Дело № 2-1798/19 10 декабря 2019 года
УИД 78RS0018-01-2019-002230-59 Решение принято в окончательной форме 13.12.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Тонконог Е.Б., при секретаре Мартюковой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском, указывая следующие обстоятельства. Он состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1986 г. В 2012 году он принял участие в программе по улучшению жилищных условий и оформлении жилья по договору коммерческого найма, однако для этого ему пришлось подать заявление о снятии его с учета. Такое заявление он подал, и ДД.ММ.ГГГГ заключил договор № коммерческого найма квартиры по ул.: <адрес>. Полагает, что требованием о необходимости сняться с учета он был введен в заблуждение, требование являлось незаконным, суть подаваемого заявления и его последствия не были ему разъяснены. В мае 2019 г. он направил ответчику заявление о восстановлении на очереди, которое не было удовлетворено. В июле 2019 г. ему было предложено выкупить занимаемую квартиру по рыночной стоимости с применением понижающих коэффициентов, однако в связи со снятием его с учета он лишен возможности использовать льготы, установленные Законом СПб № 169-27. Истец просил признать незаконным распоряжение администрации от 26.10.2012 № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика восстановить его на учете в прежней очереди с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала, заявила о пропуске срока исковой давности.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истцы зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Он был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом написано заявление о снятии его с учета. ДД.ММ.ГГГГ между СПб ГКУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт- Петербурга" и истцом заключен договор № найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга, в соответствии с которым истцу передана в дополнение к занимаемым жилым помещениям за плату во временное владение и пользования для проживания на срок 5 лет отдельная квартира площадью 32 м2, расположенная по адресу: <адрес>. Данную квартиру истец занимает в настоящее время.
Письмом СПб ГКУ "Горжилобмен" от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию направлены сведения о предоставленных жилых помещениях по договорам коммерческого найма, заключенными с гражданами, состоящими на учете, предложено рассмотреть вопрос о снятии с учета таких граждан, включая ФИО1
Распоряжением администрации Петродворцового района СПб от 26.10.2012 № истец снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с предоставлением жилья жилищного фонда коммерческого использования на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, который предусматривает снятие с учета в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ СПб ГКУ "Горжилобмен" сообщил истцу о возможности приобрести по договору купли-продажи занимаемое им жилое помещение в соответствии с Законом СПб № 169-27, с применением понижающих коэффициентов.
По смыслу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета, предусмотренных ст.56 ЖК РФ.
Суд пришел к выводу о том, что временное предоставление истцу жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма. Истец принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма в установленном порядке в 1986 г.
В соответствии со ст.5 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены ч.2 ст.6 Федерального закона № 189-ФЗ. В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2015 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, истец, поставленный на учет до 01 марта 2005 года, подлежат снятию с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 – 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ№, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п.12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади – 9 квадратных метров на человека.
Вместе с тем, пунктом 1 ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно: согласно данной норме при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (определение от 18.01.2005 № 7-О).
На основании приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд полагает, что с учетом принципа равенства административные истцы, не обеспеченные по норме предоставления 18 кв.м., не подлежат снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
То обстоятельство, что в 2012 году истец написал заявление о снятии его с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма, не относится к основаниям, указанным в п.1 ч.1 ст.56 ЖК РФ, для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из справки для доклада районной жилищной комиссии, истец был снят с учета не по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, а на основании письма Горжилобмена. При этом заявления было написано истцом с целью получения содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" от 28.07.2004 № 409-61 в форме предоставления во временное пользование по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (абз.2 п.1 ст.2 Закона в редакции до 15.11.2017). Принимая оспариваемое распоряжение, районная администрация не выясняла у истца, поддерживает ли он свое заявление.
Согласно ч.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга. Ст.9 данного Закона Санкт-Петербурга установлено, что учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии.
Жилищный учет граждан ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Принятие граждан на жилищный учет не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 3 ст. 9). Таким образом, законодателем разграничены понятия жилищного учета нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий и учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 1 ст.2 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 в качестве одной из форм содействия в улучшении жилищных условий было предусмотрено предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 17 апреля 2007 года № 125-27 "О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга" в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого распоряжения, жилые помещения коммерческого использования по договорам найма предоставляются во временное владение и пользование за плату для проживания гражданам, являющимся совместно проживающими в жилых помещениях членами семьи и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Жилые помещения коммерческого использования в период действия договора найма не подлежат отчуждению, обмену, передаче третьим лицам по договору поднайма или иному договору, за исключением продажи таких жилых помещений на условиях и в порядке, установленных Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года № 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга".
Следовательно, в отличие таких форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, как получение гражданином от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, поступающих в собственность гражданина, жилое помещение коммерческого использования предоставляется гражданам временно.
В связи с этим до его выкупа гражданином (в случае одобрения такого заявления гражданина уполномоченным органом) сам факт временного предоставления гражданину жилого помещения коммерческого использования не может расцениваться в качестве основания, указанного в п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, для снятия с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но в силу п.1 ч.1 ст.13 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 является поводом для снятия гражданина с жилищного учета, т.е. с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. Следовательно, истец должен был оставаться на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая, что в приведенной норме ЖК РФ не поименованы жилые помещения коммерческого использования, то в расчет жилищной обеспеченности административных истцов не включается площадь квартиры жилищного фонда коммерческого использования. При изложенных обстоятельствах оспариваемое распоряжение администрации является незаконным.
Согласно ст.4 Законом Санкт-Петербурга № 169-27 при продаже жилых помещений гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, указанным в подпунктах 1 – 4, 7 и 8 пункта 2 настоящей статьи, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, применяются следующие понижающие коэффициенты к рыночной стоимости: для граждан, состоящих на учете более 15 лет, – 0,3.
Таким образом, в случае состояния истца на учете он бы мог претендовать на выкуп с указанным коэффициентом. Однако снятие его с учета лишает его такого права. Срок обращения с иском истек в 2015 году. Истцом заявлено о восстановлении срока обращения с иском в суд. Однако до 2019 года предложение о выкупе квартиры истцу не поступала, в связи с чем он считал свои права не нарушенными. В связи с этим суд полагает возможным восстановить пропущенный срок.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным распоряжение администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 26.10.2012 № о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга восстановить ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись)