ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1797/2016 от 23.09.2016 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2 – 1797/2016

Решение

Именем Российской Федерации

23 сентября 2016 года город Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Шиловой Е.Е.,

с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патракова И.Э.,

представителя ответчика, муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого района «Автокомбинат», Орлова А.Н.,

представителя третьего лица, администрации Вышневолоцкого района Тверской области, Каллибекова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданного в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и интересов муниципального образования «Вышневолоцкий район», к муниципальному унитарному предприятию Вышневолоцкого района «Автокомбинат» о возложении обязанности по проведению первого энергетического обследования юридического лица,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию Вышневолоцкого района «Автокомбинат» (далее по тексту – МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат», ответчик), в котором просит обязать ответчика организовать и провести первое энергетическое обследование, а именно: сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической активности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте в отношении юридического лица – МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат», расположенного по адресу: Тверская обл., пос.Пригородный, ул.Монтажников, д.2, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в рамках межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям и иным правонарушениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности юридическим лицом – МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат». Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не проведено энергетическое обследование и, как следствие, не изготовлен энергетический паспорт, что препятствует достижению целей федерального законодательства об энергетической эффективности на создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

В качестве третьего лица в заявлении указана администрация Вышневолоцкого района Тверской области.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкие коммунальные системы».

В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что проверка проводилась по заданию прокуратуры Тверской области; ответчик является действующим юридическим лицом; использование помещения, расположенного по адресу: Тверская обл., пос.Пригородный, ул.Монтажников, д.2, по договору аренды не освобождает МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» от обязанности провести первое энергетическое обследование юридического лица, к ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы» исковые требования не заявляются.

Представитель ответчика, МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат», Орлов А.Н., действующий в пределах полномочий, предоставленных доверенностью, выданной <дата>, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых содержаться следующие доводы.

Если лицо не имеет на балансе помещений и иных объектов, но соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ, то оно должно провести энергетическое обследование в установленные законодательством сроки. При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих лицу на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом условий договора аренды. Между МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» и ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы с <дата> заключен договор аренды помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: Тверская обл., Вышневолоцкий район, пос.Пригородный, ул.Монтажников, д.2. В условиях договора аренды площади в нежилом помещении, между МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» и ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы» от <дата> не указано, что арендатор должен проводить за свой счет обязательное энергетическое обследование арендуемого помещения. В п.5.2 договора аренды указано, что арендная плата включает в себя затраты, связанные с эксплуатацией нежилого помещения (коммунальные расходы). Таким образом, ответчик считает, что обязательное энергетическое обследование должно провести ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы» за свой счет.

Представитель третьего лица, администрации Вышневолоцкого района Тверской области, Каллибеков С.М., действующий в пределах полномочий, предоставленных доверенностью <№>, выданной <дата> г., возражал против удовлетворения исковых требований, предъявляемых к ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы», по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых изложены следующие доводы.

Вышневолоцкий межрайонный прокурор должен доказать, что ответчик занимается производственной деятельностью с эксплуатацией объектов, потребляющие энергетические ресурсы. Деятельность МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» с <дата> г. приостановлена. В просительной части исковых требований не указано, в отношении чего необходимо организовать и провести первое энергетическое обследование.

Также в судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что энергетическое обследование должен провести арендатор помещений – ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы».

Третье лицо, ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы», в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено, ходатайств не заявило, возражений не представило.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» является юридическим лицом, запись о создании которого внесена в единый государственный юридических лиц <дата>, присвоены <данные изъяты>

Согласно п.1.3 Устава, МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» осуществляет свою деятельность по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, пос. Пригородный, ул. Монтажников, д.2.

Приведенные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 69 <№>, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии <№>, выпиской из ЕГРЮЛ.

В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона № 261-ФЗ, правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

В статье 15 Федерального закона № 261-ФЗ закреплены требования, предъявляемые к энергетическому обследованию.

Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 1 статьи 15).

Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки (часть 2 статьи 15).

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке (часть 5 статьи 15).

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 и части 2 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для организаций с участием государства или муниципального образования.

Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона до <дата>, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

В силу положений пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ под организацией с участием государства или муниципального образования понимается - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

Из устава МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» усматриваются следующие обстоятельства.

Право собственника предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, осуществляет администрация Вышневолоцкого района (пункт 1.1).

Их пункта 1.12 следует, что муниципальное образование «Вышневолоцкий район» является учредителем МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат».

Имущество предприятия является муниципальной собственностью муниципального образования «Вышневолоцкий район» (пункт 4.2).

В силу абзаца первого пункта 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В ходе проведенной Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки установлено, что по состоянию на <дата>г. ответчиком – МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» в нарушение требований законодательства не проведено энергетическое обследование и не составлен энергетический паспорт.

