ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1796/14 от 05.03.2014 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1796/14РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 5 марта 2014 года

Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре Ткачевой М.Ю.,

с участием:

прокурора Семеновой ФИО5.,

представителя ответчика Корнус ФИО6.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании изготовить паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенный на территории колесно-роликового цеха ст. Вяземская Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2, на котором эксплуатируется мостовой кран заводской № 623 peг. № КР-8662. В обоснование заявленных требований указал, что Хабаровской транспортной прокуратурой в период с 01.10.2013 по 03.10.2013 совместно со специалистами Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения в Эксплуатационном вагонном депо Хабаровск-2 Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» законодательства о промышленной безопасности, в ходе которой установлено, что в колесно - роликовом цехе ст. Вяземская Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2 эксплуатируется мостовой кран заводской № 623 per. №KP-8662, который зарегистрирован в Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Железнодорожный путь указанного козлового крана в соответствии с требованиями Руководящего документа по обследованию тупиковых упоров грузоподъемных кранов, утвержденного 26.06.1997 Государственным комитетом по жилищной и строительной политике России, имеет тупиковый упор. Вместе с тем, в нарушение требований ч.1 ст. 3 Закона, п. 5.1.20 Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», п.4 приложения 9 Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо – разгрузочных работ, утвержденных Федеральной службой по экологическому,технологическому и атомному надзору от 10.05.2007 №317, паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути мостового крана заводской № 623 per. №КР-8662, отсутствует. Согласно п. 2.2 Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», согласованных Госгортехнадзором 27.03.2002 № 12-50/246, тупиковые упоры воспринимают нагрузки от крана и предотвращают его сход с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях и при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана Эксплуатация железнодорожного пути, тупиковый упор которого не имеет паспорта, создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью работников предприятия, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц. В связи с этим прокурор просит обязать ОАО «Российские железные дороги» изготовить на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенного на территории колесно -роликового цеха ст.Вяземская Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2, на котором эксплуатируется мостовой кран заводской № 623 per. №КР-8662, паспорт.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования в части сроков исполнения ответчиком решения суда. Просил установить срок исполнения решения 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

В судебном заседании представители ответчика ОАО «РЖД» заявленные исковые требования признал частично, пояснив, что изготовление паспорта на тупиковый упор подкранового пути запланировано на 1-ое полугодие 2014 г. после заключения договора между Дальневосточной дирекцией инфраструктуры и ООО «Триботехнологии». В связи с этим ОАО «РЖД» просит установить срок исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Закон) определены требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Пунктом 1 ст. 1 Закона определено понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона, к опасным производственным объектам относятся в том числе предприятия, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

Статьей 4 Закона определено, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 7, ч. 1 ст. 1 Закона технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Согласно п. 5.1.20 Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», согласованных Госгортехнадзором 27.03.2002 № 12-50/246, уполномоченного в соответствии с п. 5.22 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» самостоятельно принимать федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, предназначенных для работников специализированных организаций, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатацию грузоподъемных кранов, служащих руководством для владельцев грузоподъемных машин, специализированных организаций при обследовании крановых путей и кранов, в комплектность тупикового упора на один крановый путь входит паспорт тупикового упора (форма паспорта приведена в Приложении 2 указанного Руководства).

В судебном заседании установлено, что Хабаровской транспортной прокуратурой в период с 01.10.2013 по 03.10.2013 совместно со специалистами Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения в Эксплуатационном вагонном депо Хабаровск-2 Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» законодательства о промышленной безопасности, в ходе которой установлено, что в колесно - роликовом цехе ст. Вяземская Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2 эксплуатируется мостовой кран заводской № 623 per. №KP-8662, который зарегистрирован в Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Железнодорожный путь указанного крана в соответствии с требованиями Руководящего документа по обследованию тупиковых упоров грузоподъемных кранов, утвержденного 26.06.1997 Государственным комитетом по жилищной и строительной политике России, имеет тупиковый упор.

Вместе с тем, в нарушение требований ч.1 ст. 3 Закона, п. 5.1.20
Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к
проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02,
утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», п.4 приложения 9 Методических
рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ
грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо - разгрузочных
работ, утвержденных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.05.2007 №317, паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути мостового крана заводской № 623 per. №КР-8662, отсутствует. Данный факт ответчиком оспорен не был.

Согласно п. 2.2 Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», согласованных Госгортехнадзором 27.03.2002 № 12-50/246, тупиковые упоры воспринимают нагрузки от крана и предотвращают его сход с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях и при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Таким образом, эксплуатация железнодорожного пути, тупиковый упор которого не имеет паспорта, создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью работников предприятия, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу требований ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник имущества обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Поскольку, в ходе судебного разбирательства установлено невыполнение ответчиком обязанности по изготовлению паспорта на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенный на территории колесно-роликового цеха ст. Вяземская Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2, на котором эксплуатируется мостовой кран заводской № 623 peг. № КР-8662, в связи с чем эксплуатация железнодорожного пути, тупиковый упор которого не имеет паспорта, создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок для проведения работ, о котором просит прокурор (в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу), суд, учитывая объем работ, находит достаточным, отвечающим требованиям устранения угрозы безопасности, в связи с чем считает возможным установить указанный срок для изготовления паспорта.

При этом каких-либо доказательств невозможности исполнить решение суда в указанный прокурором срок ответчиком не представлено. Более того из пояснений ответчика следует, что изготовление паспорта на тупиковый упор подкранового пути запланировано на 1-ое полугодие 2014 г. после заключения договора между Дальневосточной дирекцией инфраструктуры и ООО «Триботехнологии», то есть в пределах 3-х месячного срока, об установлении которого заявлено прокурором.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенный на территории колесно-роликового цеха ст. Вяземская Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2, на котором эксплуатируется мостовой кран заводской № 623 peг. № КР-8662.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения - 11.03.2014 г.

Председательствующий судья А.Ю.Губанова