Уид:04RS0018-01-2021-002055-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С. при секретаре Баглаевой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Е. В. к ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) об обязании не производить ежегодный перерасчет потребления тепла жильцам дома за экономию тепла в пользу жильцов, не начислять недоимку,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд Матвеева Е.В. просит вынести в отношении ПАО «ТГК14» судебное решение в котором подтвердить факт нарушения законодательства при начислении платы за услугу отопления. Не допустить доначислений пени и возможного долга который может быть начислен жильцам дома и истцу, т.к. узел учета тепловой энергии до настоящего времени находится в неисправном состоянии. Свои требования мотивировала тем, что в ноябре 2014г. был введен в эксплуатацию общедомовой счетчик узла учета тепловой энергии. С января 2019г. ПАО «ТГК_14» был произведен перерасчет в соответствии с которым собственникам жилья был предоставлен счет, превышающий принятые на момент начислений тарифы потребления тепловой энергии. В сумме в связи с корректировкой начисления платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за период с 01.12.2018г. по 30.11.2019г. составил 333363,77 руб. Жильцы дома обратились в КГХ с просьбой разобраться, согласно ответу УМЖИ от 28.12.2020г. : «в период с 01.12.2018г. по настоящее время преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета тепловой энергии <адрес> по <адрес> производит учет массы и давления горячей воды, но количество тепловой энергии (Гкал) не учитывается. Таким образом с 01.12.2018г. по настоящее время преобразователь расхода на системе горячего водоснабжения производит некорректный учет и расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится». Истец полагает, что действиями ответчика ей нанесен значительный ущерб.
Судом истцу предложено уточнить заявленные требования.
В ходе судебного разбирательства истец поддержала заявленные требования, просила рассмотреть их в том виде в котором они заявлены. Пояснила, что в связи с тем, что фактически ответчиком не были произведены действия по устранению нарушений, до собственников и управляющей организации не были доведены сведения о неисправности расходомера, доначисления, произведенные ответчиком являются незаконными и не могут быть отнесены на собственников жилых помещений.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее представитель ответчика Тайнова Е.А., по доверенности, возражала по требованиям, пояснила, что собственники помещений МКД обязаны содержать общедомовое имущество, ОДПУ, относящийся к таковому, был выведен из коммерческого учета 18.06.2018г., 08.08.2018г. осуществлен повторный допуск ОДПУ, однако на указанном ОДПУ преобразователь расхода, вел некорректный учет, в связи произведена корректировка в сторону доначисления, указанный расчет произведен в соответствии с действующим законодательством. Представила письменные возражения по иску.
Представитель третьего лица Муркина Е.В., оставила рассмотрение требований на усмотрение суда. Пояснила, что третьим лицом сроки поверки ОДПУ не нарушались, ответчиком какие-либо требования об отсутствии либо неверной работе расходомера ранее не заявлялось. Полагает что доводы истца о сговоре голословны. Представила письменный отзыв по иску.
Заслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Суд полагает что исходя из фактических пояснений истца истцом заявлены требования о признании действий ответчика незаконными в части доначислений произведенных в сторону увеличения суммы и обязании произвести действия по исключению суммы доначислений произведенных ответчиком, а также обязании ответчика не начислять пени на спорные суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 ГК РФ). Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что по общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и пунктом 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с положениями статей 36, 39 ЖК РФ бремя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений многоквартирного дома. Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику (часть 2 статьи 37 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании Матвеева Е.В. является пользователем коммунальных услуг по адресу: <адрес><адрес>.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО «ЖЭУ-6».
ПАО «ТГК-14» является поставщиком тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования "<адрес>".
В <адрес> по б.Карла Маркса <адрес> установлен ОДПУ, введенный в эксплуатацию 11.11.2014г. (акт ввода № от 11.11.2014г.). Как следует из акта проверки УМЖИ 18.06.2018г. и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, ОДПУ выведен из коммерческого учета (акт вывода № от 18.06.2018г.), также суду представлен акт которым ОДПУ повторно введен в эксплуатацию 08.08.2018г. (акт 31-0000534;31-0000535). Указанный акт подписан от филиала Тплоэнергосбыт Б. Б. В.И., от потребителя Кочелюк В.А.
Кроме того исходя из акта проверки УМЖИ акт вывода ОДПУ за период с 01.12.2018г. по 22.10.2019г. представлен не был, суду указанный документ также представлен не был.
Вместе с тем решением мирового судьи судебного участка №6 Железнодорожного района г.Улан-Удэ было установлено, что с 01.12.2018г. преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета тепловой энергии <адрес><адрес><адрес> производил учет массы и давления горячей воды, а количество тепловой энергии (Гкал) не учитывает.
Указанное обстоятельство суд полагает доказанным в полном объеме, тем более что в ходе судебного разбирательства суду представлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии № от 25.01.2021г. согласно которому введен в эксплуатацию в том числе расходомер (преобразователь расхода).
В результате корректировки, произведенной ответчиком, по лицевым счетам всем пользователям в <адрес><адрес><адрес> произведено доначисление платы за услугу отопления.
При проведении корректировки платы за услугу отопление применен расчетный способ определения объема тепловой энергии, затраченный на отопление. Однако Правилами предоставления коммунальных услуг № от 06.05.2011г. не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях в качестве платы за отопление.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами №.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенной нормы следует, что законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, как и мероприятия по осмотру, техническому обслуживанию, поверке приборов учета возложены на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в данном случае управляющую компанию. Управляющая компания таких действий не произвела.
Однако согласно ч.12 ст.13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация, которая осуществляет снабжение тепловой энергией обязана совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом организации, указанные в части 9 ст.13 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Как следует из всех представленных материалов, а также акта проверки УМЖИ, решения мирового судьи судебного участка №<адрес>, ПАО «ТГК-14» не исполнил обязанность возложенную на него законом, каких-либо действий по устранению недостатков работы расходомера установленного на системе горячего водоснабжения ОДПУ не предпринял. При этом в связи с его выводом производит расчет потребленных энергоресурсов только по общему вводу, а определение объема тепловой энергии затраченной на горячее водоснабжение производится расчетным путем с применением норматива на подогрев.
В данном случае суд приходит к выводу о нарушении прав истца, поскольку ответчиком объем тепловой энергии потребленной на горячее водоснабжение расчетным способом не основан на законе.
При таких обстоятельствах суд признает незаконными действия ПАО ТГК-14 при начислении корректировки платы за отопление Матвеевой Е. В. по адресу: <адрес><адрес><адрес> считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет корректировки в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Матвеевой Е. В. к ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) об обязании не производить ежегодный перерасчет потребления тепла жильцам дома за экономию тепла в пользу жильцов, не начислять недоимку удовлетворить частично.
Признать незаконным нарушение ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) (ИНН 7534018889) законодательства при начислении корректировки платы за отопление Матвеевой Е. В. по адресу: <адрес>.
Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания» (ПАО ТГК-14) (ИНН 7534018889) произвести перерасчет корректировки в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Болдохонова С.С.
Подлинник решения находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское дело № 2- 1795/2021.