Дело № 2-1796/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 года Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Абрамовой Л.Л., при секретаре Жарковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нижнем Новгороде гражданское дело по иску администрации города Нижнего Новгорода к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Истец администрация города Нижнего Новгорода обратилась в суд с иском к ответчикам ФИО1, ФИО2 о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлением проводился осмотр территории, расположенной в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», утвержденной решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-м «Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего Новгорода».
По результатам проведенного визуального осмотра территории, расположенной в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: , установлено, что ранее одноэтажный бревенчатый дом, общей площадью 92,4 кв.м. реконструирован путем надстройки этажа над существующим жилым домом в пределах конструктивной части ограждающих конструкций стен. В торцевых стенах второго этажа устроены оконные проемы - по два с каждого торца здания, вставлены пластиковые окна, над объектов возведена двускатная кровля. Выведены системы вентиляции и отопления.
Земельный участок, на котором располагается реконструированный объект, находится в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород»
В соответствии с п. 3 Особого правового режима регулирования архитектурно-градостроительной деятельности на исторических территориях Нижнего Новгорода, утвержденного решением областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года N 370-м, проекты на новое строительство и реконструкцию подлежат согласованию с Комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия г. Нижнего Новгорода Нижегородской области.
В ходе проверки установлено, что проектная документация на реконструкцию объекта по адресу: в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области не предоставлялась.
Собственниками являются ФИО1 и ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода составлен протокол № заседания комиссии по сносу самовольных построек, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, согласно пункту 9 протокола комиссией принято решение поручить администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода обратиться в суд с исковым заявлением о приведении самовольной постройки в соответствии с установленными требованиями.
Истец просит суд обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести самовольную постройку - здание, расположенное по адресу: , в первоначальное состояние в соответствии с установленными требованиями, предъявленными Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области ().
Впоследствии истец администрация города Нижнего Новгорода в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования, пояснила, что согласно выпискам из ЕГРН собственниками являются ФИО1, ФИО3 и ФИО4, на день рассмотрения дела просит суд обязать ФИО1, ФИО3 и ФИО4 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести самовольную постройку – здание, расположенное по адресу: , в первоначальное состояние в соответствии с установленными требованиями, предъявленными Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области ().
Определением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО2 на надлежащего ответчика ФИО4 ().
Определением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО3 ().
В судебном заседании представитель истца администрации города Нижнего Новгорода, представитель третьего лица администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода ФИО6, действующая на основании доверенности (), исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО3, представитель ответчика ФИО1 – ФИО5, действующий на основании доверенности (), возражали против удовлетворения исковых требований, пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ ответчики узаконили самовольную постройку путем регистрации изменений в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о чем выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Новая площадь жилого дома, с учетом произведенных изменений, составляет 140,4 кв.м ().
Представитель третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (), в суд не явился, позицию по делу изложил в отзыве на иск, представленном в суд и приобщенном к материалам дела ().
Ответчики ФИО1, ФИО4, третьи лица – ФИО2, Управление Росреестра по Нижегородской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания (), в суд ре явились.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Согласно ст. 8 ГК РФ «1 Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом».
Согласно ст. 212 ГК РФ «1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
Согласно ст. 213 ГК РФ 1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам».
В соответствии со ст. 130 ГК РФ «1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлением проводился осмотр территории, расположенной в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», утвержденной решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-м «Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего Новгорода».
По результатом проведенного визуального осмотра территории, расположенной в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060105:130, расположенном по адресу: , установлено, что ранее одноэтажный бревенчатый дом, общей площадью 92,4 кв.м. реконструирован путем надстройки этажа над существующим жилым домом в пределах конструктивной части ограждающих конструкций стен. В торцевых стенах второго этажа устроены оконные проемы - по два с каждого торца здания, вставлены пластиковые окна, над объектов возведена двускатная кровля. Выведены системы вентиляции и отопления.
Земельный участок, на котором располагается реконструированный объект, находится в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород».
В соответствии с п. 3 Особого правового режима регулирования архитектурно-градостроительной деятельности на исторических территориях Нижнего Новгорода, утвержденного решением областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года N 370-м проекты на новое строительство и реконструкцию подлежат согласованию с Комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия г. Нижнего Новгорода Нижегородской области.
В ходе проверки установлено, что проектная документация на реконструкцию объекта по адресу: в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области не предоставлялась ().
Судом установлено, что собственниками являются: ФИО3 (5/16 долей в праве общей долевой собственности), ФИО4 (5/16 долей в праве общей долевой собственности) и ФИО1 (6/16 долей в праве общей долевой собственности) ().
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства является реконструкцией.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Судом установлено, что работы осуществлены без получения согласия органа местного самоуправления.
15.03.2021 года Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода составлен протокол № 6/2021 заседания комиссии по сносу самовольных построек, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, согласно пункту 9 протокола комиссией принято решение поручить администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода в соответствии с п. 2.8.2 приложения № 1 постановления администрации города г. Нижнего Новгорода от 19.12.2019 года N 5029 "О сносе самовольных построек на территории города Нижнего Новгорода", обратиться в суд с исковым заявлением о приведении самовольной постройки в соответствии с установленными требованиями (л.д. 21-41,70-88).
В соответствии с п. 2.10 приложения № 1 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 19.12.2019 года № 5029 в случае, если Комиссией принято решение, указанное в подпункте 2.8.2 настоящего Порядка, администрация района города Нижнего Новгорода, на территории которого расположена самовольная постройка, в течение семи рабочих дней со дня получения копии протокола заседания Комиссии обращается в суд с исковым заявлением, указанным в пункте 2.8.2 настоящего Порядка.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
В процессе судебного разбирательства ответчики узаконили самовольную постройку путем регистрации изменений в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о чем выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Жилой дом имеет 3 этажа, площадь дома с учетом произведенных изменений составляет 140,4 кв.м, ().
В соответствии с п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в Градостроительном кодексе РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Градостроительным кодексом РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом, спорный жилой дом отвечает указанным параметрам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ администрация города Нижнего Новгорода в обоснование своих доводов не представила ни одного документа, содержащего сведений о проведении инструментальных замеров. В обоснование своих доводов, администрация ссылается на результаты визуального осмотра, отраженные в акте от 19.02.2021 года, зафиксированные в ходе контрольно-надзорных мероприятий ().
Администрация не указала, какие публичные права и интересы либо интересы третьих лиц нарушены в результате реконструкции жилого дома. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия ответчиков по реконструкции дома повлекли причинение какого-либо вреда истцу или третьим лицам.
Поскольку достаточных доказательств того, что спорное здание отвечает признакам самовольной постройки, администрацией не представлено, то исковые требования администрации о возложении на ответчиков обязанности привести самовольную постройку - здание, расположенное по адресу: , в первоначальное состояние в соответствии с установленными требованиями, предъявленными Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации города Нижнего Новгорода к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Л.Абрамова