ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1798/2011 от 16.09.2011 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1798/2011

Р Е Ш Е Н И Е 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   16 сентября 2011 года гор. Ижевск

 Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

 председательствующего - судьи Черединовой И.В.,

 при секретаре – Назаровой Т.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Устиновского района г. Ижевска, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Администрации Устиновского района г. Ижевска незаконным и о понуждении к совершению действий,

 у с т а н о в и л :

 Прокурор Устиновского района г. Ижевска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Устиновского района г. Ижевска по изданию распоряжения, определяющего перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ незаконным, понуждении к изданию распоряжения, определяющего перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ.

 Свои требования мотивирует тем, что Прокуратурой Устиновского района г. Ижевска проведена проверка соблюдения законодательства при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества ГУ «Межрайонная уголовно—исполнительная инспекция № # Управления Федеральной службы исполнения наказаний по УР» и Администрацией Устиновского района г. Ижевска. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований, установленных действующим законодательством, Администрацией Устиновского района г. Ижевска не определен перечень предприятий и организаций для отбытия наказания в виде обязательных и исправительных работ. # г. по указанным нарушениям законодательства прокуратурой Устиновского района г. Ижевска в адрес Главы Администрации Устиновского района г. Ижевска внесено представление об устранении нарушений законодательства об исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Однако, вопреки требованиям, изложенным в представлении прокуратуры Устиновского района г. Ижевска, а также в нарушение действующего законодательства до настоящего времени Администрацией Устиновского района г. Ижевска распоряжение, определяющее перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ не издано. Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми, так как, существенно препятствуют осуществлению ГУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № # Управления Федеральной службы исполнения наказаний по УР» возложенных на него обязанностей и снижают эффективность исполнения наказания, назначенного судом. Просит признать бездействие Администрации Устиновского района г. Ижевска по изданию распоряжения, определяющего перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ незаконным. Обязать Администрацию Устиновского района г. Ижевска издать распоряжение, определяющее перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ.

 Помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска Шешуков Д.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает в полном объеме. Считает, что полномочиями Администрации Устиновского района г. Ижевска закреплено определить перечень предприятий и организаций для отбывания наказания в виде обязательных работ. В соответствии с Положением администрация Устиновского района г. Ижевска в лице Главы решает вопросы по исполнению наказаний, указанный перечень должен быть закреплен правовым актом, а именно, распоряжением. Просит признать бездействие администрации Устиновского района г. Ижевска по изданию распоряжения, определяющего перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ незаконным, обязав администрацию Устиновского района г. Ижевска издать распоряжение, определяющее перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ.

 Представитель заинтересованного лица администрации Устиновского района г. Ижевска в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями Администрация не согласны в полном объеме. Перечень предприятий и учреждений для отбытия осужденными наказаний в виде обязательных и исправительных работ ими принимается ежеквартально и согласовывается с УФСИН УР. Просят в удовлетворении требований отказать в полном объёме.

 Представитель заинтересованного лица ФБУ МРУИИ № # УФСИН России по УР в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании поддержал позицию представителя Администрации Устиновского района г. Ижевска.

 Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав имеющиеся по делу доказательства, считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

 Согласно Представлению Прокурора Устиновского района г. Ижевска, направленному Главе Администрации Устиновского района г. Ижевска, об устранении нарушений законодательства об исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества № # от # г., следует, что проверкой установлено, что Администрацией Устиновского района г. Ижевска не определен перечень предприятий и организаций для отбытия наказания в виде обязательных и исправительных работ.

 Из Перечня следует, что ежеквартально Администрацией Устиновского района г. Ижевска определяются объекты на предприятиях и учреждениях, расположенных на территории Устиновского района г. Ижевска, для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, назначенного по приговору суда, который утверждается Главой Администрации Устиновского района г. Ижевска и согласовывается УФСИН по УР.

 Согласно ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство имеет цель исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых правонарушений. Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ является регулирование порядка и условий отбывания наказания. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

 Согласно ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

 Указанный порядок отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ также определен Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции от 20.05.2009 г. № 142.

