№2-324/2022
Решение
именем Российской Федерации
г.Моздок РСО-Алания 01 июля 2022 г.
Моздокский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Карабахциевой О.К., с участием истца ФИО15, при секретаре Хасановой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15 к Администрации местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания об обязании произвести доначисление заработной платы в связи с несвоевременной индексацией зарплаты и выплаты доначисленной зарплаты за 2012, 2014-2019 года, взыскании с ответчика процентов из расчета1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета,
установил:
ФИО15, работающая в АМС Моздокского городского поселения на должности председателя комитета по управлению имуществом с ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском о взыскании за период 2012, 2012 - 2016 годов индексации зарплаты в сумме 209 116,83 руб., а так же 224 154,23 руб. денежной компенсации (процентов), обосновав заявленные требования тем, что с 2012 г. ответчик выплачивал ей зарплату без учета индексации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 уточнила исковые требования и просила взыскать с АМС РСО-Алания в ее пользу 195 056,33 руб. недополученных выплат. В основание иска указала, что работодатель нарушил ее право на индексацию заработной платы. Ответчик обязан производить индексацию ежегодно в срок не позднее 25 декабря очередного финансового года, тогда как за 2012 год должностные оклады были проиндексированы на 6,5% только с ДД.ММ.ГГГГ, недополученная зарплата за данный период составил 35753,58 руб., сумма денежной компенсации - 48 323,67 руб. За 2013 год должностные оклады были проиндексированы на 6,5% с ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует порядку индексации. За 2014 год индексация окладов была проведена на 11,36% с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата выплачивалась без учета инфляции за 2014 год, недополучена сумма составила 59510,24 руб., сумма денежной компенсации составила 68485,88 руб. За 2015 год оклады проиндексированы на 12,91% только с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ недополученная сумма зарплаты составила 68 189,67 руб., сумма компенсации - 71629,82 руб. За 2016 год индексация на 5,39% произведена только с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ зарплата выплачивалась без учета инфляции за 2016 год, недополучена сумма зарплаты составила 31 602,84 руб. Всего недоплачено 195 056,33 руб. и сумма денежной компенсации - 216 608,03 руб. Просила учесть, что годовой срок исковой давности ею не нарушен, так как о праве на ежегодную индексацию узнала только в апреле 2021 г. вовремя судебного разбирательства, с решением собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ№ под роспись ее работодатель не знакомил.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 увеличила заявленные исковые требования по тем же основаниям просил взыскать с ответчика :
-за 2012 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученную зарплату в сумме 31619,43 руб., а денежную компенсацию в сумме 45 213,86 руб.,
- за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплаченную зарплату в сумме 59111,37 руб., компенсацию - 72 692,71 руб.,
- за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - недоплаченную зарплату в сумме 135 149,45 руб., компенсацию - 152 392,27 руб.,
- за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - недоплаченную зарплату в сумме 168 561,51 руб., компенсацию - 163 246,19 руб.
- за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - недоплаченную зарплату в сумме 133 777,19 руб., компенсацию - 99 826,80 руб.,
- за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплаченную зарплату в сумме 148 454,71 руб., компенсацию - 83 978,35 руб.,
- за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ недоплаченную зарплату в сумме 98 077,72 руб., компенсацию - 37 988,78 руб.,
А всего - за период с 2012 года по 2019 год - недоплаченную зарплату в сумме 774 751,38 руб., а денежную компенсацию - в сумме 655 356,96 руб.
В ходе судебного заседания истец ФИО15 исковые требования поддержала и просила удовлетворить, пояснив, что весь спорный период работала на должности руководителя Комитета по управлению имуществом. В период, когда Комитет по управлению имуществом был самостоятельным юридическим лицом, то есть до 2018 года она сама подписывала ведомости по зарплате себе и своим сотрудникам, однако, индексацию зарплаты не производила, так как не было финансирования, которое поступало по распоряжению АМС . О праве получить суммы, указанные в иске, узнала только после получения решения суда в 2021 года, которым АМС была обязана провести индексацию, а так же из ответов Государственной Трудовой инспекции. Учитывая, что, несмотря на решение суда, АМС проиндексировала зарплату только с ДД.ММ.ГГГГ на инфляционные проценты, накопившиеся за 2017 - 2019 годы, просит взыскать недоплаченные суммы заработка и компенсации за 2017 - 2021 годы.
