ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1798/19 от 07.08.2019 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Российской Федерации

07 августа 2019 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Колесниковой Л.Ю.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Железнодорожного района г.Самары Канафьева М.В.,

представителей ответчика ЖСК №21 ФИО1, ФИО2,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО3,

при секретаре Павловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1798/19 по иску Прокурора Железнодорожного района г.Самары к ЖСК №21 об обязании разместить в сети «Интернет» на портале ГИС ЖКХ в полном объеме информацию, предусмотренную Федеральным законом от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.Самары обратился в суд с указанным иском к ЖСК №21, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Железнодорожного района г.Самары проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой выявлено, что на портале ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) по состоянию на 21.05.2019г. ЖСК №21 не размещена в полном объеме информация, предусмотренная ст. 6, ч.18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства», разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №74/114/пр от 29.02.2016г., а именно: информация об отчетности кооператива; реестр членов кооператива; информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование. Кроме того, с помощью ГИС ЖКХ управляющая организация должна работать с обращениями граждан в электронном виде. Отчеты об этой работе также должны размещаться в указанной системе. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ЖСК №21 действующего законодательства, регламентирующего порядок размещения необходимой информации в сети Интернет на портале ГИС ЖКХ: www.dom.gosuslugi.ru.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ЖСК №21 разместить в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в сети Интернет на портале ГИС ЖКХ: www.dom.gosuslugi.ru информацию, предусмотренную п.п. 16, 19, 20 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №74/114/пр от 29.02.2016г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Канафьев М.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что в просительной части искового заявления содержится техническая описка в указании п.п.1.20 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №74/114/пр от 29.02.2016г.: вместо п.п.1.20 указан п.п.20.

Представители ответчика – председатель ЖСК №21 ФИО1, ФИО2, допущенная к участию в деле по устному ходатайству, в судебном заседании по существу исковые требования не оспорили, пояснили, что в настоящее время ЖСК №21 ведутся работы по устранению выявленных прокуратурой нарушений, однако для их полного устранения требуется дополнительное время.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной жилищной инспекции Самарской области, ФИО3, действующая на основании доверенности №44 от 11.03.2019г., в судебном заседании поддержала позицию прокурора Железнодорожного района г.Самары.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого свободно искать и получать информацию любым законным способом.

В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (ч.10.1 ст.161 ЖК РФ).

Согласно ч.4 ст.165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Частью 5 ст.165 ЖК РФ предусмотрено, что порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищного-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон от 21.07.2014г. №209-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014г. №209-ФЗ государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Согласно пунктам 1, 8 Федерального закона от 21.07.2014г. №209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе принципов открытости, прозрачности и общедоступности информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе.

В силу пункта 42 ч.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.2014г. №209-ФЗ в системе должны размещаться информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 21.07.2014г. №209-ФЗ поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

В соответствии с п.п.2, 11 ст.7 Федерального закона от 21.07.2014г. №209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В развитие требований пункта 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 г. №209-ФЗ приказом Минкомсвязи России №504, Минстроя России №934/пр от 30.12.2014 года «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальным сайтом системы определен сайт – www.dom.gosuslugi.ru.

Приказом Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ) утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Разделом 10 Приказа определена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Так, в соответствии с пунктом 1.20 вышеуказанного раздела Приказа подлежит размещению информация о председателе, членах правления и ревизионной комиссии товарищества, кооператива, а именно: сведения, позволяющие идентифицировать председателя, члена правления, члена ревизионной комиссии кооператива, согласно реестру членов кооператива: фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии) председателя, члена правления, члена ревизионной комиссии кооператива, СНИЛС (при наличии), информация о документе, удостоверяющем их личность; сведения, позволяющие идентифицировать члена ревизионной комиссии товарищества, кооператива, не являющегося членом кооператива.

В соответствии с пунктом 16 вышеуказанного раздела Приказа ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация осуществляла деятельность по управлению многоквартирным домом, подлежит размещению информация об отчетности товарищества и кооператива, а именно: годовой отчет о деятельности правления товарищества и кооператива, информация о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств и приложения к ним), дата начала отчетного периода, дата конца отчетного периода, информация об отчете о целевом использовании средств, дата составления отчета о целевом использовании средств, остаток средств на начало отчетного года, поступило средств, вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, добровольные имущественные взносы и пожертвования, прибыль от приносящей доход деятельности, прочие, всего поступило средств, использовано средств, расходы на целевые мероприятия, в том числе: социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п., иные мероприятия, расходы на содержание аппарата управления, в том числе: расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления), выплаты, не связанные с оплатой труда, расходы на служебные командировки и деловые поездки, содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта), ремонт основных средств и иного имущества, прочие, приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества, прочие, всего использовано средств, остаток средств на конец отчетного года, смета доходов и расходов, отчет о выполнении сметы доходов и расходов, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за квартал, валюта баланса, нераспределенная прибыль/убыток, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы, займы и кредиты долгосрочные, займы и кредиты краткосрочные, кредиторская задолженность, выручка от реализации, прибыль от продаж, прочие доходы, прочие расходы, проценты к уплате, выручка за квартал, прибыль за квартал.

