ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1797 от 13.03.2012 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1797/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Тимушевой Е.В.,

с участием представителя заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО2,

прокурора Загидулиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 марта 2012 года гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ФИО3 об отмене решения об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, состоявшихся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам № 9, № 15, № 16, № 31, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, признании недействительным протокола Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва,

У С Т А Н О В И Л:

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ФИО3 обратился в суд с заявлением об отмене решения об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, состоявшихся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам № 9, № 16, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, признании протокола Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования на территории Республики Коми (г. Сыктывкар) по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва недействительным.

В обоснование заявления ФИО3 указал, что 04 декабря 2011 года по окончании подведения итогов голосования наблюдателям от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» были выданы заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № 9, № 16, № 34, № 62, № 69 и № 76. После ознакомления с итогами выборов по перечисленным избирательным участкам в сводной таблице результатов выборов ГАС «Выборы» установлено различное указание числа избирательных бюллетеней, числв погашенных бюллетеней, числв действительных бюллетеней и др.

Следствием изменения данных стало существенное перераспределение числа голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, что свидетельствует о недостоверности данных, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и установить реальное соотношение политических предпочтений граждан, нарушают свободу выборов и право избирать и быть выбранными.

ФИО3 представлено дополнение к заявлению, в котором он просит отменить решение об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, состоявшихся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам № 15, № 31 г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара в письменном возражении указала, что представленные заявителем копии протоколов участковых избирательных комиссий о результатах выборов на избирательных участках № 9, № 16, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара не могут рассматриваться в качестве доказательств, поскольку не являются надлежаще заверенными копиями. Копии протоколов избирательных комиссий о результатах выборов на избирательных участках № 15 и № 31 содержат произвольные данные, поскольку протоколы составлены в качестве тренировочных с целью последующего надлежащего составления протоколов и проверки правильности контрольных соотношений.

Заявитель, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, ведет дело через представителя. С учётом требований ст. 260.1 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление рассмотрено в его отсутствие.

Представитель заявителя ФИО1 поддержал доводы заявления. ФИО1 пояснил, что нарушения законодательства РФ о выборах выражались в неверном подсчёте голосов избирателей, неверном внесении результатов выборов в протоколы о результатах выборов, ненадлежащем контроле за определением результатов выборов, не соответствующем установленному порядку оформлении протоколов избирательных комиссий и внесении в них изменений.

Представитель территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара ФИО2 просил отказать ФИО3 в удовлетворении заявлений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Загидулиной Л.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявлений, суд приходит к следующему.

04 декабря 2011 года на территории г. Сыктывкара Республики Коми состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Выборы проходили на территории 85 участковых избирательных комиссий.

По результатам голосования 05 декабря 2011 года Территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара был составлен протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Республики Коми, г. Сыктывкар, из содержания которого следует, что число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 155017, число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями, - 126317, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям в помещениях для голосования в день голосования, - 119704, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 3104, число погашенных избирательных бюллетеней – 3509, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 119626, - число недействительных избирательных бюллетеней – 952, число действительных избирательных бюллетеней – 121778, число открепительных удостоверений, полученных участковыми избирательными комиссиями, - 3830, число открепительных удостоверений, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям на избирательных участках до дня голосования, - 3181, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательных участках, - 3781, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 649, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 226, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Также в указанном протоколе указано число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, которое составляет: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 14915, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 14218, - Политическая партия «Патриоты России» - 695, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 14640, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 1495, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 75313, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 502.

Согласно данным о числе открепительных удостоверений, указанным в протоколе, число открепительных удостоверений, полученных территориальной избирательной комиссией, составило 4360, число открепительных удостоверений, выданных нижестоящим участковым избирательным комиссиям, - 3830, число неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных территориальной избирательной комиссией, - 304, число утраченных в территориальной избирательной комиссии открепительных удостоверений – 0.

Данные, приведенные в протоколе, были установлены Территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара путём суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.

Из представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 9 следует, что число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 1524, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 1200, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1155, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 30, число погашенных избирательных бюллетеней – 15, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 30, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1155, число недействительных избирательных бюллетеней – 7, число действительных избирательных бюллетеней – 1178, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 15, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 13, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 13, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 2, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 0, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 141, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 114, - Политическая партия «Патриоты России» - 12, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 129, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 14, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 766, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 2.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 9 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 9 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 945, число погашенных избирательных бюллетеней – 225, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 943, число недействительных избирательных бюллетеней – 27, число действительных избирательных бюллетеней – 946, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 164, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 158, - Политическая партия «Патриоты России» - 30, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 161, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 40, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 386, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 7.

