ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1797/20 от 30.11.2020 Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1797/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 30 ноября 2020 года

ЛЕНИНСКИЙ районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Ткачевой О.С., с участием представителя истца Фетисова И.С. по доверенности - Дронова Г.В., представителей ответчика СПб ГУП «Петербургский метрополитен» по доверенности – Беляева А.А., Ростовцевой Ж.В.,

при секретаре Колмаковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в 14 зале, гражданское дело по иску Фетисова Ильи Станиславовича к СПб ГУП «Петербургский метрополитен» о признании отказа СПб ГУП «Петербургский метрополитен» 23.03.2020 в пропуске в зону транспортной безопасности незаконным и нарушающим положения п.п. 11 п. 30 Типовых правил пользования метрополитеном, утв. приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386, п.п. 13, 37, 38 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227,

УСТАНОВИЛ:

Истец Фетисов И.С. обратился в суд с иском к СПб ГУП «Петербургский метрополитен» о признании отказа СПб ГУП «Петербургский метрополитен» 23.03.2020 истцу в пропуске в зону транспортной безопасности незаконным и нарушающим положения пп.11 п.30 «Типовые правила пользования метрополитеном», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 26 октября 2018 г. № 386», пп.13,37,38 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 года № 227. В обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что 23.03.2020 по адресу: Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 90 к.2 (ст. метро «Автово») ему было отказано в проходе в вестибюль СПб ГУП «Петербургский метрополитен» сотрудниками службы безопасности в связи с тем, что при нем находилось гражданское оружие (гладкоствольное длинноствольное оружие МР ,, 2017 г.в, которым Фетисов И.С. владеет на законных основаниях.

По мнению истца запрет на транспортирование гражданского оружия в СПб ГУП «Петербургский метрополитен» основан на неправильном толковании норм права; истец имеет право на транспортирование оружия в порядке п. 77 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; законодатель установил запрет на пронос в зону транспортной безопасности оружия и частей к нему лицам, которые не имеют законных оснований на владение, ношение и транспортирование оружия; п. 38 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 указано, что перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и ТС с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными СТИ, перевозчиками; на момент отказа в проходе, п. 9.14 приказа Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998 № 233 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» не содержал запрета на провоз оружия; федеральное законодательство РФ не содержит прямого запрета на транспортирование оружия; Типовые правила пользования метрополитеном, утвержденные приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386 не регулируют напрямую отношения, связанные с установлением запрета на ношение оружия для физических лиц; данные Типовые правила пользования метрополитеном устанавливают рекомендации по разработке правил пользования метрополитеном в регионе, то есть они носят нормативный характер для государственного органа и должностных лиц, в чьи обязанности входит разработка нормативно-правовых актов, регулирующих правила пользования метрополитеном, но не для физических лиц – пассажиров.

Исковое заявление принято к производству Ленинского районного суда СПб по правилам подсудности, предусмотренным ст. 28 ГПК РФ – по месту нахождения СПб ГУП «Петербургский метрополитен».

Истец Фетисов И.С. в судебном заседании подтвердил позицию, изложенную в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования. Подтвердил, что кроме гладкоствольного оружия, у него при себе на поясе имелось оружие травматическое оружие типа «ОСА» заряженное, с имеющимися патронами. На вопрос суда почему данное обстоятельство не отражено в исковом заявлении пояснить не смог.

Представитель истца – Дронов Г.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что наличие у истца при личном осмотре травматического «ОСА» никакого правового значения не имеет, также как и отсутствие сведений о наличии травматического оружия у истца в исковом заявлении.

Представители ответчика – Беляев А.А., Ростовцева Ж.В. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменных возражениях от 16.11.2020. Пояснили, что сотрудники службы транспортной безопасности СПб ГУП «Петербургский метрополитен» действовали в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами и внутренними документами. Не допустили Фетисова И.С. в зону транспортной безопасности с целью обеспечения безопасности пассажиров. Каких-либо незаконных действий в действиях сотрудников не установлено. Кроме того, полагали, что истец, при наличии более строгих требований к правилам безопасности подземного транспорта имел возможность воспользоваться услугами наземного транспорта.

Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании 30.11.2020 года старший инспектор Службы транспортной безопасности Подразделения по обеспечению транспортной безопасности СПб ГУП «Петербургский метрополитен» ФИО7 жал показания о том, что указанные в акте № 1 от 23.03.2020 соответствуют фактическим обстоятельствам дедла, пояснил, что 23.03.2020 на ст. метро «Автово» по результатам дополнительного досмотра у истца Фетисова И.С. были выявлены предметы, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть: травматическое оружие «ОСА», которое находилось у истца в снаряженном (заряженном) состоянии вместе с патронами, а также охотничье ружье МР-155, в связи с чем истцу было отказано в проходе в зону транспортной безопасности.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетеля ФИО7, исследовав представленные доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости, приходит к следующим выводам.

Метрополитен является одним из видов внеуличного транспорта в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2017 № 442-ФЗ).

Правила пользования внеуличным транспортом утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для каждого вида внеуличного транспорта отдельно и могут учитывать региональные особенности функционирования внеуличного транспорта (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ).

При этом, согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ, правила пользования внеуличным транспортом разрабатываются в соответствии с типовыми правилами пользования внеуличным транспортом соответствующего вида, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386 утверждены Типовые правила пользования метрополитеном (далее – Типовые правила пользования метрополитеном).

В спорный период, до даты утверждения Правил пользования Петербургским метрополитеном (утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 № 776) в силу требований п. 5 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ подлежали применению Типовые правила пользования метрополитеном.

