ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1797/2022 от 16.06.2022 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1797/2022

УИД 25RS0002-01-2022-003179-15

Мотивированное решение

составлено 16.06.2022

Решение

Именем Российской Федерации

08 июня 2022 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего И.В. Седякиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Биткиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации г. Владивостока, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 164 г. Владивостока», при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о возложении обязанности,

установил:

прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с названным иском, указав, что в результате проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в среде несовершеннолетних и молодёжи установлено несоответствие образовательных организаций, расположенных на территории , требованиям безопасности. По результатам проведенной проверки установлено, что в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад » выявлен ряд нарушений Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), а также требований пожарной безопасности, в целях устранения которых дата прокуратурой района руководителю учреждения внесено представление. Во исполнение представления отдельные нарушения Требований учреждением устранены. Вместе с тем, в связи с отсутствием надлежащего финансирования со стороны администрации учреждением не устранены следующие нарушения Требований:

- не проведено оборудование на 1-м этаже объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделении в подразделения
войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской
Федерации) (пп. «в» п. 25 Требований).

Кроме того, учреждением не устранены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует второй эвакуационный выход из помещения музыкального зала (п.5.1.3 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от дата);

Помещение складов в отдельно стоящем здании не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и (или) пожаротушения (ст.ст. 83,91 Федерального закона от дата №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), на обводной линии водомерного устройства отсутствует задвижка с электроприводом (п.52 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата).

Ссылаясь на то, что ненадлежащее исполнение МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад » Требований и законодательства о пожарной безопасности, а также ненадлежащее обеспечение администрацией выполнения Требований учреждением создает угрозу безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, просит суд обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад » в течение 3 месяцев со дня получения финансирования со стороны администрации выполнить требования к антитеррористической защищенности здания по адресу: :

произвести оборудование на 1-м этаже здания по адресу: помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Произвести оборудование второго эвакуационного выхода из помещения музыкального зала в здании по адресу: ;

Произвести оборудование помещения складов в отдельно стоящем здании по адресу: автоматической установкой пожарной сигнализации и (или) пожаротушения;

Установить на обводной линии водомерного устройства здания по адресу: задвижку с электроприводом.

Обязать администрацию произвести финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад » в целях выполнения требований к антитеррористической защищенности и устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании по адресу: , в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор просила удовлетворить заявленные требования полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад » пояснила, что администрацией , управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации дата была выделена субсидия из бюджета ВГО на иные цели в размере 2 600 000 руб. на ремонт противопожарного водопровода. дата данные средства были внесены в План финансово-хозяйственной деятельности. Администрацией МБДОУ была проведена следующая работа: были отправлены запросы в организации по разработке проектной документации на установку автоматической задвижки на внутренний пожарный водопровод и получено коммерческое предложение от ООО «Свой инженер» с ценовой информацией. Также направлены запросы в организации для уточнения ценовой информации по установке автоматической задвижки внутреннего пожарного водопровода и получено коммерческое предложение от дата от ООО «ИСКРА» с определением стоимости работ. дата МКУ ЦБ были внесены изменения в план финансово-хозяйственной деятельности для возможности заключения контрактов с единственным поставщиком, и одновременно сняты излишки выделенных денежных средств со счета организации. Также проведена работа по ремонту помещения для оборудования поста охраны. Заключен контракт на изготовление и поставку стойки для охраны за счет средств от платных образовательных услуг с ООО «Прим-Ф». На дату судебного заседания заключен контракт от дата с ООО «СВОЙ ИНЖЕНЕР» на разработку проектной рабочей документации на автоматизацию внутреннего пожарного водопровода. Получен проект рабочей документации. Планируется заключение контракта на проведение работ по автоматизации внутреннего пожарного водопровода на основании полученной рабочей документации.

В судебном заседании представитель администрации , представитель Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации о возложении обязанности, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в части возложения обязанности произвести оборудование здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад » системой видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений, указал, что нормы действующего законодательства прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах, определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения не предусматривают.

Все муниципальные дошкольные образовательные организации Фрунзенского района г. Владивостока оборудованы автоматическими пожарными сигнализациями и системами тревожной сигнализации.

Выслушав доводы участников судебного процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со п. 3 ст. 5 Федерального закона от дата № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьёй 5.2 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации от дата, определены субъекты противодействия терроризму, в том числе, органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по терроризму. Концепцией определено, что расходы на финансирование мероприятий в области профилактики терроризма органами местного самоуправления осуществляется за счёт средств своих бюджетов.

П. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Федеральным законом от дата № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности.В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях образовательных организаций должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от дата утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с п. 25 Требований объекты (территории), отнесенные к третьей категории опасности, обеспечиваются средствами охраны и оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), с учетом решения комиссии о степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможных последствиях его совершения.

В соответствии с п.5.1.3 свода правил СП 1.13130, утвержденных приказом МЧС России от датаN 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" объекты, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек.

В соответствии со ст.ст. 83,91 Федерального закона от датаN 123-ФЗ (ред. от дата) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, на объекте МБДОУ МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад » не проведено оборудование на 1-м этаже объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделении в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пп. «в» п. 25 Требований).

Кроме того, учреждением не устранены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует второй эвакуационный выход из помещения музыкального зала (п.5.1.3 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от дата);

Помещение складов в отдельно стоящем здании не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и (или) пожаротушения (ст.ст. 83,91 Федерального закона от дата №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), на обводной линии водомерного устройства отсутствует задвижка с электроприводом (п.52 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата).

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от дата – ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и государственными (муниципальными) заданиями.

В соответствии с Уставом МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад » является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем и собственником которого является Владивостокский городской округ в лице администрации . Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБДОУ «Детский сад » осуществляется в виде субсидий из бюджета Владивостокского городского округа.

Исходя из положений п.3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ и п.3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ муниципальное задание для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Учитывая, что выявленные в ходе проверки МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад » нарушения Требований нарушает право неопределённого круга лиц на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении и может привести к совершению террористического акта, и как следствие создать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и иных лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, и ответчиков), необходимых подготовительных мероприятий, суд считает установить администрации срок для обеспечения финансирования мероприятий по устранению нарушений: оборудования на 1-м этаже объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделении в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пп. «в» п. 25 Требований); Оборудования второго эвакуационного выхода из помещения музыкального зала (п.5.1.3 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от дата); оборудования помещения складов в отдельно стоящем здании автоматической установкой пожарной сигнализации и (или) пожаротушения (ст.ст. 83,91 Федерального закона от дата №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), на обводной линии водомерного устройства отсутствует задвижка с электроприводом (п.52 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Установление более длительных сроков повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации , Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад », при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад » в течение 3 месяцев со дня получения финансирования со стороны администрации выполнить требования к антитеррористической защищенности здания по адресу: :

произвести оборудование на 1-м этаже здания по адресу: помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

произвести оборудование второго эвакуационного выхода из помещения музыкального зала в здании по адресу: ;

произвести оборудование помещения складов в отдельно стоящем здании по адресу: автоматической установкой пожарной сигнализации и (или) пожаротушения;

установить на обводной линии водомерного устройства здания по адресу: задвижку с электроприводом.

Обязать администрацию г. Владивостока произвести финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад » в целях выполнения требований к антитеррористической защищенности и устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании по адресу: , в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано ввой суд через Фрунзенский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.В. Седякина