УИД 23RS0014-01-2020-002286-39 К делу № 2-1796/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ст-ца Динская 29 июля 2020 г.
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Николаевой Т.П.,
при секретаре Колбасиной Ю.В.,
с участием ст.помощника прокурора Динского района Леонтьевой Е.В.,
представителей ответчиков ФИО1 и ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению муниципального образования <адрес> «Детский сад №» и администрации муниципального образования <адрес> об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к БДОУ МО <адрес> «Детский сад №» и администрации муниципального образования <адрес> об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности при обеспечении безопасных условий пребывания детей в образовательных организациях района, по результатам которой в деятельности Бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования <адрес> «Детский сад №» выявлены следующие нарушения закона в указанной сфере: кабельные линии систем противопожарной защиты (АПС и СОУЭ) не выполнены огнестойкими кабелями с медными жилами, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-LSFR) или не содержащими галогенов (нг-HFFR), система эксплуатируется более 10 лет (п. 4.1 СП 6.13130.2009, п.3.4 СП 3.13130.2009, п. 4.2.4.3 ГОСТ Р 53325-2012); при эксплуатации эвакуационных путей в здании учреждения допускается применение горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2 (линолеум в коридорах, внутренние лестничные клетки окрашены масляной краской) (п.6.25*, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»); помещения различных классов функциональной пожарной опасности, а именно электрощитовая, склад сыпучих продуктов, не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарными дверьми) (п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»); в помещениях расположенных перед эвакуационными выходами № и №, а также помещении перед эвакуационным выходом из медицинского кабинета не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации (п.14 НПБ-110-03; п.6.7*, п.7.28, п.7.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).
Также установлено, что контролирующим органом – ОНД <адрес> ранее при проведении планового мероприятия в 2019г. в деятельности образовательной организации выявлены аналогичные нарушения законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, руководитель образовательной организации привлечена к административной ответственности, выдано предписание об устранении нарушений. В ходе внеплановой проверки по контролю устранения ранее выявленных нарушений контролирующим органом по результатам проверки учреждения установлено, что выявленные нарушения не устранены, на руководителя образовательной организации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Невыполнение вышеуказанных мероприятий в ходе осуществления образовательной деятельности ДОУ № нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пребывающих в учреждении.
Согласно положениям ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности возлагается на собственника имущества.
В соответствии с Уставом образовательной организации её учредителем выступает администрация МО <адрес>. Исходя их положений ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 123.22 ГК РФ, учредитель устанавливает нормативы финансирования данного образовательного учреждения, а также несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы.
Исходя из положений п. 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий также относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со ст. 4, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка. Исковое заявление об устранении нарушений противопожарного законодательства в ДОУ № предъявлено прокурором в целях обеспечения и защиты конституционных прав граждан, и направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также несовершеннолетних граждан, обучающихся в ДОУ №, круг которых постоянно меняется, в связи с чем его определить невозможно.
Ссылаясь на положения Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», просит суд обязать администрацию муниципального образования <адрес>, адрес: Динская, <адрес>, ИНН <данные изъяты> принять меры по выделению БОУ МО <адрес> «Детский сад №» денежных средств для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно, для: оборудования кабельных линий систем противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), выполненных огнестойкими кабелями с медными жилами, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-LSFR) или не содержащими галогенов (нг-HFFR), со сроком эксплуатации не более 10 лет во всех зданиях и сооружениях Бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования <адрес> «Детский сад №»; исключения эксплуатации на путях эвакуации в здании учреждения горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2; оборудования между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, а именно электрощитовой, склада сыпучих продуктов, ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; оборудования помещений, расположенных перед эвакуационными выходами № и №, а также помещений перед эвакуационным выходом из медицинского кабинета, автоматической пожарной сигнализацией.
Обязать БДОУ МО <адрес> «Детский сад №», адрес: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, а также администрацию муниципального образования <адрес>, адрес: Динская, <адрес>, ИНН <данные изъяты> устранить выявленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: оборудовать кабельные линии систем противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), выполненных огнестойкими кабелями с медными жилами, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-LSFR) или не содержащими галогенов (нг-HFFR), со сроком эксплуатации не более 10 лет во всех зданиях и сооружениях Бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования <адрес> «Детский сад №»; исключить эксплуатацию на путях эвакуации в здании учреждения горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2; оборудовать между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, а именно электрощитовой, склада сыпучих продуктов, ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; оборудовать помещения, расположенные перед эвакуационными выходами № и №, а также помещения перед эвакуационным выходом из медицинского кабинета, автоматической пожарной сигнализацией.