Согласно представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 15, число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 1579, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 1300, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1257, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 38, число погашенных избирательных бюллетеней – 5, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 38, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1257, число недействительных избирательных бюллетеней – 4, число действительных избирательных бюллетеней – 1291, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 40, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 40, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 15, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 0, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 1, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 160, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 138, - Политическая партия «Патриоты России» - 3, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 161, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 5, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 821, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 3.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 15 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 15 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 915, число погашенных избирательных бюллетеней – 347, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 915, число недействительных избирательных бюллетеней – 16, число действительных избирательных бюллетеней – 937, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 114, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 148, - Политическая партия «Патриоты России» - 17, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 130, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 36, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 480, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 12.

Из представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 16 следует, что число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 1885, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 1500, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1462, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 35, число погашенных избирательных бюллетеней – 3, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 35, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1462, число недействительных избирательных бюллетеней – 2, число действительных избирательных бюллетеней – 1495, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 45, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 41, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 21, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 4, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 5, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 151, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 161, - Политическая партия «Патриоты России» - 2, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 37, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 1, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 1141, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 2.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 16 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 16 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1104, число погашенных избирательных бюллетеней – 361, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1104, число недействительных избирательных бюллетеней – 36, число действительных избирательных бюллетеней – 1103, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Патриоты России» - 31, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 185, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 64, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 490, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 21.

В представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 31 указано, что число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 2060, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 1700, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1667, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 31, число погашенных избирательных бюллетеней – 2, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 31, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1667, число недействительных избирательных бюллетеней – 8, число действительных избирательных бюллетеней – 1690, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 50, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 45, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 23, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 5, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 6, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 214, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 194, - Политическая партия «Патриоты России» - 5, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 325, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 7, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 941, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 4.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 31 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 31 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1380, число погашенных избирательных бюллетеней – 320, число действительных избирательных бюллетеней – 33, число утраченных избирательных бюллетеней – 3, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 209, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 199, - Политическая партия «Патриоты России» - 36, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 287, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 65, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 526, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 22.

В представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 34 указано, что число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 1941, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 1600, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1543, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 33, число погашенных избирательных бюллетеней – 24, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 33, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1543, число недействительных избирательных бюллетеней – 26, число действительных избирательных бюллетеней – 1550, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 60, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 58, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 19, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 2, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 2, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 154, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 135, - Политическая партия «Патриоты России» - 19, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 180, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 17, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 1040, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 5.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 34 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 34 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1378, число погашенных избирательных бюллетеней – 189, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1377, число действительных избирательных бюллетеней – 1384, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 234, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 149, - Политическая партия «Патриоты России» - 37, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 285, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 93, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 570, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 16.

Согласно представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 62, число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 2413, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 1900, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1878, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 15, число погашенных избирательных бюллетеней – 7, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 15, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1878, число недействительных избирательных бюллетеней – 5, число действительных избирательных бюллетеней – 1888, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 50, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 42, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 52, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 8, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 0, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 222, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 222, - Политическая партия «Патриоты России» - 5, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 234, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 8, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 1193, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 4.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 62 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 62 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1254, число погашенных избирательных бюллетеней – 631, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1254, число недействительных избирательных бюллетеней – 34, число действительных избирательных бюллетеней – 1235, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 184, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 183, - Политическая партия «Патриоты России» - 32, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 242, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 102, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 470, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 22.

Из представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 69 следует, что число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 2494, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 2000, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1950, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 47, число погашенных избирательных бюллетеней – 3, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 47, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1950, число недействительных избирательных бюллетеней – 2, число действительных избирательных бюллетеней – 1995, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 80, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 59, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 74, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 21, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 2, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 242, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 247, - Политическая партия «Патриоты России» - 1, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 246, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 2, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 1255, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 2.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 69 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 69 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1632, число погашенных избирательных бюллетеней – 321, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1632, число недействительных избирательных бюллетеней – 40, число действительных избирательных бюллетеней – 1639, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 247, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 179, - Политическая партия «Патриоты России» - 47, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 377, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 111, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 656, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 22.

Как следует из представленной Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенной копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 76, число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 2720, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - 2200, - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 2014, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования, - 183, число погашенных избирательных бюллетеней – 3, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 183, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 2014, число недействительных избирательных бюллетеней – 5, число действительных избирательных бюллетеней – 2192, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, - 80, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 37, - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, - 79, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 43, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией, - 5, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составило: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 252, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 268, - Политическая партия «Патриоты России» - 3, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 270, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 5, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 1390, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 4.

