Дело№2-1797/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
06 июля 2016 года. г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Лысакова А.И.,
при секретаре судебного заседания Курносиковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Министерству транспорта Российский Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации о возложении обязанности оборудовать автомобильный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Илек» системой инженерных и технических средств охраны и дополнительными помещениями,
У С Т А Н О В И Л:
Оренбургский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Министерству транспорта Российский Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ "Росгранстрой"), и Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, с учётом уточнения просил о возложении обязанности на ФГКУ "Росгранстрой" оборудовать МАПП Илек системой инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации, которая оборудуется с применением совместно действующих технических средств охраны, объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, сбора, обработки и представления в заданном виде информации на пульт оператора; системой телевизионного видеонаблюдения, предназначенной для обеспечения визуального контроля пограничными и таможенными органами объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных технических средств; системой принудительной остановки транспортных средств; горизонтальной и вертикальной дорожной разметки, дорожными знаками, светофорами, другими техническими средствами организации дорожного движения, а также указателями направления движения пешеходов; помещениями для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, помещения пограничных нарядов по досмотру транспорта.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что при проведении проверки исполнения требований законодательства о государственной границе Российской Федерации было установлено, что оборудование и техническое оснащение указанных автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ не соответствует требованиям действующего законодательства.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. В связи с принятием Указа Президента РФ от 02.02.2016 №40 Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации было упразднено с передачей функций по обустройству государственной границы Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации, которое было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Оренбургский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Помощник Челябинского транспортного прокурора Шпилевая Е.Л. в судебном заседании исковые требования с учётом уточнения поддержала.
Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Уральского филиала ФИО1 исковые требования не признала.
Представители ответчиков Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с паспортом автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Илек», утвержденным совместным решением руководителя подразделения пограничного контроля и руководителя администрации пункта пропуска через государственную границу РФ 13.08.2015 года, по адресу: (адрес) находится автомобильный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Илек».
Как следует из представленных ответчиком кадастровых паспортов строений и сооружений, расположенные на территории указанного пункта пропуска здания и сооружения, в том числе асфальтовое покрытие, ограждение, были введены в эксплуатацию в 1991 году.
Согласно акту проверки от (дата). Оренбургским транспортным прокурором (дата) проведена проверка исполнения федерального законодательства в МАПП Илек. В акте отраженно, что в ходе данной проверки было установлено, что в пункте пропуска отсутствуют система телевизионного видеонаблюдения, предназначенная для обеспечения визуального контроля пограничными органами объектов пункта пропуска с помощью электронных технических средств, система инженерных средств охраны, контроля доступа и охранная сигнализация, система принудительной остановки транспортных средств, горизонтальная и вертикальная дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры, другие технические средства организации дорожного движения, а также указатели направления движения пешеходов, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.
В акте не указано, каким образом прокуратурой производилась данная проверка, способы и средства установления отсутствия на пункте пропуска указанного выше оборудования. Акт содержит только выводы, которые были сделаны лицом, проводившим данную проверку, без отражения фактических обстоятельств, послуживших основаниями для них.
Под пунктом пропуска через государственную границу, в соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года № 47-30-1, понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно ч.2 ст.12 указанного Закона, открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу.
При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации").
Согласно пункту 3 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7).
Под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска (пункт 29 Правил).
В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома (пункт 31 Правил).
Из материалов дела следует, что нормативный правовой акт о реконструкции пункта МАПП «Илек» в соответствующем порядке не принимался.
В деле также отсутствуют доказательства того, что планируемое дооборудование пункта пропуска Илек возможно без проведения его реконструкции. Требования же о такой реконструкции прокурор не заявлял.
Аналогичное положение, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых, либо реконструкции действующих пунктов пропуска, получило закрепление и в Общих требованиях к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года № 930.
При оборудовании техническими средствами пункта пропуска необходимо учитывать специализацию и классификацию пункта пропуска, его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятую концепцию (способ) охраны; требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств; место установки оборудования и технических средств; площадь территории (акватории) пункта пропуска и расположение зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска; необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов и другие многочисленные факторы, необходимость обеспечения экологических и медико-биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего оборудование и технические средства (п.6 Общих требований).