В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес>, Леонтьева Е.В., уточнила исковые требования по доводам, изложенным в тексте искового заявления. В связи с частичным добровольным устранением нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, просит суд обязать администрацию муниципального образования <адрес>, адрес: Динская, <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***> принять меры по выделению БОУ МО <адрес> «Детский сад №» денежных средств для исключения эксплуатации на путях эвакуации в здании учреждения горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2. Обязать БДОУ МО <адрес> «Детский сад №», адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, а также администрацию муниципального образования <адрес>, адрес: Динская, <адрес>, ИНН № устранить выявленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: исключить эксплуатацию на путях эвакуации в здании учреждения горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2.
Представитель ответчика БОУ МО <адрес> «Детский сад №» согласилась с уточненными исковыми требованиями, пояснив, что в ближайшее время нарушения будут устранены.
Представитель ответчика администрации МО <адрес> исковые требования не признал, указав, что требования прокурора исполнены, денежные средства перечислены.
Представитель третьего лица ФИО4 пояснил, что в БДОУ МО <адрес> Детский сад № была проведена внеплановая выездная проверка по исполнению ранее выданного предписания, в результате которой установлено, что не в полном объеме устранены нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в предписании.
Суд, выслушав стороны, изучив исковое заявление, обсудив изложенные в нем доводы, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему:
в судебном заседании установлено, что 12.11.2019г. в адрес <адрес> начальником Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС РФ направлена информация по результатам проведенных в июле-августе 2019г. внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний в отношении объектов образования. Выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, составлены протоколы об административном правонарушении по ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, установлен срок устранения нарушений до 03.02.2020г. (л.д. 9-12).
В адрес главы администрации муниципального образования <адрес> 22.08.2019г. И.о. прокурора района направлено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующим, а также разработать комплекс мер, направленных на неукоснительное соблюдение требований федерального законодательства (л.д. 13-15).
Представление администрации МО <адрес> рассмотрено, прокурору дан соответствующий ответ, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к руководителям образовательных учреждений, в том числе «Детский сад №» ФИО1 применено дисциплинарное взыскание – объявлено замечание (л.д. 16-19).
Из положений Устава образовательной организации следует, что её учредителем выступает администрация МО <адрес> (л.д. 20-24).
После получения искового заявления Прокурора, руководителем БДОУ МО <адрес> «Детский сад №» истцу направлено сообщение об отсутствии нарушений, в том числе касающихся покрытия пола линолеумом, со ссылкой на наличие сертификата соответствия в отношении указанного покрытия (л.д. 25-26, 32).
По результатам проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС РФ в период с 28.07.2020г. по 29.07.2020г. внеплановой выездной проверки по исполнению ранее выданного предписания № от 23.08.2019г. установлено, что нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в предписании, устранены не в полном объеме.
Согласно Акту проверки № от 29.07.2020г. при эксплуатации эвакуационных путей в здании учреждения допускается применение горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2 (линолеум в коридорах, внутренние лестничные клетки окрашены масляной краской) (п.6.25*, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).
В соответствии с требованиями ст. 1, 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно положениям ст. 38 вышеуказанного Закона ответственность за нарушения требований пожарной безопасности возлагается на собственника имущества.
Исходя их положений ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 123.22 ГК РФ, учредитель устанавливает нормативы финансирования данного образовательного учреждения, а также несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе и создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 8 ч.1, п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Исходя из положений п. 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий также относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Анализ исследованных доказательств в совокупности с изложенными выше нормами права позволяет сделать вывод, что ответчиками допущены нарушения требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
Данный факт подтверждается результатами внеплановой выездной проверки и не оспаривается ответчиками.
Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения, то требуются дополнительные меры по финансированию школы.
При таких обстоятельствах суд признает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению муниципального образования <адрес> «Детский сад №» и администрации муниципального образования <адрес> об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес>, адрес: Динская, <адрес>, ИНН № принять меры по выделению БОУ МО <адрес> «Детский сад №» денежных средств для исключения эксплуатации на путях эвакуации в здании учреждения горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования <адрес> «Детский сад №», адрес: <адрес>, ИНН №, а также администрацию муниципального образования <адрес>, адрес: Динская, <адрес>, ИНН №, ОГРН № устранить выявленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: исключить эксплуатацию на путях эвакуации в здании учреждения горючих материалов для покрытий пола в общих коридорах с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>, Т2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца.
Председательствующий Т.П. Николаева