Дело № 2-1796/2023 г.
27RS0005-01-2023-001867-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи : Ковалёвой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания : Нещирове В.А.,
с участием: представителя истца - пом. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Кужугет А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хабаровске гражданское дело по исковому заявлению И.о. Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска», Управлению культуры Администрации города Хабаровска о возложении обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений закона; возложении обязанности произвести финансирование мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Истец, И.о.Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска», Управлению культуры Администрации города Хабаровска о возложении обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений закона; возложении обязанности произвести финансирование мероприятий, в обоснование заявленных исковых требований ссылаясь на то, что прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка о соблюдении прав несовершеннолетних, законодательства о противодействии терроризму в МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска». В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Приказом Минкультуры России от 02.06.2021 № 754 утвержден Порядок осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» (Далее Порядок). Согласно данному Порядку осуществление образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» определяет правила осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств. Пунктом 4 Порядка установлено, что Детские школы искусств осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ***... - ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от ***... - ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляют, в числе прочих, принимаемые в соответствии с федеральным законодательством и подзаконными актами нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Согласно ст. 2 Федерального закона от ***... - ФЗ к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ***... - ФЗ противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. *** Президентом Российской Федерации утверждена концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направление дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Названной концепцией установлено, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются граждане, оказывающее содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в числе прочих, задач по разработке мер и осуществлению мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма. При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, предупреждение террористических намерений граждан, затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия. Согласно п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от ***... «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта <...>» дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях). Проверкой установлено, что МБУ ДО «Детская музыкальная школа ...****» присвоена 2 категория опасности объекта. В нарушение вышеизложенных требований закона в МБУ ДО «Детская музыкальная школа ...****» отсутствует квалифицированная круглосуточная охрана, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на Объекте. Указанные в рамках проверки нарушения законодательства о соблюдении и защите прав несовершеннолетних, а также законодательства о противодействии терроризму не позволяют обеспечить выполнение основных задач, а именно обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, посещающих образовательное учреждение. По результатам проведенной проверки прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска руководителю МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» внесено представление, по результатам рассмотрения которого вышеуказанные нарушения не устранены. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Прокуратура в силу своего государственно-правового статуса призвана защищать права, свободы и законные интересы граждан во всех случаях. Это право прокуратуры производно от ее компетенции, главный элемент которого -надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод гражданина. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших. Просят возложить обязанность на МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» принять меры по устранению выявленных нарушений закона, а именно: обеспечить охрану МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта <...>», в течение 18 месяцев (1 года 6 месяцев) со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на Управление культуры Администрации города Хабаровска произвести финансирование мероприятий, связанных с обеспечением охраны МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от ***... «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта <...>», в течение 18 *** со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца- пом. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Кужугет А.С. заявленные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» в судебное заседание не явился, о рассмотрении гражданского дела извещены надлежащим образом. Предоставлен отзыв на заявленные требования, из которого следует, что в отношении МБУ ДО ДМШ №4 г. Хабаровска проводилась проверка прокуратурой Краснофлотского района. Проверка проводилась на предмет соблюдения прав несовершеннолетних, в области законодательства противодействия терроризму. В исковом заявлении И.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска выдвинуты требования по обеспечению МБУ ДО ДМШ №4 г. Хабаровска квалифицированной круглосуточной охраной. Согласны с требованием прокуратуры ****. Администрация МБУ ДО ДМШ ...**** направила письмо на имя начальника Управления культуры от 25.07.2023г. ... «О выделении средств на квалифицированную круглосуточную охрану». Был получен ответ от 03.08.2023г ... «О выделении финансирования» о том, что вопрос финансирования будет рассматриваться в процессе исполнения бюджета на 2024 год, либо рассмотреть возможность проведения мероприятия за счет внебюджетных источников. Администрация МБУ ДО ДМШ ...**** направила ответное письмо на имя начальника Управления культуры от 22.09.2023г. ... «О необходимости финансирования» с пояснением о невозможности проведения мероприятия за счет внебюджетных средств.
Представитель соответчика Управления культуры Администрации **** в судебное заседание не явился, о рассмотрении гражданского дела извещены надлежащим образом. Заявлений, ходатайств, возражений не поступило.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на образование.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют, в числе прочих, принимаемые в соответствии с федеральным законодательством и подзаконными актами нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ, противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
*** Президентом Российской Федерации утверждена концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направление дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Названной концепцией установлено, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются граждане, оказывающее содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в числе прочих, задач по разработке мер и осуществлению мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма. При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, предупреждение террористических намерений граждан, затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.
Согласно п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта <...>» дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка о соблюдении прав несовершеннолетних, законодательства о противодействии терроризму в МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» ( Решение о проведении проверки ... от ***).
Проверкой установлено, что МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» присвоена 2 категория опасности объекта ( акт проверки от ***).
В нарушение вышеизложенных требований закона в МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» отсутствует квалифицированная круглосуточная охрана, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте.
Указанные в рамках проверки нарушения законодательства о соблюдении и защите прав несовершеннолетних, а также законодательства о противодействии терроризму не позволяют обеспечить выполнение основных задач, а именно обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, посещающих образовательное учреждение.
По результатам проведенной проверки прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска руководителю МБУ ДО «Детская музыкальная школа ...****» *** внесено представление, по результатам рассмотрения которого вышеуказанные нарушения не устранены.
*** МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» дан ответ на представление, из которого следует, что представление рассмотрено, в части обеспечения учреждения квалифицированной круглосуточной охраной направлено письмо в управление культуры Администрации г. Хабаровска о выделении средств.
*** Управлением культуры администрации города Хабаровска дан ответ, из которого следует, что в процессе исполнения бюджета 2024 года возможно рассмотрения данного вопроса.
Принимая во внимание вышеуказанное, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Возражений относительно заявленных исковых требований не поступило.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.о. Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска», Управлению культуры Администрации города Хабаровска о возложении обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений закона; возложении обязанности произвести финансирование мероприятий, удовлетворить.
Возложить обязанность на МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» принять меры по устранению выявленных нарушений закона, а именно: обеспечить охрану образовательного учреждения квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от ***... «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта <...>», в течение *** ) со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Управление культуры Администрации города Хабаровска произвести финансирование мероприятий, связанных с обеспечением охраны МБУ ДО « Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровска» квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта, в течение 18 месяцев ( 1 года 6 месяцев) со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, через суд, его вынесший.
Судья: подпись
Копия верна: судья Т.Н. Ковалёва
Мотивированный текст решения составлен 11.10.2023 г.
Подлинник решения Краснофлотского районного суда г. Хабаровска подшит в деле № 2-1796/2023 г. |