Следовательно, при предъявлении требований об установке указанного в иске оборудования прокурору надлежало представить доказательства соблюдения указанных выше условий, без учета которых установка данного оборудования является невозможной.
Суду не представлены доказательства соблюдения данных положений нормативных документов в случае удовлетворения требования прокурора. Без указания конкретного вида оборудования (его наименования, технических характеристик, возможной совместимости с уже имеющимся оборудованием, наличием технической возможности для его установки), подлежащего монтажу на МАПП «Илек» решение суда в случае удовлетворения требований не будет способствовать устранению нарушений интересов государства в целом.
ФГКУ "Росгранстрой" осуществляет свою деятельность исключительно в рамках бюджетных обязательств, которые до него доводятся на обеспечение функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, на содержание, ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пропуска всех видов контроля. Иными источниками финансирования работ по реконструкции пунктов пропуска ответчики не располагают (Положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 № 734; Устав Федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", утвержденный приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 04.02.2009 № 6).
Заявляя требования о возложении обязанности по техническому оснащению и установке в пункте пропуска Илек перечисленного в иске оборудования, прокурор в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) должен был представить доказательства невыполнения ФГКУ "Росгранстрой" и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации возложенных на них законом обязанностей, профинансированных в установленном порядке.
Таких доказательств суду представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №330 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", которая включает Подпрограмму "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", рассчитанную на период ее реализации с 2013 по 2018 года.
Задачами подпрограммы являются совершенствование администрирования пунктов пропуска, совершенствование системы пунктов пропуска в зависимости от темпов социально-экономического развития РФ и потребностей экономики.
Ожидаемым результатом выполнения основных мероприятий подпрограммы являются оптимизация количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; повышение эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на эксплуатацию и содержание пунктов пропуска; создание эффективной системы пропуска, отвечающей потребностям внешнеэкономической деятельности страны
В качестве основных направлений реализации данной подпрограммы предусмотрено совершенствование системы пропуска путем закрытия неэффективных пунктов пропуска и установление пунктов пропуска, необходимых для роста международной торговли, туризма и развития приграничных территорий.
Изложенное свидетельствует о том, что оборудование пункта пропуска системами телевизионного видеонаблюдения, инженерных средств охраны, контроля доступа, средствами охранной сигнализации, помещениями для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию и пограничного наряда является реконструкцией пункта пропуска, процедура и порядок проведения которой регламентирован действующим законодательством.
Возложение на ответчика обязанности по реконструкции пункта пропуска в нарушение установленного порядка ее проведения, без учета обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного пункта пропуска, его материального-технического оснащения не будет отвечать целям и задачам государственной программы, направленной на совершенствование системы пунктов пропуска в зависимости от темпов социально-экономического развития РФ и потребностей экономики, на оптимизацию количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; повышение эффективности использования средств федерального бюджета.
Суд находит необоснованными требование об оборудовании МАПП «Илек» системой принудительной остановки транспортных средств, поскольку доказательств неэффективности имеющейся системы на момент проведения прокурорской проверки истцом не представлено. Содержащиеся в акте проверки сведения не позволяют сделать вывод о том, в силу каких обстоятельств помощник прокурора пришел к указанному в акте выводу, который является основанием фактически для замены имеющейся системы принудительной остановки транспортных средств.
Факт, отсутствия на МАПП «Илек» горизонтальной и вертикальной дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров, других технических средств организации дорожного движения и указателей направления движения пешеходов опровергается государственным контрактом № от (дата) заключенного между ФГКУ "Росгранстрой" и ООО УК «Инфинити», актом оказанных услуг № от (дата), согласно которому управляющая компания обновила дорожную разметку на указанном пропускном пункте. Из представленных суду фотоматериалов и паспорта МАПП «Илек» следует, что управление автомобильным движением и пассажиропотоком присутствует и организованно. Оренбургским транспортным прокурором не представлено суду доказательств неэффективности его организации, не обосновано применение дополнительных средств и их количества в силу чего делается вывод о недоказанности данного нарушения и в отказе в удовлетворении означенного выше искового требования.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Оренбургского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Министерству транспорта Российский Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации о возложении обязанности оборудовать автомобильный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Илек», системой инженерных и технических средств охраны и дополнительными служебными помещениями – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: А.И.Лысаков