами, к земельным участкам и объектам капитального строительства, расположенным в данной зоне, предъявляются дополнительные требования и ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, МО по г. Кинешма, Кинешемскому и Заволжскому районам Управления Росреестра по Ивановской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела. В суд направлен отзыв, из которого усматривается, что третьи лица, не имея заинтересованности в исходе дела, просят рассмотреть дело без участия их представителя, и направить копию принятого по делу судебного акта.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено правильно, в суд направлен письменный отзыв, из которого следует, что протяженность водоохранных зон и прибрежных защитных полос в границах Ивановской области составляет <данные изъяты> км, береговые полосы водных объектов в зоне деятельности ВВБВУ на территории Ивановской области не определялись. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», а также, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации». В 2013 году разработаны материалы «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Горьковского водохранилища», разработчик ООО «Кировводпроект». Протяженность водоохранных зон и прибрежных защитных полос в границах Ивановской области - 644,7 км, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы Горьковского водохранилища (644,7 км) поставлены на кадастровый учет в 2015 году и установлены непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков в 2015 году (Ивановская область - 44 знака). Сведения о границе водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах Кинешемского района Ивановской области внесены в государственный кадастр недвижимости , учетный номер зоны - . Отсутствие указаний в Генеральных планах поселений на территории зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам создает предпосылки нарушения статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации. В силу Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделение указанных зон с особым режимом использования - береговых полос водных объектов и прибрежных защитных полос на Генеральных планах входят в компетенцию органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В указанном отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного рассмотрения дела извещено правильно. В соответствии с ходатайством просили о рассмотрении дела без участия представителя, в разрешении дела полагаются на усмотрение суда.

Суд, с учётом мнения представителя истца и представителя ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришёл к выводу о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Выслушав стороны, свидетеля, пояснения специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 ч. 1, 2 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела...Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог и т.д.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 1 п. 14 Градостроительного Кодекса, реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Статья 12 ГК РФ определяет, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 12 ч. 1 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч 1 и 3 ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

В силу пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, выдаваемого органом местного самоуправления.

По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Как следует из пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольная постройка, подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

-если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

-если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

-если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Как указано в п. 26 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: в том числе, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства

В соответствии ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеет значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено следующее.

Истица Гришина Е.А. является собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешённого использования: размещение и обслуживание индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки. Указанный земельный участок имеет следующие ограничения права на объект недвижимости, ограничения (обременения): Вид ограничения (обременения): Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; Срок действия с 14.07.2015 (реквизиты документа – основания Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, содержание ограничения (обременения) – ограничения в границах зоны устанавливаются в соответствии по ст. 65 Водного кодекса РФ; Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; срок действия с 01.02.2016 (реквизиты документа – основания: Распоряжение «Об утверждении границ охранной зоны газораспределительной сети и наложения ограничений (обременений) на входящие в неё земельные участки» от ДД.ММ.ГГГГ.

Также, истица является собственником жилого дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе, жилой – <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок и жилой дом приобретены на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 9, 10).

Таким образом, собственником земельного участка и жилого дома истица стала до введения в действие Водного кодекса РФ, который был введен в действие с 01.01.2007.

В дальнейшем истцом без получения соответствующего разрешения была произведена реконструкция указанного жилого дома (проводилась в период с 2010 года по 2017 год), в результате которой произошло увеличение общей площади жилого дома на <данные изъяты> кв.м. и жилой на <данные изъяты> кв.м., за счет внутренней перепланировки лит.А – путем демонтажа и возведения новых перегородок; возведения основного строения лит А1, сноса двух пристроек лит.а, а.1, сарая лит. Г1. В настоящее время общая площадь жилого дома составляет - <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м. Указанное усматривается из технических паспортов по состоянию на 22.04.2004 г. (т.1 л.д. 11-15, 16 - 23) и по состоянию на 24.12.2018 г.(24-32). Как следует из технических паспортов по состоянию на 22.04.2004 года, домовладение состояло из: жилого дома общей площадью – <данные изъяты> кв.м. (лит.А); пристройки площадью <данные изъяты> кв.м. (лит. а); пристройки площадью – <данные изъяты> кв.м. ( лит. а1); сарая (лит. Г1) площадью – <данные изъяты> кв.м. Общая площадь лит.А и лит.а и лит.а1 составила – <данные изъяты> кв.м., общая площадь данных строений – <данные изъяты> кв.м.. Согласно данным технического паспорта домовладения по состоянию на 24.12.2018 г., домовладение состоит из: жилого дома (стены бревенчатые) и жилого дома (стены пеноблоки) – площадью <данные изъяты> кв.м..