Согласно ответу администрации Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата>, МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» занимает помещения, расположенные по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, пос.Пригородный, ул.Мнтажников, д.2, общей площадью <данные изъяты> кв.м; акта о вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию на предприятии не имеется; договор на проведение энергетического обследования предприятием не заключался; работы не сдавались; договор не оплачивался; фактически энергетическое обследование не проводилось; собственником здания, в котором расположено предприятие, является ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы».

Суд критически относится к доводу представителя администрации Вышневолоцкого района относительно отсутствия основания для возложения на ответчика требуемых прокурором обязанностей в связи с отсутствием сведений о наличии производственной деятельности с эксплуатацией соответствующих объектов.

Так согласно п.1.4 устава, МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» создано с целью удовлетворения потребностей населения расширения рынка товаров и услуг, а также извлечением прибыли.

Данный предмет деятельности, в том числе с целью получения прибыли, закреплён и в пункте 3.1 устава.

В силу положений пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации).

В силу пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Виды деятельности МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» закреплены в п.3.2 устава.

Из анализа приведённым правовых норм, а также положений устава следует, что ответчик осуществляет производственную деятельность по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, пос. Пригородный, ул. Монтажников, д.2, то есть в помещении, в отношении которого прокурор и заявляет исковое требование.

Доказательства, опровергающие установленные обстоятельства, ни МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат», ни администрацией Вышневолоцкого района суду не представлены.

Также суд критически относится к доводу, что факт приостановки производственной деятельности ответчика свидетельствует об отсутствии оснований для возложения требуемой прокурором обязанности.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок учреждения, государственной регистрации юридического лица, порядок ликвидации юридического лица, а также прекращение недействующего юридического лица.

Приостановление производственной деятельности юридического лица не свидетельствует о том, что оно приобрело статус недействующего юридического лица.

В статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены положения о прекращении недействующего юридического лица.

К таковым МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» не относится.

Также суд учитывает, что обстоятельства, связанные с наличием или отсутствие производственной деятельностью МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» не имеет правового значения в рассматриваемых правоотношениях, поскольку предметом энергетического обследования являются юридические лица.

В обосновании своей правовой позиции ответчик ссылается на договор аренды площади в нежилом помещении от <дата>, согласно которому ООО «Вышневолоцкие коммунальные системы», как арендодатель, передаёт МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат», как арендатору, за плату во временное владение и пользование нежилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося на первом этаже административного здания, расположенного по адресу: Тверская обл., Вышневолоцкий р-он, Сорокинское сельское поселение, пос.Пригородный, ул.Монтажников, д.2 (территория бывшего ПМК), для размещения офиса.

Договор заключен сроком на 11 месяцев с <дата> по <дата>

В пункте 2.3 разъяснений по отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в части проведения энергетического обследования, разработанного Департаментом энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России изложены следующие положения.

В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ, необходимость проведения энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещения и иные объекты, находящиеся в пользовании лиц, для которых проведение такого обследования является обязательным.

Таким образом, если лицо не имеет на балансе помещений и иных объектов, но соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ, то оно должно провести обязательное энергетическое обследование в установленные законодательством сроки.

При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих лицу на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом условий договора аренды.

Исковое требование прокурора касается проведения энергетического обследования ответчика как юридического лица, но не здания, им занимаемого.

Таким образом, МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат», как организация с участием муниципального образования, в силу требований части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 и части 2 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ обязана провести первое энергетическое обследование.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исследованные обстоятельства свидетельствуют, что бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы муниципального образования «Вышневолоцкий район», поскольку препятствует проведению муниципальным образованием мероприятий по энергосбережению, определению объема потребляемых муниципальным предприятием ресурсов, достижению экономии средств за счет снижения потребляемой энергетических ресурсов и использования ее для нужд предприятия, а также осуществлению надлежащего планирования бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенным (бюджетным) учреждениям.

В этой связи прокурор обоснованно подал заявление в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Вышневолоцкий район».

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора законными и обоснованными.

В этой связи суд считает необходимым обязать МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат» организовать и провести первое энергетическое обследование, а именно: сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической активности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте в отношении юридического лица – МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат».

Относительно срока выполнения работ, суд с учётом позиции прокурора, полагает необходимым установить его в размере шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подлежащая к уплате государственная пошлина, подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочёк» государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче заявления освобождён в силу указаний закона, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать муниципальное унитарное предприятие Вышневолоцкого района «Автокомбинат» <данные изъяты> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести первое энергетическое обследование, а именно: сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической активности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого района «Автокомбинат», расположенного по адресу: Тверская область, посёлок Пригородный, улица Монтажников, дом 2

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого района «Автокомбинат» <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л.Кяппиев