Представитель ответчика АМС РСО-Алания о слушании дела уведомлен в установленном законом порядке. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, суду представлены возражения относительно заявленных исковых требований и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.
Согласно представленным возражениям, ответчик в удовлетворении иска ФИО15 просит отказать в связи с пропуском истцом сроков исковой давности, пояснив, что ФИО15 обратилась в суд с иском об индексации в декабре 2021 года, тогда как о праве на индексацию ФИО15 была осведомлена, что подтверждено подписанными ею ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ коллективными обращениям к Главе АМС РСО-Алания об индексации заработной платы. В связи с чем исковые требования ФИО15 удовлетворению не подлежат в связи с пропуском сроков исковой давности, установленных ст. 392 ТК РФ. Более того, до ДД.ММ.ГГГГ истец являлась председателем Комитета по управлению имуществом - отраслевого структурного подразделения АМС с правом юридического лица, в связи с чем не могла не знать о поярке оплаты труда работников. Поскольку порядок оплаты труда муниципальных служащих, согласно статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе» устанавливается муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципальных образований, работодатель не должен знакомить с ними под подпись своих работников. Указанные нормативные акты публиковались в местной газете «Время, события, документы».
Представитель Государственной инспекции труда по РСО-Алания, участвующей в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о слушании дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, суду представлено заявление Главного государственного инспектора труда ФИО16 о рассмотрении дела в отсутствии представителя Инспекции, с учетом правовой позиции по рассматриваемому спору, выраженному в Акте выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая ходатайства ответчика и третьего лица, суд полагает, что неявка указанных участников процесса не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Вопросы регулирования прохождения муниципальной службы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона № - ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также указанный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Статья 22 Федерального закона № - ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и пункты 1, 2 статьи 18 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О муниципальной службе в -Алания» определяют, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 18 Закона РСО-Алания «О муниципальной службе в -Алания" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с принципом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия-Алания. Размер должностного оклада и оклада за классный чин, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно статье11 Решения Собрания представителей РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления » (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период. При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО - Алания и государственных гражданских служащих РСО-Алания.
Согласно части 1 статьи 236 ТКРФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
ФИО15 согласно представленному суду трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ работает на должности председателя Комитета по управлению имуществом.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ комитет по управлению имуществом АМС РСО-Алания как отдельное юридическое лицо создан ДД.ММ.ГГГГ, деятельность Комитета по управлению имуществом как юридического лица прекращена путем реорганизации в форме присоединения ДД.ММ.ГГГГ. Правопреемник - АМС РСО-Алания.
В период с 2004 года до 2018 года ФИО15 являлась председателем (руководителем) Комитета. Учредителем Комитета являлась АМС .
После присоединения Комитета по управлению имуществом к АМС РСО-Алания с ФИО15 было подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО15 была в порядке перевода с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность начальника отдела по управлению имуществом АМС .
В соответствии с частью 5 статьи 75 ТК РФ, при реорганизации трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Реорганизация юридического лица (организации) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работником по инициативе работодателя. После реорганизации в трудовые договоры работников вносятся соответствующие изменения.
Таким образом, ФИО15 как муниципальный служащий имеет право на оплату труда с учетом индексации.
Ответчик АМС РСО-Алания, являющийся работодателем истца, не оспаривает факты несвоевременной индексации, изложенные в иске, однако иск полагает необоснованным в связи с пропуском сроков обращения ФИО15 в суд.
Рассматривая доводы ответчика, суд принимает во внимание, что сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 ТК РФ
Частью 1 статьи 392 ТК РФ (в редакции, действовавшей на период спорных отношений вплоть до ДД.ММ.ГГГГ) было предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" статья 392 ТК РФ была дополнена частью второй, предусматривающей специальный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в том числе при увольнении, - один год со дня установленного срока выплаты соответствующих сумм.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Суд принимает во внимание данные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Как следует из пояснений сторон оспариваемые суммы не начислялись истцу.
Разрешая вопрос о соблюдении ФИО15 сроков обращения с иском о взыскании сумм индексации зарплаты, суд учитывает, что ФИО15, работавшая руководителем Комитета по управлению имуществом , являясь представителем работодателя, была осведомлена о порядке начисления и формирования заработной платы, в том числе своей.