В соответствии с пунктом 19 вышеуказанного раздела Приказа не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения общего собрания подлежит размещению информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ, общего собрания, членов товариществ, общего собрания членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, в случае если управляющая организация, товарищество или кооператив является инициатором проведения такого собрания либо участвует в организации такого собрания, а также в случае представления инициатором собрания в управляющую организацию, товарищество, кооператив документов (сообщений, протоколов, решений) о проведении общего собрания.

Также подлежит размещению информация об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, товарищество, кооператив, с использованием системы, кроме указанных в пункте 6.5 настоящего раздела (п.20 Раздела).

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что ЖСК №21 осуществляет управление жилым домом №45 по ул.Гагарина г.Самара.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г.Самары проведена проверка деятельности ЖСК №21 (ИНН <***>) в части исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, соблюдения порядка, способов и сроков размещения информации в государственной системе жилищно-коммунального хозяйства (л.д.10).

Проведенной проверкой установлено, что ЖСК №21 на сайте www.dom.gosuslugi.ru не размещена в полном объеме информация: об отчетности кооператива; реестр членов кооператива; информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, что подтверждается скриншотами страниц указанных разделов официального сайта в сети «Интернет» www.dom.gosuslugi.ru, исследованных судом (л.д.11). Данный факт не оспаривался представителя ответчика в ходе судебного разбирательства.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство возлагает на ответчика обязанность размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, чего ответчиком сделано не было, доказательства устранения в полном объеме выявленных прокуратурой нарушений ответчиком не представлено, в связи с чем суд полагает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В данной связи требования прокурора об обязании ответчика разместить информацию в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда являются обоснованными.

Кроме того, согласно пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ, п.1 ст.103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от ее уплаты) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требования исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика с учетом положений п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ в этом случае составляет 300 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г.Самары удовлетворить.

Обязать ЖСК №21 (ИНН <***>, юридический адрес: <...>) разместить в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в сети Интернет на портале ГИС ЖКХ: www.dom.gosuslugi.ru информацию, предусмотренную п.п. 16, 19, 1.20 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №74/114/пр от 29.02.2016г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно:

- информацию об отчетности товарищества и кооператива, а именно: годовой отчет о деятельности правления кооператива, информация о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств и приложения к ним), дата начала отчетного периода, дата конца отчетного периода, информация об отчете о целевом использовании средств, дата составления отчета о целевом использовании средств, остаток средств на начало отчетного года, поступило средств, вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, добровольные имущественные взносы и пожертвования, прибыль от приносящей доход деятельности, прочие, всего поступило средств, использовано средств, расходы на целевые мероприятия, в том числе: социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п., иные мероприятия, расходы на содержание аппарата управления, в том числе: расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления), выплаты, не связанные с оплатой труда, расходы на служебные командировки и деловые поездки, содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта), ремонт основных средств и иного имущества, прочие, приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества, прочие, всего использовано средств, остаток средств на конец отчетного года, смета доходов и расходов, отчет о выполнении сметы доходов и расходов, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за квартал, валюта баланса, нераспределенная прибыль/убыток, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы, займы и кредиты долгосрочные, займы и кредиты краткосрочные, кредиторская задолженность, выручка от реализации, прибыль от продаж, прочие доходы, прочие расходы, проценты к уплате, выручка за квартал, прибыль за квартал;

- информацию о проведении общих собраний членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование;

- информацию о председателе, членах правления и ревизионной комиссии кооператива, а именно: сведения, позволяющие идентифицировать председателя, члена правления, члена ревизионной комиссии кооператива, согласно реестру членов кооператива: фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии) председателя, члена правления, члена ревизионной комиссии кооператива, СНИЛС (при наличии), информация о документах, удостоверяющих их личность; сведения, позволяющие идентифицировать члена ревизионной комиссии кооператива не являющегося членом кооператива.

Взыскать с ЖСК №21 государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2019г.

Председательствующий судья /подпись/ Колесникова Л.Ю.