Дело № 2-1797/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Зинченко Ю.А., при секретаре Беловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 22 апреля 2019 года гражданское дело по иску Прокурора КАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» о возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор КАО г. Омска обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что прокуратурой КАО г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122», в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Вместе с тем в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» не обеспечивается хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца, что противоречит пункту 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235.
Просил суд обязать БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» обеспечить архивирование и хранение данных видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» в течение одного месяца, взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского административного округа г. Омска ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, также просила установить срок для устранения нарушений.
Представитель ответчика БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» ФИО4, в судебном заседании указала, что для обеспечения хранения данных системы видеонаблюдения в течение одного месяца администрация детского сада обращалась в департамент образования Администрации города Омска о выделении дополнительного финансирования. Однако до настоящего времени ответ на обращение не получен. Указала, что собственных средств учреждение не имеет, предпринимательскую деятельность не осуществляет, дополнительные платные услуги не оказывает, спонсорской и иной помощи из внебюджетных источников не получает. Иных доходов, кроме бюджетного финансирования, утвержденного бюджетом муниципального образования городской округ город Омска Учреждение, не имеет.
Представитель Департамент Образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Подпунктом 8 пункта 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу пунктов 1, 5, 7, 9 статьи 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма, сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
На основании ч. 13 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (долее — Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
Согласно пункту 23 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой КАО г. Омска проведена, в том числе проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122».
Актом обследования и категорирования объекта (территории) от 25.01.2018 г. БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» в соответствии с п. 12 требований антитеррористической защиты установлена вторая категория опасности.
В ходе проверки выявлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям положений пункта 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» не обеспечивается хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.
В ходе проверки установлено, что БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (пункт 1.3 Устава).
Согласно п. 1.15 Устава Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами, настоящим Уставом, договорами между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
В соответствии с п.п. 5.8, 5.9 Устава Учредитель устанавливает муниципальное задание в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется Учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.
Согласно Постановлению Администрации города Омска от 26.05.2016 № 651-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующие цели.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенными учреждениями города Омска осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы учреждения, утвержденной учредителем путем предоставления субсидии.
Департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска»).
Решение Омского городского Совета от 06.12.2017 № 19 «О бюджете города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета города Омска, к числу которых относится департамент образования Администрации города Омска.
Согласно пункту 17 Положения о департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
В связи с имеющимися нарушениями прокуратурой округа 27.03.2018 внесено представление о принятии мер к устранению нарушений, а также причин и условий, способствующих выявленным нарушениям законодательства и недопущению их впредь. До настоящего времени образовательным учреждением нарушения не устранены.
Судом установлено, что заведующим БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» в связи с отсутствием собственных средств, направлялась служебная записка о выделении средств необходимых для устранения нарушений требования законодательства.
До настоящего времени вопрос о выделении дополнительного финансирования для устранения указанных нарушений департаментом образования Администрации г. Омска не рассмотрен.
Между тем осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
При этом изложенные факты свидетельствуют о невыполнении в полном объеме администрацией учреждения функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании, а также собственником муниципального имущества и учредителем учреждения мер по устранению указанных нарушений требований законодательства на объекте с массовым пребыванием людей не предпринято, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся, сотрудникам образовательного учреждения, и лицам, посещающим учреждение.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
При установлении срока выполнения данной обязанности, суд полагает разумным установить срок для исполнения требований по обеспечению архивирования и хранения данных видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта территории БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» до 01.09.2019.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора КАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» в срок до 01.09.2019 года устранить имеющиеся нарушения:
обеспечить архивирование и хранение видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» в течение одного месяца.
Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №122» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Ю.А. Зинченко
Решение в окончательном виде изготовлено 29.04.2019 года.