С представленной ФИО3 копией протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 76 представленная Избирательной комиссией Республики Коми копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 76 имеет следующие расхождения: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 1750, число погашенных избирательных бюллетеней – 267, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - 1733, число недействительных избирательных бюллетеней – 40, число действительных избирательных бюллетеней – 1876, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, - 68, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 12, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: - Политическая партия «Справедливая Россия» - 224, - Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 278, - Политическая партия «Патриоты России» - 46, - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 418, - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 121, - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 754, - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 35.

05 декабря 2011 года территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара были составлены акты о соответствии данных, введенных в ГАС «Выборы», первым экземплярам протоколов участковых избирательных комиссий.

Данные, содержащиеся в копиях первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по избирательным участкам № 9, № 15, № 16, № 31, № 34, № 62, № 69, № 76, совпадают с данными сводной таблицы территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Республики Коми, составленной 05 декабря 2011 года.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статьёй 27 Федерального закона определены полномочия территориальной избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, к числу которых отнесены: - координация работы участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принятие по жалобам (заявлениям) мотивированных решений (п. 3); - контроль и обеспечение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования (п. 12); - установление итогов голосования на соответствующей территории, сообщение их средствам массовой информации и передача протокола об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (п. 14).

К полномочиям участковой избирательной комиссии, установленным ст. 28 Федерального закона, в частности, относятся: - проведение подсчета голосов избирателей, установление итогов голосования на избирательном участке, а также составление протокол об итогах голосования и передача его в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию (п. 10); - рассмотрение жалоб на нарушения данного Федерального закона и принятие по ним мотивированных решений.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать:

1) номер экземпляра;

2) название выборов, дату голосования;

3) слово "Протокол";

4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка;

5) следующие строки протокола:

а) строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

б) строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

в) строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

г) строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования;

д) строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

е) строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней;

ж) строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

з) строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

и) строка 9: число недействительных избирательных бюллетеней;

к) строка 10: число действительных избирательных бюллетеней;

л) строка 11: число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;

м) строка 12: число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;

н) строка 13: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;

о) строка 14: число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений;

п) строка 15: число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией;

р) строка 16: число утраченных открепительных удостоверений;

с) строка 17: число утраченных избирательных бюллетеней;

т) строка 18: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении;

у) строка 19 и последующие строки, в которые вносятся наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене, а также число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов;

6) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;

7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола);

8) дату и время (часы и минуты) подписания протокола (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола);

9) печать участковой избирательной комиссии (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола).

Числа вносятся в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования цифрами и прописью.

Представленные Территориальной избирательной комиссией протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № 9, № 15, № 16, № 31, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара соответствуют установленным законом требованиям.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона в случаях, когда Федеральным законом предусмотрена выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, иных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, заверение указанных копий производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии, а также ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

Представленные заявителем копии копий протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № 9, № 16, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара не соответствуют требованиям ст. 29 Федерального закона. Копии протоколов, составленные в соответствии со ст. 29 Федерального закона, заверенные в установленном порядке, заявителем не представлены.

Согласно ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

На основании ходатайства заявителя судом был направлен запрос в адрес Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО» о предоставлении надлежаще заверенных копий протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № 9, № 16, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара.

Согласно письму ответственного секретаря Бюро Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО» от 17 февраля 2012 года, политическая партия «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» не назначала наблюдателей для присутствия на выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в помещениях участковых избирательных комиссий на перечисленных избирательных участках, ввиду чего не располагает надлежаще заверенными копиями протоколов участковых избирательных комиссией об итогах голосования.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

С учётом изложенного, суд не может считать допустимыми доказательствами представленные заявителем копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № 9, № 16, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара.

На основании ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ относимость доказательств означает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Соответственно, ссылки представителя заявителя на свидетельские показания в обоснование доводов о наличии иных, отличных от представленных ТИК копий протоколов, не являются обоснованными.

Ввиду чего сведения, изложенные в представленных заявителем копиях протоколов, не подтверждают его доводы о наличии нарушений законодательства о выборах.

Статьёй 79 Федерального закона установлен порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.

Установлено, что подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 29 Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных в избирательном бюллетене справа от наименований политических партий), затем оглашают и вносят в строку 6 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании. После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с частью 16 статьи 74 Федерального закона, и вносят его в строку 14 протокола и его увеличенной формы. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 29 Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает и вносит в строку 2 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, а также оглашает и вносит в строку 11 протокола и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

1) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, исключенных из списка избирателей по другим причинам);

2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

4) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

5) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;

6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;

7) число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.

