ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1797/2010 от 06.07.2010 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

гр. дело Номер обезличен - Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Улан-Удэ 6 июля 2010 год

Советский районный суд гор. Улан-Удэ в составе судьи Эрхетуевой О.М., при секретаре Дыреновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Военного комиссара Республики Бурятия к Управлению ЗАГС по Республике Бурятия о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Военный комиссар Республики Бурятия в своем заявлении просил признать незаконным отказ Управления ЗАГС по Республике Бурятия в предоставлении сведений о регистрации актов гражданского состояния : о рождении у военнообязанных детей, об усыновлении (удочерении) военнообязанными лицами детей, об установлении отцовства, об изменении гражданином фамилии, имени и отчества, о смерти военнообязанного лица, о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния и обязать ежемесячно предоставлять указанные сведения по всем районом республики и гор. Улан-Удэ.

До вынесения судебного решения требования были уточнены, и заявитель просит признать незаконными отказ в предоставлении лишь сведений о смерти военнообязанных лиц и обязать предоставлять такие сведения ежемесячно в отделы военного комиссариата по всем районам республики и гор. Улан-Удэ за исключением Октябрьского района г.Улан-Удэ.

В суде представитель заявителя по доверенности Бурелов А.В. требования поддержал. Пояснил, что для проведения работы с населением по призыву на военную службу Военному комиссариату необходимы сведения о смерти военнообязанных лиц, о чем достоверные сведения могут предоставить органы ЗАГСа. Ранее такие сведения исправно предоставлялись, но с некоторого времени ЗАГС прекратил подачу таких сведений. На официальный запрос Военного комиссара РБ руководителем Управления дан отрицательный ответ, и приведенные в нем доводы заявитель считает незаконными.

Представитель Управления ЗАГС по РБ по доверенности Ханхабаев В.М. возражал против удовлетворения заявленных требований. Просил принять во внимание, что в запросе имелась ссылка на ст. 40 УПК РФ, но при этом никаких сведений о проведении каких-либо уголовно-процессуальных действий в порядке дознания в нем не содержалось. Кроме того, в запросе содержатся противоречивые требования, а именно в качестве изменений в записи актов гражданского состояния запрошены сведения о смерти, регистрация которой является самостоятельными актом. Перечень органов, которым органы ЗАГС обязаны предоставлять сведения о смерти, является исчерпывающим и четко определен законом. В их число военный комиссариат не включен. Перечень должностных лиц, по требованиям которых органы ЗАГС обязаны предоставлять сведения о регистрации актов гражданского состояния также является исчерпывающим и определен законом. Военный комиссар обладает такими полномочиями лишь при осуществлении функции дознания. Все необходимые по закону сведения органами ЗАГС по РБ в военный комиссариат предоставляются. Требование о предоставлении сведений о смерти не основано на законе, и исполнение таких запросов может повлечь для государственного органа нецелевое использование бюджетных средств. Просил заявление оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, изучив заявление и представленные в дело материалы, суд находит требования Военного комиссара РБ подлежащими разрешению следующим образом.

Федеральным законом №53-ФЗ от 28.03.1998г «О воинской обязанности и военной службе» военные комиссариаты в целях осуществления воинского учета и обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности наделены полномочиями по направлению запросов о предоставлении сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете для занесения в документы воинского учета. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете ( ст. 4)

Этим же законом установлено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации ( ст. 26).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, в котором определено, что призыв на военную службу организует военный комиссариат соответствующей территории.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства и Постановления Правительства издан приказ Министра обороны РФ № 400 от 2 октября 2007 г. об утверждении Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, в которой на военные комиссариаты прямо возложена обязанность по истребованию от органов записи актов гражданского состояния сведений о гражданах, переменивших фамилию, имя, отчество, а также умерших в текущем году.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16 августа 2004 г. N 1082, выполняет функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны.

Анализ приведенных норм законодательства, позволяет суду сделать вывод об обоснованности доводов заявителя о наличии у него полномочий не только как органа дознания, но и как представителя государственного органа в силу закона ответственного за организацию призыва на военную службу, запрашивать у органов ЗАГС сведения о государственной регистрации смерти лиц призывного возраста.

Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997г. «Об актах гражданского состояния» установлена обязанность руководителя органа ЗАГС сообщить сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в РФ и в других случаях, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, запрос Военного комиссара РБ в адрес руководителя Управления ЗАГС по РБ о предоставлении сведений о регистрации смерти военнообязанных лиц являлся правомерным и подлежал исполнению адресатом. Само по себе отсутствие в законе «Об актах гражданского состояния» специального указания об обязанности предоставлять сведения о государственной регистрации смерти военнообязанных военным комиссариатам, не может служить основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

Разрешая настоящее дело, суд также исходит и из специфики деятельности Военного комиссара РБ, осуществляющего от имени государства функцию по обеспечению реализации гражданами республики конституционной обязанности по прохождению военной службы. Для осуществления данной функции в целях организации призыва для определения количества и качества военнообязанных лиц на вверенной территории, необходимо постоянно формировать их учетные дела, получать своевременно сведения о смерти военнообязанных лиц для исключения из воинского учета. Такие сведения, соответственно могут быть запрошены в специальном государственном органе записи актов гражданского состояния, каковым по республике выступает территориальное Управление ЗАГС по РБ.

Заявленные в суде возражения со стороны представителя органа ЗАГСа о неправильной формулировке при указании запрашиваемых сведений, неверной ссылке на уголовно-процессуальный закон, суд признает не имеющими существенного значения, поскольку, в целом позиция Управления основана на отсутствии у заявителя каких-либо полномочий, кроме как в рамках дознания, запрашивать сведения о государственной регистрации смерти. Об этом свидетельствуют как пояснения, заслушанные в судебном заседании, так и представленные в дело документы. Так, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 17.07.2009 г. ранее уже признаны незаконными действия Управления ЗАГС по РБ по отказу в предоставления военкомату по Октябрьскому району г. Улан-Удэ сведений о смерти военнообязанных лиц.

Также суд не согласен с возражениями Управления в той части, что предоставление запрашиваемой информации нарушает права и охраняемые законом интересы граждан на защиту их персональных данных, так как военные комиссариаты несут ответственность за ее использование в соответствии с действующим законодательством, в том числе за обеспечение режима конфиденциальности.

Невыполнение законных требований государственного органа, каковыми выступают территориальные органы военных комиссариатов о предоставлении сведений или несвоевременное предоставление сведений, равно как в неполном или искаженном виде, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 и 256 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Военного комиссара Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Управление ЗАГС по Республике Бурятия предоставлять ежемесячно в отделы военного комиссариата Республики Бурятия сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния о смерти в отношении военнообязанных лиц мужского пола в возрасте от 17 до 60 лет по всем районам Республики Бурятия, а также по Советскому и Железнодорожному районам г. Улан-Удэ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ в течение 10 дней.

Судья: О.М. Эрхетуева