ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1799/2022 от 18.03.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1799/2022

(

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд в составе: председательствующего судьи Голиковой А.В., при секретаре Ларионовой Т.С.,

с участием старшего помощника Хабаровского транспортного прокурора Распопина Е.В.,

представителя ответчика Новачука И.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий,

по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий,

по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Нерюнгринский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мещанский районный суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта, о животном мире в Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиал ОАО «РЖД» в ходе которой установлено, что железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач на перегоне Окурдан-Оборчо Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км. (от 357 км. пикет 9 до 382 км пикет 9) участка Тындинской дистанции электроснабжения не оснащены специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устранить гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам, ведущим к гибели пернатых. С целью устранения нарушений закона прокурор ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически не устранены. Согласно ответу на представление железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, находящиеся на указанном участке железной дороги, птицезащитными устройствами не оборудованы, так как участок введен в эксплуатацию в период 1979-1981 годов. Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению направлены предложения по реконструкции участка автоблокировки Бестужево-Беркакит-Нерюнгри в части объектов энергетики, в том числе с применением птицезащитных устройств. Проектирование реконструкции линии на согласовании в центральном аппарате, предварительные сроки начала-окончания строительства, при подтверждении финансирования, 2022-2025. Таким образом, в настоящее время конкретно не определено, будут ли фактически устранены выявленные нарушения закона и в какой срок. Животный мир является достоянием народов РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Следовательно, применение ЛЭП без изолирующих ПЗУ приводит к риску гибели и снижения численности птиц, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, что нарушает интересы РФ, поскольку в соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Также нарушаются права неопределенного круга лиц – граждан РФ, в том числе населения, проживающего в районе расположения указанных линий, а также лиц, находящихся на указанной территории.

Просят обязать ОАО «Российское железные дороги» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу установить птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, расположенные на перегоне Окурдан – Оборчо Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км (от 357 км пикет 9 до 382 км пикет 9).

Нерюнгринский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мещанский районный суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта, о животном мире в Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиал ОАО «РЖД» в ходе которой установлено, что железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач на перегоне Могот-Рихар Зорге Дальневосточной железной дороги протяженностью 20 км. (от 250 км. пикет 2 до 270 км пикет 2) участка Тындинской дистанции электроснабжения не оснащены специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устранить гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам, ведущим к гибели пернатых. С целью устранения нарушений закона прокурор ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически не устранены. Согласно ответу на представление железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, находящиеся на указанном участке железной дороги, птицезащитными устройствами не оборудованы, так как участок введен в эксплуатацию в период 1979-1981 годов. Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению направлены предложения по реконструкции участка автоблокировки Бестужево-Беркакит-Нерюнгри в части объектов энергетики, в том числе с применением птицезащитных устройств. Проектирование реконструкции линии на согласовании в центральном аппарате, предварительные сроки начала-окончания строительства, при подтверждении финансирования, 2022-2025. Таким образом, в настоящее время конкретно не определено, будут ли фактически устранены выявленные нарушения закона и в какой срок. Животный мир является достоянием народов РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Следовательно, применение ЛЭП без изолирующих ПЗУ приводит к риску гибели и снижения численности птиц, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, что нарушает интересы РФ, поскольку в соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Также нарушаются права неопределенного круга лиц – граждан РФ, в том числе населения, проживающего в районе расположения указанных линий, а также лиц, находящихся на указанной территории.

Просят обязать ОАО «Российское железные дороги» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу установить птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, расположенные на перегоне Могот-Рихар Зорге Дальневосточной железной дороги протяженностью 20 км. (от 250 км. пикет 2 до 270 км пикет 2).

Нерюнгринский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мещанский районный суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта, о животном мире в Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиал ОАО «РЖД» в ходе которой установлено, что железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач на перегоне Гилюй-Могот Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км. (от 225 км. пикет 5 до 250 км пикет 2) участка Тындинской дистанции электроснабжения не оснащены специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устранить гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам, ведущим к гибели пернатых. С целью устранения нарушений закона прокурор ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически не устранены. Согласно ответу на представление железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, находящиеся на указанном участке железной дороги, птицезащитными устройствами не оборудованы, так как участок введен в эксплуатацию в период 1979-1981 годов. Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению направлены предложения по реконструкции участка автоблокировки Бестужево-Беркакит-Нерюнгри в части объектов энергетики, в том числе с применением птицезащитных устройств. Проектирование реконструкции линии на согласовании в центральном аппарате, предварительные сроки начала-окончания строительства, при подтверждении финансирования, 2022-2025. Таким образом, в настоящее время конкретно не определено, будут ли фактически устранены выявленные нарушения закона и в какой срок. Животный мир является достоянием народов РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Следовательно, применение ЛЭП без изолирующих ПЗУ приводит к риску гибели и снижения численности птиц, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, что нарушает интересы РФ, поскольку в соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Также нарушаются права неопределенного круга лиц – граждан РФ, в том числе населения, проживающего в районе расположения указанных линий, а также лиц, находящихся на указанной территории.