После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Итоговые данные, которые определяются как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 данной статьи по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, заверяет своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы:

1) в строку 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

2) в строку 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

3) в строку 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;

4) в строку 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

5) в строку 12: число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;

6) в строку 13: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;

7) в строку 15: число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.

После этого проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, и числа погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных, внесенных в список избирателей, и погашенных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 16 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 16 проставляется цифра "0".

В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней на квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая заверяется подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии, а сами избирательные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов избирателей не учитываются.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.

Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 13 данной статьи) оглашается и вносится в строку 9 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы.

После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 19 и последующие строки протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число действительных избирательных бюллетеней путем суммирования данных, содержащихся в строке 19 и последующих строках протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, оглашают его и вносят в строку 10 протокола и его увеличенной формы.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строку 8 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы.

После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно Приложению 3 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5 и 6 протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 17 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 18 "Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении". Если число, указанное в строке 2, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 17, при этом в строке 18 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, больше числа, указанного в строке 2, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 18, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 17 и 18 проставляется цифра "0".

Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке, в которой упакованы бюллетени, указываются число находящихся в ней избирательных бюллетеней, наименование политической партии, отмеченное в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени". Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с частями 12 и 13 данной статьи, упакованные открепительные удостоверения, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 29 Федерального закона.

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения данного Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 29 Федерального закона. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Не допускаются заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей.

Если во время заполнения протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается запись об этом с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола подпись хотя бы одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

При подписании протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с протоколом в целом или с его отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию члена участковой избирательной комиссии, иных лиц, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенные копии протокола. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию протокола, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола прилагаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем, секретарем или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию. Все избирательные документы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе избирательные бюллетени, за исключением первого экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенных к нему документов, представляемых в вышестоящую избирательную комиссию, хранятся в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, а затем уничтожаются с составлением акта в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Второй экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в части 5 статьи 29 Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренными Федеральным законом избирательными документами, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей, и печать участковой избирательной комиссии передаются на хранение в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через пять дней после официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила неточность в строках 1 - 18 протокола (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных) либо если неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 18 протокола. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 29 данного Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. В случае необходимости внесения уточнений в строку 19 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов в порядке, предусмотренном частью 17 статьи 80 данного Федерального закона. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.

Исходя из содержания приведённой нормы следует, что указание в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 15 времени подписания протокола «05 декабря 2011 года в 23.50 ч.» не влекло за собой обязанность участковой избирательной комиссии внести исправления в протокол на заседании комиссии. Описка в дате составления протокола не влекла за собой необходимость повторного составления протокола избирательной комиссии.

Из пояснений представителя территориальной избирательной комиссии и показаний свидетеля    Т.Б. следует, что описка в дате составления протокола была выявлена и исправлена во время нахождения данного гражданского дела в производстве суда.

Сведения, изложенные в протоколе участковой избирательной комиссии по избирательному участку № 15, соответствуют данным, внесенным в протокол территориальной избирательной комиссии об итогах выборов, составленный 05 декабря 2011 года в 17.25 ч., ввиду чего не имеется оснований ставить под сомнение совершение указанной описки в протоколе комиссии по избирательному участку № 15 04 декабря 2011 года после окончания подсчёта голосов избирателей.

Таким образом, доводы представителя заявителя о недействительности сведений протокола участковой избирательной комиссии, изложенных в протоколе комиссии по избирательному участку № 15, не обоснованны.

На представленной заявителем копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 15 не поставлено время заверения копии, на копии протокола по 31-ому избирательному участку указано время заверения «04.11.11 в 21.50 2011г.». Проставление на последнем документе времени заверения копии не подтверждено ни председателем комиссии   И.Е., ни секретарем   Т.А., допрошенными судом в качестве свидетелей.

Третьей страницы с подписями членов комиссии представленная заявителем копия протокола по избирательному участку № 31 не содержит. Следует отметить также, что в представленной заявителем копии протокола по 31-ому избирательному участку не соблюдены контрольные соотношения данных, установленных законом.

В представленных заявителях копиях протоколов не изложены прописью результаты голосования.

Таким образом, указанные документы также не могут быть признаны судом подтверждающими факт составления иных результатов выборов, нежели внесенных в протокол Территориальной избирательной комиссии о результатах выборов, по перечисленным избирательным участкам.

Доводы представителя Территориальной избирательной комиссии о составлении черновых, учебных вариантов протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № 15 и № 31, которые и были представлены заявителем в суд, подтверждены свидетельскими показаниями   Т.Б.,   Е.П.,   И.Е.,   Т.А.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется. Доказательств, свидетельствующих об их заинтересованности в исходе дела, не имеется.

