Дело № 2-1796/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 01 июля 2015 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при секретаре Багдасарян Е.Э.,
с участием:
представителя истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖЭУ-43» об обязании произвести перерасчет за общедомовые нужды по электроснабжению,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с данными исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что в инспекцию поступило обращение гражданина проживающего в квартире <адрес> к которому были приложены платежные документы. В ходе рассмотрения обращения было установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-43" (далее ООО "УК "ЖЭУ-43") были нарушены обязательные требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> (далее Правила № 354) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № 344), а именно: при начислении платы за общедомовые нужды по электроснабжению в ДД.ММ.ГГГГ по нормативам потребления применялся размер площади, входящей в состав общего имущества равный 2 157,9 кв.м., в то время когда согласно данных технического паспорта дома площадь общего имущества составляет 1 507,9 кв.м. Применение завышенного размера площади, входящей в состав общего имущества, привело к завышению платы на общедомовые нужды по электроснабжению. По итогам рассмотрения обращения ООО "УК "ЖЭУ-43" с учетом выявленных нарушений обязательных требований было выдано Предписание от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, содержащее следующие мероприятия (работы): пункт 1 Предписания. Произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению в многоквартирном доме <адрес> за весь период начисления платы по утвержденным нормативам, применив в расчете размер площади, входящей в состав общего имущества согласно техническому паспорту БТИ равный 1507,9 кв.м.
При начислении платы за общедомовые нужды по электроснабжению по нормативам потребления в последующих расчетных периодах применять размер площади общего имущества равный 1507,9 кв.м.
Об исполнении Предписания сообщить в Инспекцию с предоставлением следующих документов и сведений:
Заверенных копий платежных документов, в которых отражены: проведение перерасчета платы за общедомовые нужды по электроснабжению;
Справку о суммах проведенных перерасчетов потребителям в многоквартирном доме <адрес>.
ООО "УК "ЖЭУ-43" было заявлено ходатайство о продлении исполнения Предписания Инспекции от 22.06.2013 года № Ж-5624 до 31.08.2014 года, в связи с проведением в бюро технической инвентаризации мероприятий по изготовлению нового технического паспорта на многоквартирный дом, отражающего актуальные площади помещений, входящих в состав общего имущества. Ходатайство удовлетворено, срок исполнения Предписания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> продлен до ДД.ММ.ГГГГ года.
Проведенной с целью проверки исполнения требований Предписания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, внеплановой документарной проверкой установлено, что предписанные мероприятия ООО "УК "ЖЭУ-43" в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном доме <адрес> проведены не были.
По результатам внеплановой документарной проверки исполнителя коммунальных услуг ООО "УК "ЖЭУ-43"составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>.
За выявленные в ходе проверки нарушения в отношении управляющей компании должностным лицом Инспекции возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы которого направлены для рассмотрения в мировой суд. Выдано повторное Предписание от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
С целью проверки соблюдения обязательных требований при проведении расчетов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды по адресу <адрес> исполнения требования Предписания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> была проведена внеплановая документарная проверка (в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года) в результате которой установлено неисполнение пункта 1 Предписания.
Как и в проверке, проведенной Инспекцией в <данные изъяты>, ООО "УК "ЖЭУ-43" не были представлены платежные документы, в которых было бы отражено проведение перерасчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по электроснабжению многоквартирного лома. Никаких документов, подтверждающих актуальность площадей жилых помещений, используемых для расчета платы за общедомовые нужлы на коммунальные услуги, представлено не было.
Выявленные очередные факты неисполнения управляющей компанией требований Предписаний Инспекции нашли отражение в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>. ООО "УК "ЖЭУ-43" снова выдано Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и в отношении управляющей компании опять было возбуждено дело административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы которого направлены для рассмотрения в мировой суд.
В связи с чем, просит суд обязать ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» произвести перерасчет за общедомовые нужды по электроснабжению за весь период начисления платы по утвержденным нормативам, применив в расчете размер площади, входящей в состав общего имущества согласно техническому паспорту БТИ равный 1 507 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявления и ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.
Выслушав представителя истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по доверенности ФИО1, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя их следующего.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ, п. 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 года № 478-П (далее Положение), инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 года № 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее Положение о государственном жилищном надзоре).
На основании п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.
Согласно п. 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Так, в соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 2 раздела 1 Правил № 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, представляющее потребителю коммунальные услуги, В силу пунктов 6, 8, 9 10 раздела 2 Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги может быть, в том числе, управляющая организация.
В соответствии с пунктом 13 раздела 2 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 14 раздела 2 Правил № 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом и прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 раздела 4 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а также производить в установленном Правилами № 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацам 1, 2 и 3 пункта 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам № 354. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Также, согласно письму Минрегиона России от 22.11.2012 года № 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Правила № 416).
Согласно пп. "а" п. 4 Правил № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в числе которых прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (далее Правила № 491), в порядке, установленном Правилами № 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
При этом, п. 21 Правил № 416 предусмотрено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, указанных в Правилах № 491, связанных с управлением многоквартирным домом, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил № 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил № 416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Судом установлены следующие обстоятельства.
В Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области поступило обращение гражданина проживающего в квартире № <данные изъяты> многоквартирного дома, расположенного в Советском районе г. Волгограда по адресу: <адрес>, к которому были приложены платежные документы. ООО "УК "ЖЭУ-43" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным в Советском районе Волгограда по <адрес> на основании заключенных с собственниками помещений договоров управления, в соответствии с которыми ООО "УК "ЖЭУ-43" обязуется представлять коммунальные услуги. Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах установлен Правилами № <данные изъяты>. Исполнителем коммунальных услуг для потребителей многоквартирного дома № <адрес> является ООО "УК "ЖЭУ-43".
