ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1795/2021 от 14.05.2021 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Уид:04RS0018-01-2021-002055-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С. при секретаре Баглаевой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Е. В. к ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) об обязании не производить ежегодный перерасчет потребления тепла жильцам дома за экономию тепла в пользу жильцов, не начислять недоимку,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд Матвеева Е.В. просит вынести в отношении ПАО «ТГК14» судебное решение в котором подтвердить факт нарушения законодательства при начислении платы за услугу отопления. Не допустить доначислений пени и возможного долга который может быть начислен жильцам дома и истцу, т.к. узел учета тепловой энергии до настоящего времени находится в неисправном состоянии. Свои требования мотивировала тем, что в ноябре 2014г. был введен в эксплуатацию общедомовой счетчик узла учета тепловой энергии. С января 2019г. ПАО «ТГК_14» был произведен перерасчет в соответствии с которым собственникам жилья был предоставлен счет, превышающий принятые на момент начислений тарифы потребления тепловой энергии. В сумме в связи с корректировкой начисления платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за период с 01.12.2018г. по 30.11.2019г. составил 333363,77 руб. Жильцы дома обратились в КГХ с просьбой разобраться, согласно ответу УМЖИ от 28.12.2020г. : «в период с 01.12.2018г. по настоящее время преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета тепловой энергии <адрес> по <адрес> производит учет массы и давления горячей воды, но количество тепловой энергии (Гкал) не учитывается. Таким образом с 01.12.2018г. по настоящее время преобразователь расхода на системе горячего водоснабжения производит некорректный учет и расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится». Истец полагает, что действиями ответчика ей нанесен значительный ущерб.

Судом истцу предложено уточнить заявленные требования.

В ходе судебного разбирательства истец поддержала заявленные требования, просила рассмотреть их в том виде в котором они заявлены. Пояснила, что в связи с тем, что фактически ответчиком не были произведены действия по устранению нарушений, до собственников и управляющей организации не были доведены сведения о неисправности расходомера, доначисления, произведенные ответчиком являются незаконными и не могут быть отнесены на собственников жилых помещений.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее представитель ответчика Тайнова Е.А., по доверенности, возражала по требованиям, пояснила, что собственники помещений МКД обязаны содержать общедомовое имущество, ОДПУ, относящийся к таковому, был выведен из коммерческого учета 18.06.2018г., 08.08.2018г. осуществлен повторный допуск ОДПУ, однако на указанном ОДПУ преобразователь расхода, вел некорректный учет, в связи произведена корректировка в сторону доначисления, указанный расчет произведен в соответствии с действующим законодательством. Представила письменные возражения по иску.

Представитель третьего лица Муркина Е.В., оставила рассмотрение требований на усмотрение суда. Пояснила, что третьим лицом сроки поверки ОДПУ не нарушались, ответчиком какие-либо требования об отсутствии либо неверной работе расходомера ранее не заявлялось. Полагает что доводы истца о сговоре голословны. Представила письменный отзыв по иску.

Заслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Суд полагает что исходя из фактических пояснений истца истцом заявлены требования о признании действий ответчика незаконными в части доначислений произведенных в сторону увеличения суммы и обязании произвести действия по исключению суммы доначислений произведенных ответчиком, а также обязании ответчика не начислять пени на спорные суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 ГК РФ). Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что по общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и пунктом 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с положениями статей 36, 39 ЖК РФ бремя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений многоквартирного дома. Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику (часть 2 статьи 37 ЖК РФ).

Как установлено в судебном заседании Матвеева Е.В. является пользователем коммунальных услуг по адресу: <адрес><адрес>.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО «ЖЭУ-6».

ПАО «ТГК-14» является поставщиком тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования "<адрес>".

В <адрес> по б.Карла Маркса <адрес> установлен ОДПУ, введенный в эксплуатацию 11.11.2014г. (акт ввода от 11.11.2014г.). Как следует из акта проверки УМЖИ 18.06.2018г. и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, ОДПУ выведен из коммерческого учета (акт вывода от 18.06.2018г.), также суду представлен акт которым ОДПУ повторно введен в эксплуатацию 08.08.2018г. (акт 31-0000534;31-0000535). Указанный акт подписан от филиала Тплоэнергосбыт Б. Б. В.И., от потребителя Кочелюк В.А.

Кроме того исходя из акта проверки УМЖИ акт вывода ОДПУ за период с 01.12.2018г. по 22.10.2019г. представлен не был, суду указанный документ также представлен не был.

Вместе с тем решением мирового судьи судебного участка №6 Железнодорожного района г.Улан-Удэ было установлено, что с 01.12.2018г. преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета тепловой энергии <адрес><адрес><адрес> производил учет массы и давления горячей воды, а количество тепловой энергии (Гкал) не учитывает.

Указанное обстоятельство суд полагает доказанным в полном объеме, тем более что в ходе судебного разбирательства суду представлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 25.01.2021г. согласно которому введен в эксплуатацию в том числе расходомер (преобразователь расхода).

В результате корректировки, произведенной ответчиком, по лицевым счетам всем пользователям в <адрес><адрес><адрес> произведено доначисление платы за услугу отопления.

При проведении корректировки платы за услугу отопление применен расчетный способ определения объема тепловой энергии, затраченный на отопление. Однако Правилами предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011г. не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях в качестве платы за отопление.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами .

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенной нормы следует, что законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, как и мероприятия по осмотру, техническому обслуживанию, поверке приборов учета возложены на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в данном случае управляющую компанию. Управляющая компания таких действий не произвела.

Однако согласно ч.12 ст.13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация, которая осуществляет снабжение тепловой энергией обязана совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом организации, указанные в части 9 ст.13 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Как следует из всех представленных материалов, а также акта проверки УМЖИ, решения мирового судьи судебного участка №<адрес>, ПАО «ТГК-14» не исполнил обязанность возложенную на него законом, каких-либо действий по устранению недостатков работы расходомера установленного на системе горячего водоснабжения ОДПУ не предпринял. При этом в связи с его выводом производит расчет потребленных энергоресурсов только по общему вводу, а определение объема тепловой энергии затраченной на горячее водоснабжение производится расчетным путем с применением норматива на подогрев.

В данном случае суд приходит к выводу о нарушении прав истца, поскольку ответчиком объем тепловой энергии потребленной на горячее водоснабжение расчетным способом не основан на законе.

При таких обстоятельствах суд признает незаконными действия ПАО ТГК-14 при начислении корректировки платы за отопление Матвеевой Е. В. по адресу: <адрес><адрес><адрес> считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет корректировки в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Матвеевой Е. В. к ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) об обязании не производить ежегодный перерасчет потребления тепла жильцам дома за экономию тепла в пользу жильцов, не начислять недоимку удовлетворить частично.

Признать незаконным нарушение ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) (ИНН 7534018889) законодательства при начислении корректировки платы за отопление Матвеевой Е. В. по адресу: <адрес>.

Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) (ИНН 7534018889) произвести перерасчет корректировки в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Болдохонова С.С.

Подлинник решения находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское дело № 2- 1795/2021.