 В соответствии с п. 42 приказа Министерства юстиции от 20.05.2009 г. № 142, для исполнения наказания в виде обязательных работ инспекция согласовывает предлагаемый органами местного самоуправления перечень видов обязательных работ и объектов, на которых осужденные отбывают наказание.

 Администрацией Устиновского района систематически по запросу направляет в ФБУ МРУИИ № # УФСИН России по Удмуртской Республике (далее инспекция) перечень объектов для отбывания наказания осужденных к исправительным и обязательным работам.

 В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 Из ст. 15 Конституции Российской Федерации следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Администрация Устиновского района г. Ижевска наделена полномочиями по Решению Городской думы г. Ижевска от # г. № # в соответствии с Положением о территориальном органе Администрации города Администрации Устиновского района г. Ижевска.

 В п. 5.1 Положения указано, что Глава Администрации района по вопросам местного значения, отнесенным к полномочиям Администрации района, принимает распоряжения.

 В судебном заседании установлено, что Администрация района г. Ижевска ежеквартального принимает Перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ, который утверждается Главой Администрации и согласовываются с ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № #» в соответствии со ст.ст. 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и п. 3.1.45 Положения Администрации района в области обеспечения законности.

 В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от # г. № # положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно которым обращение прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов лица возможно лишь в случаях, когда оно по определенным причинам, указанным в той же статье ГПК, лишено возможности самостоятельно обратиться в суд, направлены на использование права прокурора на обращение в суд для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой защите, не могут рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод заявителя по обращению в суд надзорной инстанции о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений.

 Между тем, как видно из представленных документов, в заявлении прокурора не указано конкретно, в чем же заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц; не указано, какие конкретные права и свободы неопределенного круга лиц нарушены бездействием Администрации Устиновского района г. Ижевска.

 В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на… необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав.

 Администрация Устиновского района г. Ижевска не нарушала чьи либо права при осуществлении своих полномочий, более того воздержалась от нарушения прав и коммерческих интересов организаций и предприятий, указанных в перечне объектов, на которых осуществляются обязательные и исправительные работы.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.

 Суд вправе удовлетворить заявление об оспаривании решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Данная правовая позиция отражена в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2.

 В соответствии с положениями ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ, правом на обращение в суд и возбуждение гражданского дела обладают лица, которые обращаются за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту… прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 131 ГПК РФ).

 Обращаясь в суд с иском, прокурор, в нарушение указанных норм закона, не указал, в чем конкретно заключается нарушение прав неопределенного круга лиц, сославшись лишь на нарушение Администрацией Устиновского района г. Ижевска, требований действующего законодательства по не изданию распоряжения.

 Заявление также не содержит ссылок на конкретные нормы материального права, прокурор ограничился ссылкой лишь на общие нормы, в том числе, и Уголовно-исполнительного законодательства.

 Фактически по делу установлено, что Администрация района г. Ижевска ежеквартального принимает Перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ, который утверждается Главой Администрации и согласовывается с ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № #».

 Заявление прокурора не конкретизировано, в чем же заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц; не указано, какие конкретные права и свободы неопределенного круга лиц нарушены, якобы, бездействием Администрации Устиновского района г. Ижевска по неизданию распоряжения об утверждении Перечня предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ.

 С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования прокурора в полном объеме ввиду необоснованности.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 233-235, 237, 194-199, 209 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении требований Прокурору Устиновского района г. Ижевска, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Администрации Устиновского района г. Ижевска по изданию распоряжения, определяющего перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ незаконным, понуждении к изданию распоряжения, определяющего перечень предприятий и организаций для отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ, отказать в полном объёме.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форм через суд, вынесший настоящее решение.

 Судья Устиновского районного суда

 гор. Ижевска Удмуртской Республики - Черединова И.В.

 СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено # г.

 Судья Устиновского районного суда

 гор. Ижевска Удмуртской Республики - Черединова И.В.

 КОПИЯ ВЕРНА: судья - И.В. Черединова