Свидетельские показания   Р.А.о. о том, что на 15-ом избирательном участке ему как наблюдателю была выдана копия протокола, которая представлена заявителем в суд, не опровергают доводов территориальной избирательной комиссии о составлении учебных протоколов, не отвечающих требованиям законодательства о выборах, а потому не имеющих доказательственного значения при рассмотрении данного дела.

Доводы представителя заявителя о наличии сомнений в принадлежности   Е.И.,   В.В.,   Н.Н.,   Н.А. подписей в представленном ТИК протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 15 опровергнуты совокупностью показаний свидетелей   Т.Б.,   Е.Р.,   Е.И.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» системный администратор организует и осуществляет работы по эксплуатации комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.

В соответствии с п. 1.7 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выбора» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», утвержденной Постановлением Центризбиркома РФ от 17 августа 2011 года № 26/254-6 подготовка и настройка программного обеспечения КСА ГАС "Выборы" производится системным администратором в соответствии с эксплуатационной документацией ГАС "Выборы".

Согласно п. 3.8.3 Инструкции, системный администратор, обеспечивающий эксплуатацию КСА ГАС "Выборы" в ТИК, работает под руководством председателя ТИК во взаимодействии с руководителем группы контроля и членами группы контроля.

В силу п. 3.8.9 Инструкции после занесения в базу данных ГАС "Выборы" данные протокола УИК выводятся в виде компьютерной распечатки в двух экземплярах. Эта распечатка сверяется с первым экземпляром протокола УИК и, если они соответствуют друг другу, оба экземпляра распечатки подписываются системным администратором (оператором) и руководителем или членом группы контроля, присутствующим при вводе данных протокола, с указанием даты и времени ввода.

На основании п. 3.8.17 Инструкции факт соответствия данных из протокола УИК, размещенных в базе данных ГАС "Выборы", данным первого экземпляра протокола и передачи компьютерной распечатки председателю, секретарю или иному члену УИК с правом решающего голоса фиксируется в акте (приложение N 3). После этого член ТИК вносит данные этого протокола в сводную таблицу ТИК.

Установленный в суде, подтверждённый показаниями свидетелей   Т.Ф.,   Г.А.,   Т.В., факт отсутствия А.В.   при составлении актов о соответствии данных, введённых в ГАС «Выборы», первым экземплярам протоколов участковых избирательных комиссий, который по поручению председателя ТИК занимался иной связанной с осуществлением обеспечения ГАС "Выборы" работой, не свидетельствует о наличии нарушений, позволяющих считать не установленным волеизъявление избирателей при выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Так, распечатки протоколов УИК подписаны системным администратором (оператором) и членом группы контроля, присутствующим при вводе данных протокола, с указанием даты и времени ввода. Акты о соответствии данных, внесенных в ГАС «Выборы», первым экземплярам протоколов участковых избирательных комиссий, составлены в хронологическом порядке по мере ввода данных протоколов участковых избирательных комиссий.

Доводы представителя заявителя о внесении в увеличенную форму сводной таблицы об итогах голосования данных, не соответствующих фактическим итогам голосования, не подтверждены достоверными доказательствами. К таким доказательствам не могут быть отнесены показания свидетелей   В.Н.,   Р.А.о., поскольку конкретных сведений, расходящихся со сведениями, внесенными в протокол ТИК об итогах голосования в г. Сыктывкаре, свидетелями не указано.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении порядка подсчёта голосов избирателей, неверном внесении результатов выборов в протоколы о результатах выборов, ненадлежащем контроле за определением результатов выборов, заявителем не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Федерального закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными (ч. 4 ст. 92 Федерального закона).

Согласно ч. 5 ст. 92 Федерального закона, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 данной статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена судом решения о результатах выборов депутатов Государственной Думы в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет за собой признание результатов выборов недействительными (ч. 6 ст. 92 Федерального закона).

Перечисленных в законе обстоятельств, являющихся основаниями для отмены решений об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, на избирательных участках № 9, № 15, № 16, № 31, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара судом не установлено, в связи с чем следует отказать ФИО3 в удовлетворении заявления об отмене решения об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, состоявшихся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам № 9, № 15, № 16, № 31, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, признании недействительным протокола Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО3 в удовлетворении заявления об отмене решения об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, состоявшихся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам № 9, № 15, № 16, № 31, № 34, № 62, № 69 и № 76 г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, признании недействительным протокола Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения  .

Председательствующий И.В. Смолева