Таким образом, установлено, что общая площади жилого дома в реконструированном виде (76,1 кв.м.) равна общей площади лит.А и лит.а и лит.а1 (76.1 кв.м.) – до реконструкции. Из технической документации также усматривается, что местоположение составляющих частей реконструированного объекта совпадает с местоположением частей и отдельных частей строения и пристроек (лит. А, лит.а, лит.а1) объекта до реконструкции.

Так как соответствующего разрешения на производство реконструкции истцом получено не было, реконструированный истицей жилой дом, в результате которой увеличилась общая площадь жилого дома, является самовольным строением.

Из градостроительного плана земельного участка , утвержденного постановлением администрации городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что территория земельного участка с кадастровым номером расположена за пределами границ территории исторического поселения федерального значения г. Кинешма и в Зоне регулирования высоты застройки до 7 м.

Как усматривается из технического заключения, выполненного <данные изъяты>, технические решения, принятые при реконструкции, соответствуют требованиям экологических, санитарных, гигиенических, противопожарных, строительных и других норм и правил, действующих на территории Российской Федерации. Выполненная реконструкция отрицательного воздействия на несущую способность строительных конструкций жилого дома не оказывает, не нарушает прав и интересов граждан – третьих лиц (согласно ст. 51 ч. 17 п.4 Градостроительного кодекса РФ). Дом подходит для эксплуатации в качестве жилого, согласно СП 54.13330.2011 (т.1 л.д. 35-45).

Согласно выводам технического заключения, изготовленного <данные изъяты>, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, расположен в водоохраной зоне реки <данные изъяты>. При эксплуатации данного земельного участка в период проведения работ по реконструкции пристройки жилого дома, так и в регламентный период не оказывает негативного влияния на водный объект р. <данные изъяты>: загрязнение поверхностных вод реки отсутствует; негативное влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания также не наблюдается. Отмечено, что на участке имеется герметичная выгребная яма, выполненная из бетонных колец, дно ямы залито цементным раствором, данная конструкция выгребной ямы полностью исключает попадание сточных вод в грунт, по мере накопления сточные воды из выгребной ямы вывозятся ассенизаторской машиной по договору. Ограничения доступа к водному объекту со стороны спорного земельного участка не наблюдается. В заключении указано, что проведение работ по реконструкции пристройки жилого дома никак не повлияло на доступ граждан к водному объекту, поскольку работы производились в границах земельного участка, принадлежащего истице. Таким образом, специалисты пришли к выводу о том, что проведение работ по реконструкции пристройки жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером и по адресу: <адрес>, не противоречит требованиям Водного кодекса РФ, а, значит, в данном случае нарушение природоохранного законодательства отсутствуют.

Оснований не доверять представленным заключениям и документам у суда не имеется, поскольку они выданы специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление данных видов деятельности.

Таким образом, реконструкция возведенного в ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществлена с соблюдением строительно-технических, градостроительных, санитарно-эпидемиологических, пожарных норм и правил, что подтверждается имеющимися в деле заключениями.

После завершения реконструкции истица Гришина Е.А. обратилась в Администрацию городского округа Кинешма с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за в выдаче разрешения на реконструкцию ей было отказано со ссылкой на то, что жилой дом истицы, расположенный по адресу: <адрес> находится в береговой полосе, указав на то, что в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, строительство или реконструкция в данном месте не допускается (л.д. 10).

Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Кинешма () Гришиной Е.А. было разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», собственник объекта недвижимости для внесения изменений основных характеристик объекта недвижимости, обращается в орган регистрации прав, через многофункциональный центр, для чего необходимо иметь технический план помещения, изготовленный кадастровым инженером (л.д. 33).

Истица Гришина Е.А. обратилась в МО по г. Кинешма, Кинешемскому и Заволжскому районам Управления Росреестра по Ивановской области с заявлением о государственном кадастром учёте в отношении принадлежащего ей домовладения. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истице сообщено о том, что осуществление действий по государственному кадастровому учёту изменений в отношении объекта недвижимости приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законность проведённой реконструкции (л.д. 46).

В подтверждение доводов стороны ответчика, по её ходатайству в ходе судебного заседания в качестве свидетеля допрошен <данные изъяты>ФИО1, который пояснил, что и земельный участок, и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, находятся в береговой полосе р. <данные изъяты>. Береговая полоса на карты и планы гор. <данные изъяты> нанесена на основании его замеров, которые он производил, принимая во внимание нормальный подпор Горьковского водохранилища – 84 м. Поскольку строительство в береговой полосе законом запрещено, полагает, что действия Администрации городского округа Кинешма по отказу в выдаче разрешения на реконструкцию - являются законными.

