ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1797/14 от 04.03.2014 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1797/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2014 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дорожкиной О.Б.,

с участием помощника Хабаровского транспортного прокурора ФИО1,,

представителя ответчика ФИО2

при секретаре судебного заседания ФИО3.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, на то, что в ходе проверки установлено, что пассажирская посадочная платформа «Локомотивное депо» (инв. № 0200061), 1984 года постройки, с асфальтовым покрытием, длиной 282 м, шириной 5 м, площадью 1385 м кв - высокая. Прокуратурой совместно с сотрудником Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств ДД.ММ.ГГГГ произведены замеры габаритных расстояний высокой пассажирской платформы «Локомотивное депо», о чем составлена ведомость промера габаритных расстояний высокой пассажирской посадочной платформы «Локомотивное депо» (нечетная). В ходе проведения указанных замеров установлено, что в нарушение п. 2.1.1 «Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83» размеры от уровня верхней головки рельсов и расстояние от оси пути до края платформы не соответствуют установленным требованиям. Расстояние от оси пути до края платформы находится в пределах от 2050мм до 2310мм при норме 1920 мм, высота платформы в пределах от 970мм до 1110мм при норме 1100 мм. Эксплуатация пассажирской платформы, не отвечающей требованиям безопасности, создает реальную угрозу причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, что является нарушением ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей». Согласно Инвентарной карточке учета объекта основных средств высокая пассажирская платформа «Локомотивное депо» является собственностью ОАО «РЖД».

Просил обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать высокую пассажирскую платформу «Локомотивное депо» (нечетная), 1984 года постройки, <адрес>, инв. в соответствии с требованиями предъявляемыми п. 2.1.1 «Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83» в строгом соответствии с установленными размерами для высоких платформ: высота -1100мм от уровня верха головки рельсов, расстояние от оси пути до края платформы 1920мм.

В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» оборудовать высокую пассажирскую платформу «Локомотивное депо» (нечетная), 1984 года постройки, <адрес>, инв. в соответствии с требованиями предъявляемыми п. 2.2.1 «Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83» в строгом соответствии с установленными размерами для высоких платформ: высота - 1100мм от уровня верха головки рельсов, расстояние от оси пути до края платформы 1920мм.

В судебном заседании помощник Хабаровского транспортного прокурора ФИО1, поддержал уточненные требования, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ОАО «РЖД» ФИО4 в обоснование возражений указала на то, что для выполнения требований Хабаровского транспортного прокурора ОАО «РЖД» потребуется произвести реконструкцию высокой пассажирской платформы «Локомотивное депо», которая носит для ответчика инвестиционный характер. Порядок формирования и реализации инвестиционной программы и инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № 1582р. Дальневосточной Дирекцией пассажирских обустройств - структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств в настоящее время проводится работа по включению данного объекта в инвестиционную программу в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» Порядком. Поскольку решение инвестиционного комитета о включении вопроса о реконструкции спорного объекта в инвестиционную программу на следующие периоды (годы) может быть принято в течение текущего года, реконструировать объект - высокая пассажирская платформа «Локомотивное депо» в 2014 году не представляется возможным. При включении в 2014 году в инвестиционную программу указанной платформы ответчику потребуется три года (2015-2017 гг.) для осуществления работ по ее реконструкции. В связи с чем, не оспаривая обоснованности предъявленных требований, просила установить срок исполнения решения не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую угрозу.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 15 и ч.1 ст. 16 Закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего и не общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Пунктом 4.1 Распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № 2705р «О вводе в действие «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» (Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 2705р) установлено, что платформы могут быть низкие и высокие.

Судом установлено, что пассажирская посадочная платформа «Локомотивное депо» (инв. № 0200061), 1984 года постройки, с асфальтовым покрытием, длиной 282 м, шириной 5 м, площадью 1385 м кв - высокая.

В соответствии с п. 4.2 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 2705р платформы, как правило, должны размещаться на прямых участках пути. Для платформ, расположенных на линиях, по которым осуществляется движение пассажирских и грузовых поездов иметь следующие нормы высоты: для высоких платформ - 1100 мм от уровня верха головок рельсов и 1920 мм от края платформы до оси пути; для низких платформ - 200 мм от уровня верха головок рельсов и 1745 мм от края платформы до оси пути.

Пунктом 4.5 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 2705р установлено, что в кривых участках пути расстояния, приведенные по п. 4.2 определяются по нормам, установленным «Инструкцией по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83».

В соответствии с п. 2.1.1 «Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83» пассажирские платформы при новом строительстве, реконструкции и эксплуатации должны иметь следующие размеры: для высоких платформ высоту - 1100мм от уровня верха головки рельсов, расстояние от оси пути до края платформы 1920мм.

Пассажирские платформы сооружаются для обеспечения удобной, быстрой и безопасной посадки и высадки пассажиров по каждому пути приема и отправления поездов.

Статьей 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя.

Прокуратурой совместно с сотрудником Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств ДД.ММ.ГГГГ произведены замеры габаритных расстояний высокой пассажирской платформы «Локомотивное депо», о чем составлена ведомость промера габаритных расстояний высокой пассажирской посадочной платформы «Локомотивное депо» (нечетная).

В ходе проведения указанных замеров установлено, что в нарушение п. 2.2.1 «Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83» размеры от уровня верхней головки рельсов и расстояние от оси пути до края платформы не соответствуют установленным требованиям. Расстояние от оси пути до края платформы находится в пределах от 2050мм до 2310мм при норме 1920 мм, высота платформы в пределах от 970мм до 1110мм при норме 1100 мм.

Эксплуатация пассажирской платформы, не отвечающей требованиям безопасности, создает реальную угрозу причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, что является нарушением ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей».

Согласно Инвентарной карточке учета объекта основных средств высокая пассажирская платформа «Локомотивное депо» является собственностью ОАО «РЖД».

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Указанные нарушения законодательства нарушают права пассажиров как потребителей транспортных услуг.

Несолюдение вышеуказанных требований влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно п. 1 Положения о Дальневосточной дирекции управления движением, утверждённого начальником Центральной дирекции управления движением ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесёнными распоряжением Центральной дирекцией управления движения от ДД.ММ.ГГГГ № ЦД-244/р), Дальневосточная дирекция управления движением является структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги».

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в соответствии с законом и является самостоятельным юридическим лицом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что эксплуатация высокой пассажирской платформы «Локомотивное депо» (нечетная) 1984 года постройки ОАО "РЖД", по которым следуют пассажирские и грузовые поезда без оборудования ее согласно «Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83», не отвечает требованиям безопасности, не обеспечивает прочность и устойчивое состояние безопасности при движении пассажирских и грузовых поездов, создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает необходимым установить срок устранений нарушения действующего законодательства в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета <адрес> «<адрес>» подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» оборудовать высокую пассажирскую платформу «Локомотивное депо» ( нечетная) 1984 года постройки, <адрес>, инв. Номер 0100061 в соответствие с требованиями, предъявляемыми п.2.2.1 «Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83» в строгом соответствии с установленными размерами для высоких платформ: высота -1100 мм от уровня верха головки рельсов, расстояние от оси пути до края платформы 1920 мм» в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход муниципального образования <адрес> «<адрес>» государственную пошлину в размере 200 рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Копия верна.

Судья О.Б. Дорожкина