Подпунктом 11 п. 30 Типовых правил пользования метрополитеном установлено, что пассажирам запрещается провозить оружие и боеприпасы (за исключением случаев, установленных Правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийные и другие опасные вещества и бытовые газовые баллоны.

При этом, согласно п. 2 Типовых правил пользования метрополитеном под Правилами для целей указанного нормативного правового акта понимаются правила пользования метрополитеном, утвержденные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в Санкт-Петербурге были утверждены 29.09.2020.

Исходя из толкования нормы, установленной п.п. 11 п. 30 Типовых правил пользования метрополитеном следует, что указанным нормативным правовым актом РФ установлен запрет на провоз оружия и боеприпасов, при этом исключения могут быть предусмотрены региональными правилами пользования метрополитеном, подлежащими утверждению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанный истцом довод о том, что на момент отказа в проходе в зону транспортной безопасности п. 9.14 приказа Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998 № 233 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» не содержал запрета на провоз оружия, противоречит требованиям п. 5 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ, т.к. со дня вступления 30.12.2018 в силу указанного Федерального закона приказ Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998№ 233 не подлежал применению в связи с необходимостью применения Типовых правил пользования метрополитеном.

В спорный период Типовые правила пользования метрополитеном в силу ч. 3 ст. 10, п. 5 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ регулировали в Петербургском метрополитене порядок организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади, условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади, а также определяли требования к информированию пассажиров, находящихся в подвижном составе, на станциях и на межстанционных переходах для пассажиров и подлежали обязательному исполнению как перевозчиком, так и пассажирами.

Кроме указанного, травматическое оружие «ОСА», выявленное у истца 23.03.2020, было в снаряженном состоянии, что истцом не оспаривалось и является нарушением законодательства, так как абзацем четвертым п. 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила № 814) установлено, что оружие (в том числе и травматическое) при транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.

Доводы истца о праве на транспортирование оружия в Петербургском метрополитене со ссылками на Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) и Правила № 814 не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Правила № 814 устанавливают общие положения о транспортировании гражданами оружия и патронов к нему, и не содержат норм, определяющих особенности и порядок перевозки оружия и боеприпасов к нему по видам общественного транспорта.

В соответствии с п.п. 1, 12, 18 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ, внеуличный транспорт - технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта и обеспечивающий перевозку пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров, при этом под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и провезти ручную кладь внеуличным транспортом; ручная кладь - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой во внеуличном транспорте и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.

Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2017 № 442-ФЗ установлена возможность перевозки пассажира и провоза ручной клади. Транспортирование оружия в метрополитене Федеральным законом от 29.12.2017 № 442-ФЗ не предусмотрено.

При этом по смыслу п. 5 ст. 6, ч. 3 ст. 24 Закона об оружии на территории РФ запрещается ношение оружия, в том числе при массовых публичных мероприятиях. Указанный запрет установлен вследствие невозможности обеспечения безопасности при применении оружия в местах массового скопления людей. Таким образом, установление запрета на провоз оружия в метрополитене с учетом значительного пассажиропотока и в условиях ограниченного, как правило, подземного пространства, также как и запрет ношения оружия при массовых публичных мероприятиях, носит обоснованный характер, направлен на обеспечение безопасности граждан и не противоречит требованиям Закона об оружии.

Кроме того, требования о запрете провоза оружия в метрополитене соответствуют федеральному законодательству о транспортной безопасности.

В силу Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ) объекты инфраструктуры метрополитена, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 1636, являются объектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение п. 13 ст. 12.2 Федерального закона от 22.12.2018 № 16-ФЗ приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила досмотра).

Разделом Х Правил досмотра установлены Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее – Перечни).

В указанные Перечни включены, в том числе, оружие гражданское и служебное; оружие самообороны; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное.

Пунктом 38 Правил досмотра предусмотрено, что перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортное средство с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиками.

При этом, правила, порядок и условия перевозки пассажиров и провоза ручной клади по виду транспорта – метрополитену в спорный период были установлены Типовыми правилами пользования метрополитеном.

Типовые правила пользования метрополитеном, приняты во исполнение п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ.

Установленный Типовыми правилами пользования метрополитеном запрет на провоз оружия соответствует п. 38 Правил досмотра, принятых во исполнение Федерального закона от 22.12.2018 № 16-ФЗ.

В соответствии с п. 67 Правил досмотра, работники досмотра обязаны не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок и условия их перевозки на видах транспорта.

Таким образом, действия работников ответчика по исполнению требований нормативных правовых актов РФ в части не допуска к перевозке оружия, включенного в Перечни, являлись законными и обоснованными и соответствовали уставной задаче СПб ГУП «Петербургский метрополитен» по обеспечению безопасных перевозок пассажиров.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца, вместе с тем, в нарушение установленных процессуальным законом требований указанные сведения в исковом заявлении Фетисова И.С. отсутствуют, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения иска Фетисова И.С. о признании действий должностных лиц СПб ГУП «Петербургский метрополитен» незаконными, ввиду недоказанности обстоятельств, на которые ссылался истец Фетисов И.С.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требований Фетисова Ильи Станиславовича к СПб ГУП «Петербургский метрополитен» о признании отказа СПб ГУП «Петербургский метрополитен» 23.03.2020 в пропуске в зону транспортной безопасности незаконным и нарушающим положения п.п. 11 п. 30 Типовых правил пользования метрополитеном, утв. приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386, п.п. 13, 37, 38 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Ткачева О.С.

Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2020 года.