Опровергая доводы стороны ответчика относительно невозможности признать реконструкцию жилого дома, произведённой истицей, законной, поскольку и земельный участок, и жилой дом истицы располагаются на территории береговой полосы реки <данные изъяты>, суд исходит из следующего.

Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Частями 1, 2, 8 статьи 6 ВК РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Вместе с тем, указанное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании реконструкции жилого дома законной и признании права собственности на жилой дом в реконструированном виде.

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями частей 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Как установлено в ходе рассмотрения дела, государственный кадастровый учет земельного участка истицы был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до введения в действие Водного кодекса РФ, который был введен в действие с 01.01.2007. Более того, на момент приобретения права собственности истицы на жилой дом и земельный участок, а также на период проведения реконструкции жилого дома, земельный участок был расположен за пределами границ территории исторического поселения федерального значения г. Кинешма и в Зоне регулирования высоты застройки до 7 м, в зоне Ж-1, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из домов приусадебного типа и с размещением блокированных домов с участками и этажностью не выше трех этажей с минимально разрешённым набором услуг местного значения. Между тем, отнесение спорного земельного участка к зоне <данные изъяты> (<данные изъяты>) произошло на основании Решения городской Думы городского округа Кинешма Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Городской округ Кинешма» и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Кинешма», то есть, после того, как была завершена реконструкция жилого дома.

При рассмотрении дела достоверно установлено, что спорный жилой дом, расположен в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу. Кадастровый учет земельного участка осуществлен, границы земельного участка согласованы, споры по землепользованию отсутствуют.

Территориально участок и жилой дом расположены вблизи реки <данные изъяты>. В качестве оснований для признания объекта капитального строительства самовольной постройкой ответчик ссылается на размещение в пределах береговой полосы, где запрещено строительство, и ограничение доступа к воде.

Река <данные изъяты> в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 N 197-р является водохранилищем, поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны водохранилища составляет 50 метров, а береговая полоса - 20 метров.

В ходе рассмотрения дела в качестве специалиста в области охраны окружающей экологии и опрошена ФИО2, которая пояснила, что река Кинешемка впадает по правому берегу в Горьковское водохранилище, и находится в подпоре Горьковского водохранилища. Для определения береговой полосы и водоохранной зоны используется Балтийская система высот. В соответствии с данной системой определяется нормальный подпорный уровень, который определяется как наивысший проектный подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатациигидротехнических сооружений. Для реки <данные изъяты> нормальный подпорный уровень – 84 м. Установление границы береговой полосы подразумевает под собой сложную работу. В месте нахождения земельного участка истицы границы береговой полосы не устанавливались, соответственно, её координаты в Государственном кадастровом учёте отсутствуют. В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости. Поскольку сведения о местоположении береговой линии реки <данные изъяты> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, говорить о том, где проходит её граница, не представляется возможным.

Пояснения специалиста согласуются с нормами действующего законодательства.

А именно, статьей 5 Водного кодекса РФ определено, что береговая линия (граница водного объекта) пруда определяется по нормальному подпорному уровню воды.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" установлено, что под определением местоположения береговой линии-(границы водного объекта) понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).

В соответствии с п. 7. вышеуказанных Правил, работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ (п. 8).

Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) водохранилищ, прудов и их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии) - п.9.

Таким образом, для установления местоположения береговой линии Правительством Российской Федерации установлен определённый порядок производства необходимых измерений, для чего нужны специальные познания.

Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту ЕГРН) п. 14.

В настоящее время, данные о границе береговой полосы реки Кинешемка отсутствуют в сведениях ЕГРН.

Суд, проанализировав обстоятельства дела, учитывая, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит истице на праве собственности; принимая во внимание, что общая площадь жилого дома увеличилась за счет технический решений внутри домовладения, что не привело к изменению местоположения объекта недвижимости и увеличения его площади в целом, отмечая, что доказательств нарушения строительных норм, правил, требований экологического законодательства не добыто; констатируя, что дом в реконструированном виде не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, суд считает возможным признать за истцом право собственности на самовольно реконструированный спорный жилой дом. Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований, суд также отмечает, что целевое использование земельного участка не нарушено, достоверных доказательств о границе 20 метровой береговой полосы в районе расположения жилого дома истицы в дело не представлено и таковых не имеется, ввиду того, что в установленном законом порядке сведения о береговой полосе в реестр не внесены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гришиной Е.А. в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые Гришиной Е.А. удовлетворить в полном объёме.

Признать произведённую без разрешительной документации реконструкцию жилого дома <адрес> – законной.

Признать за Гришиной Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженкой <данные изъяты>, право собственности на реконструированный индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером – , расположенный по адресу: <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Капустина Е.А.

Решение в окончательной форме принято 20 января 2021 года.