В ходе рассмотрения обращения было установлено, что ООО "УК "ЖЭУ-43" были нарушены обязательные требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 года № 344), а именно: при начислении платы за общедомовые нужды по электроснабжению в апреле 2013 года по нормативам потребления применялся размер площади, входящей в состав общего имущества равный 2 157,9 кв.м., в то время когда согласно данных технического паспорта дома площадь общего имущества составляет 1 507,9 кв.м. Применение завышенного размера площади, входящей в состав общего имущества, привело к завышению платы на общедомовые нужды по электроснабжению. По итогам рассмотрения обращения ООО "УК "ЖЭУ-43" с учетом выявленных нарушений обязательных требований было выдано Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д. 8-9), сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, содержащее следующие мероприятия (работы): пункт 1 Предписания. Произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению в многоквартирном доме <адрес> за весь период начисления платы по утвержденным нормативам, применив в расчете размер площади, входящей в состав общего имущества согласно техническому паспорту БТИ равный 1 507,9 кв.м.
При начислении платы за общедомовые нужды по электроснабжению по нормативам потребления в последующих расчетных периодах применять размер площади общего имущества равный 1507,9 кв.м.
Об исполнении Предписания сообщить в Инспекцию с предоставлением следующих документов и сведений:
1. Заверенных копий платежных документов, в которых отражены: проведение перерасчета платы за общедомовые нужды по электроснабжению;
2. Справку о суммах проведенных перерасчетов потребителям в многоквартирном доме <адрес>
ООО "УК "ЖЭУ-43" было заявлено ходатайство о продлении исполнения Предписания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с проведением в бюро технической инвентаризации мероприятий по изготовлению нового технического паспорта на многоквартирный дом, отражающего актуальные площади помещений, входящих в состав общего имущества. Ходатайство удовлетворено, срок исполнения Предписания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной с целью проверки исполнения требований Предписания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, внеплановой документарной проверкой установлено, что предписанные мероприятия ООО "УК "ЖЭУ-43" в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном доме № <адрес> проведены не были.
В ходе проведенной проверки было установлено:
По пункту 1 Предписания - платежные документы, в которых отражено проведение перерасчета платы за общедомовые нужды по электроснабжению за весь период начисления по утвержденным нормативам, с применением в расчете размера площади, входящей в состав общего имущества согласно техническому паспорту БТИ равной 1 507,9 м не представлены. Актуализированный технический паспорт, об изготовлении которого заявлено в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, с уточненными данными о площади общего имущества многоквартирного дома, не представлен. ООО "УК "ЖЭУ-43" были представлены в Инспекцию платежные документы за ДД.ММ.ГГГГ, в которых начисление платы за общедомовые нужды по электроснабжению производится по показаниям прибора учета, начисление платы за горячее водоснабжение производится исходя из нормативов потребления с применением размера площади общего имущества равного 2 157,9 кв.м., что не соответствует данным технического паспорта и приводит к увеличению платы за общедомовые нужды.
Пункт 2 Предписания снят с контроля в части исполнения требований Постановления № 104-п на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> которым признаются недействующими с момента принятия решения пункты 6 и 7 Постановления № 104-п из-за их несоответствия ст. 157 ЖК РФ и Правилам № <данные изъяты>. Решением суда апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено в силе.
По результатам внеплановой документарной проверки исполнителя коммунальных услуг ООО "УК "ЖЭУ-43"составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д. 10-13).
За выявленные в ходе проверки нарушения в отношении управляющей компании должностным лицом Инспекции возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы которого направлены для рассмотрения в мировой суд. Выдано повторное Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
С целью проверки соблюдения обязательных требований при проведении расчетов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды по адресу: <адрес> исполнения требования Предписания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> была проведена внеплановая документарная проверка (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в результате которой установлено неисполнение пункта 1 Предписания.
Как и в проверке, проведенной Инспекцией в ДД.ММ.ГГГГ, ООО "УК "ЖЭУ-43" не были представлены платежные документы, в которых было бы отражено проведение перерасчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по электроснабжению многоквартирного лома. Никаких документов, подтверждающих актуальность площадей жилых помещений, используемых для расчета платы за общедомовые нужлы на коммунальные услуги, представлено не было. В письме ООО "УК "ЖЭУ-43" от ДД.ММ.ГГГГ б/н содержится информация о неисполнении требований Предписания Инспекции.
Выявленные очередные факты неисполнения управляющей компанией требований Предписаний Инспекции нашли отражение в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д. 15-17). ООО "УК "ЖЭУ-43" снова выдано Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 18) и в отношении управляющей компании опять было возбуждено дело административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы которого направлены для рассмотрения в мировой суд (л.д. 22-23).
Из представленных суду документов усматривается, что применение административным органом мер административного воздействия к юридическому лицу, ответственному за предоставление коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, не позволило решить проблемы, связанные с несоблюдением порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги, поскольку предписаний, выданных Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области ООО «УК ЖЭУ-43» в полном объеме и указанные сроки не выполняет.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу положений п.п. 5, 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с п. 2.8. Положения Инспекция вправе обращаться в суд с заявлениями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖЭУ-43» об обязании произвести перерасчет за общедомовые нужды по электроснабжению, – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖЭУ-43» произвести перерасчет за общедомовые нужды по электроснабжению за весь период начисления платы по утвержденным нормативам, применив в расчете размер площади, входящей в состав общего имущества согласно техническому паспорту БТИ равный 1 507 кв.м.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» в доход муниципального образования город-герой Волгоград расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 06 июля 2015 года.
Судья Т.В. Макарова