ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1799/2012 от 29.01.2013 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

  Дело № 2-27/13 .

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.Ленск Республика Саха (Якутия) 29 января 2013 года

 Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Шмидт Ж.А., при секретаре Тимошиной Е.А.,

 с участием заместителя прокурора Ленского района РС(Я) Сидорова В.В.,

 представителей ответчика МО «Беченчинский наслег» ФИО1, ФИО2 по доверенностям от [ДАТА],

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Беченчинский наслег» о принятии организационно-правовых мер по созданию условий для организации и деятельности добровольной пожарной охраны,

 УСТАНОВИЛ:

 Заместитель прокурора Ленского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию МО «Беченчинский наслег» в течение 3-х месяцев со дня поступления в данное муниципальное образование вступившего в законную силу решения суда принять организационно-правовые меры по созданию условий для организации и деятельности добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено наличие в МО «Беченчинский наслег» одной пожарной охраны в виде добровольной пожарной дружины в составе 10 человек, которая принимает участие в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ. Данная добровольная пожарная дружина с.Беченча не зарегистрирована в установленном законодательством РФ порядке, не является территориальным или объектовым подразделением какой-либо добровольной пожарной охраны, что противоречит требованиям Федерального закона «О добровольной пожарной охране», согласно которому общественные организации пожарной охраны и территориальные подразделения добровольной пожарной охраны подлежат обязательной государственной регистрации. Считает, что администрация МО «Беченчинский наслег» не содействует созданию общественных объединений добровольных пожарных, не обеспечивает соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и их объединений, реализацию мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и не оказывает поддержку при осуществлении ими своей деятельности.

 В судебном заместитель прокурора Ленского района Сидоров В.В. исковые требования изменил просит возложить на администрацию муниципального образования «Беченчинский наслег» обязанность по обеспечению информационной и аналитической поддержки по созданию условий для организации и деятельности добровольной пожарной охраны.

 Представители ответчика МО «Беченчинский наслег» ФИО1 и ФИО2 иск заместителя прокурора не признали, представив письменные возражения и пояснив о том, что во исполнение приказа Министерства РФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 августа 2011 года №416 и по рекомендации МЧС России по РС(Я) в Ленском районе, на территории МО «Беченчинский наслег» создана добровольная пожарная дружина, которая является территориальным подразделением добровольной пожарной охраны Республики Саха (Якутия), принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Члены добровольной пожарной дружины МО «Беченчинский наслег» подавали заявления на имя председателя Совета общественной организации «Добровольная пожарная охрана РС(Я)» и зарегистрированы в реестре добровольных пожарных ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия). Таким образом, добровольная пожарная дружина поселения входит в состав Якутского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество». Добровольные пожарные МО «Беченчинский наслег» прошли обучение в Учебном пункте ФПС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РС(Я)» по программе профессиональной подготовки «Пожарных добровольных пожарных дружин». Для обеспечения соблюдения прав и законных интересов добровольных пожарных, их социальной защиты, принято постановление главы наслега «О добровольной пожарной охране МО «Беченчинский наслег» от [ДАТА] [НОМЕР]. Администрация муниципального образования оказывает поддержку по созданию добровольной пожарной команды.

 Изучив материалы дела, суд считает исковые требования заместителя прокурора Ленского района РС(Я) подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

 Согласно ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 года), к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 В соответствии со ст.5 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

 В статье 6 указанного Федерального закона установлено следующее:

 - Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

 - Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

 - Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

 - Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

 - Общественные организации пожарной охраны и территориальные подразделения добровольной пожарной охраны подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 На основании ст.13 данного закона, физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.

 Согласно «Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных» утвержденного Приказом МЧС РФ от 4 августа 2011 года N 416, настоящий Порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных разработан в соответствии с Федеральным законом «О добровольной пожарной охране» и определяет правила формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.

 Сводный реестр добровольных пожарных и консолидированный реестр общественных объединений пожарной охраны формируются и ведутся Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России на основе сведений, содержащихся в реестрах добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, формируемых по федеральным округам региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 Реестры добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны по федеральным округам формируются и ведутся региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе сведений, содержащихся в реестрах добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны по субъектам Российской Федерации, формируемых главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

 В реестр добровольных пожарных включаются сведения о гражданах Российской Федерации, являющихся членами или участниками общественных объединений пожарной охраны и участвующих на безвозмездной основе в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

 Представителями ответчика МО «Беченчинский наслег» суду представлены документы, подтверждающие вступление и регистрацию добровольных пожарных МО «Беченчинский наслег» в Якутском республиканском отделении Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», зарегистрированном в установленном законом порядке.

 Так, согласно выписке из реестра общественных объединений пожарной охраны Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), Якутское республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», зарегистрировано в реестре общественных объединений пожарной охраны 16 марта 2012 года за №46-14.

 В реестре добровольных пожарных Республики Саха (Якутия) числятся добровольные пожарные МО «Беченчинский наслег», которые прошли соответствующее обучение в Учебном пункте ФПС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РС(Я)», что подтверждается копиями удостоверений.

 Кроме того, суду представлено Постановление МО «Беченчинский наслег» «О добровольной пожарной охране» с соответствующим положением.

 Таким образом, оснований для удовлетворения иска заместителя прокурора Ленского района РС(Я) к Администрации МО «Беченчинский наслег» суд не усматривает.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

   Исковое заявление заместителя прокурора Ленского района РС(Я) к Администрации МО «Беченчинский наслег» о возложении обязанности обеспечить информационную и аналитическую поддержку по созданию условий для организации и деятельности добровольной пожарной охраны оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья п/п Ж.А. Шмидт

 Копия верна: судья Ж.А. Шмидт