Решение Собрания представителей РСО-Аланияот ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления » (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№), дающее право на индексацию муниципальным служащим, было опубликовано в районной газете, было доступно для ознакомления.
Осведомленность истца о праве на индексацию зарплаты следует из того, что ранее в 2014 - 2017 годах АМС проводила индексацию зарплаты работников, хотя и с опозданием и не за весь период, подлежащий индексации, что давало истцу основания для восстановления нарушенных прав, однако, данным правом истец ранее не пользовалась.
В коллективном обращении сотрудников АМС к Главе АМС от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном в том числе истцом, содержатся требования сотрудников АМС на восстановление прав на оплату труда путем индексации зарплаты за периоды, предшествовавшие обращению.
Суд учитывает, что в феврале 2021 года прокурор РСО-Алания в защиту прав сотрудников АМС обратился с иском об обязании АМС проиндексировать зарплату работников за 2017 - 2019 года.
В результате рассмотрении иска прокурора (ФИО15 участвовала в рассмотрении дела в качестве истца) было вынесено решением Моздокского районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ№, которым постановлено:
Исковые требования прокурора РСО-Алания в интересах работников администрации местного самоуправления РСО-Алания ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к АМС РСО-Алания удовлетворить.
Признать незаконным бездействия АМС РСО-Алания, выразившееся в уклонении от индексации денежного содержания муниципальных служащих за период с 2017 по 2019 годы.
Обязать АМС РСО-Алания предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за период с 2017 по 2019 годы.
Обязать АМС РСО-Алания провести индексацию денежного содержания работников АМС РСО-Алания за период с 2017 по 2019 годы в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу, в установлении трехмесячного срока исполнения указанной обязанности - отказать.
Исполняя решение суда, АМС РСО-Алания провела индексацию зарплаты своих служащих с применением инфляционных процентов за 2017 - 2019 года, но проиндексирована только зарплата, выплачиваемая с ДД.ММ.ГГГГ.
С иском о взыскании сумм индексации за 2012 - 2016 года ФИО15 обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
На основании анализа приведенных фактов и положений закона суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании зарплаты за период с 2012 года по 2016 год и компенсационных выплат по ней удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока обращения в суд.
Учитывая состоявшееся решение суда, имеющее преюдициальную силу, суд полагает исковые требования ФИО15 о взыскании недоплаченной зарплаты за период с 2017 - 2019 года и компенсационных выплат обоснованными.
Из представленных суду штатных расписаний за указные периоды и расчетов ответчика следует:
- недоплаченная сумма зарплаты истца (с учетом индексации в размере 2,51%) за 2017 год составила 67 813,21 руб.
Сумма процентов за указанную невыплаченную сумму за период по ДД.ММ.ГГГГ составил 33 587,81 руб.
- недоплаченная сумма зарплаты (с учетом индексации в размере 4,26%) за 2018 год составила 86345,95 руб.
Сумма процентов за указанную невыплаченную сумму за период по ДД.ММ.ГГГГ составил 34 828,98 руб.
- недоплаченная сумма зарплаты истца (с учетом индексации в размере 3,04%) за 2019 год составила 43118,02 руб.
Сумма процентов за указанную невыплаченную сумму за период по ДД.ММ.ГГГГ составил 13963,39 руб.
Суд соглашает с расчетом ответчика и взыскивает с ответчика в пользу истца указанную сумму: всего 279 657,36 руб.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО15 (паспорт №) к Администрации местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания (ИНН №) удовлетворить частично.
Обязать Администрации местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права ФИО15 и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 67 813,21 руб., за 2018 года - в сумме 86 345,95 руб., за 2019 год - в сумме 43 118,02 руб.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания в пользу ФИО15 проценты (денежную компенсацию) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременную выплаты индексации зарплаты за 2017 год в сумме 33 587,81 руб., за 2018 год - в сумме 34 828,98 руб., за 2019 год - в сумме 13963,39 руб.
А всего взыскать с Администрации местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания в пользу ФИО15 279 657,36 руб.
В удовлетворении остальных исковых требований ФИО15 к Администрации местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.К.Карабахциева