РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
12.12.2013 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника прокурора Камаловой Д.И., при секретаре Остроуховой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1795/2013 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Бобровский экспериментальный завод" о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Бобровский экспериментальный завод" о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В обоснование иска указано, что в ходе проверки установлено, что ЗАО «Бобровский экспериментальный завод» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 арендует производственные помещения, складские здания, офисные помещения и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО «БЭЗ» осуществляет, в том числе следующие виды экономической деятельности (ОКВЭД): производство основных химических веществ (24.1), производство прочих основных неорганических химических веществ (24.13), производство нефтепродуктов (23.20), производство прочих химических продуктов (24.66.4), в связи с чем, данное предприятие имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В деятельности ЗАО «Бобровский экспериментальный завод» выявлены нарушения требований закона, а именно предприятием не разработан проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Сысертский межрайонный прокурор, действуя на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на ч. 1 статьи 11, ст. 12, ч. 1 ст. 14, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», просит обязать ЗАО «Бобровский Экспериментальный завод» в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании помощник прокурора Камалова Д.И. заявленные требования поддержала, просила обязать ЗАО «Бобровский Экспериментальный завод» в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, дополнительно указал, что в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО отсутствует разработанный ЗАО «Бобровский экспериментальный завод» проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, предприятию разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не выдавалось. Иск поддерживает в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки не известны.
Представитель ответчика ЗАО «Бобровский Экспериментальный завод» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и своевременно, что подтверждается уведомлением. Причины неявки не известны, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял.
Суд определил, рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора Камалову Д.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации закрепляет право на жизнь, здоровье и право на благоприятную окружающую среду (статьи 20, 41, 42 Конституции РФ).
Судом установлено, что ЗАО «Бобровский экспериментальный завод» на основании договора аренды №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ арендует производственные помещения, складские здания, офисные помещения и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО «БЭЗ» осуществляет, в том числе следующие виды экономической деятельности (ОКВЭД): производство основных химических веществ (24.1), производство прочих основных неорганических химических веществ (24.13), производство нефтепродуктов (23.20), производство прочих химических продуктов (24.66.4), в связи с чем, данное предприятие имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 1 Закона «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно ст. 12 Закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
Количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виду и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно пункту 1 статьи 25 Закона «Об охране атмосферного воздуха» осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.
В силу статьи 30 Закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с требованиями п. п. 6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании подтверждено, что ЗАО «Бобровский экспериментальный завод» не разработан проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что подтверждается ответом генерального директора ЗАО «БЭЗ» на запрос заместителя Сысертского межрайонного прокурора Прищепа Н.В.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, которой установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, ответчик не представил суду доказательств, опровергающих требования истца, а также доказательств исполнения требований в добровольном порядке.
Осуществление ЗАО Бобровский экспериментальный завод" хозяйственной деятельности в отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 8 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского
процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Бобровский экспериментальный завод" о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удовлетворить.
Обязать Закрытое Акционерное Общество «Бобровский Экспериментальный завод» в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Мурашов А.С.