Просят обязать ОАО «Российское железные дороги» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу установить птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, расположенные на перегоне Гилюй-Могот Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км. (от 225 км. пикет 5 до 250 км пикет 2).

Определениями Мещанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванные гражданские дела переданы по подсудности в Центральный районный суд .

Определением от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела № 2-1799/20222, 2-1801/2022 и 2-1802/2022 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № 2-1799/2022.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям указанным в иске, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы изложенные в письменном отзыве на иск. Дополнительно указал, что в случае удовлетворения исковых требований просит увеличить срок исполнения решения суда до 3 лет.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» приоритетным направлением надзорной деятельности транспортных прокуратур является исполнение законов о безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование.

Статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Судом установлено, что Нерюнгринской транспортной прокуратурой проведены проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта, о животном мире в Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» в ходе которой установлено следующее: Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» далее Федеральный закон № 52-ФЗ) животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно Сохраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ). Согласно ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Из ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна Осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов Животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Согласно ст. 28 Федерального закона №52-ФЗ требования предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации про которые могут привести к деградации естественных экологических изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным нега изменениям окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружена объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями охраны окружающей среды; при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, согласно которым общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой III Федерального закона «О животном мире».

Настоящие Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; строительства промышленных и других объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации; технологических процессов животноводства и растениеводства (п. 1).

Главами V, VII постановления Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 предусмотрены требования при эксплуатации транспортных магистралей и объектов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи (далее- Требования).

Пунктами 33 и 34 Требований установлено, что при проектировании и Строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета; линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам; запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств (далее - ПЗУ) неизолированные металлические конструкции.

Указанные ПЗУ представляют собой полимерные кожухи-футляры монтируемые на оголенном проводе в месте его крепления к изолятору, что полностью исключает вызываемое птицами короткое замыкание на ЛЭП. ПЗУ являются универсальными в своем классе устройством, позволяющим использовать его для всего спектра штыревых изоляторов, применяемых воздушных линиях 6-10 кВ.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил технической эксплуатации электрических станций сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и местах их массовых гнездований на конструкциях опор ВЛ должны устанавливаться специальные устройства, исключающие возможность перекрытий, а также применяться устройства, отпугивающие птиц и не угрожающие их жизни.

Вместе с тем, вопреки указанным требованиям законодательства железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач на перегонах Окурдан – Оборчо Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км (от 357 км пикет 9 до 382 км пикет 9), Могот-Рихар Зорге Дальневосточной железной дороги протяженностью 20 км. (от 250 км. пикет 2 до 270 км пикет 2), Гилюй-Могот Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км. (от 225 км. пикет 5 до 250 км пикет 2) участка Тындинской дистанции электроснабжения не оснащены специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устранить гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам, ведущих к гибели пернатых.

С целью устранения нарушений закона Нерюнгринским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически не устранены.

Согласно ответу на представление железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, находящиеся на указанном участке железной дороги, птицезащитными устройствами не оборудованы, так как участок введен в эксплуатацию в период 1979-1981 годов. Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению направлены предложения по реконструкции участка автоблокировки Бестужево-Беркакит-Нерюнгри в части объектов энергетики, в том числе с применением птицезащитных устройств. Проектирование реконструкции линии на согласовании в центральном аппарате, предварительные сроки начала-окончания строительства, при подтверждении финансирования, 2022-2025 годы.

Доводы представителя ответчика о том, что железнодорожные опоры линий электропередач построены в 1979-1981 году до введения в действие Требований по установке птицезащитных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08. 1996 №997 году не могут быть приняты судом, поскольку противоречат данным Требованиям, которые в настоящее время действуют и не отменены, более того ответчик в силу ст.201 Гражданского кодекса Российской Федерации как собственник должен нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности заявленных исковых требований прокурора и необходимости их удовлетворения в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «РЖД» должно быть исполнено решение суда, в течение 24 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковые требования Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течении 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, расположенные на перегоне Окурдан – Оборчо Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км (от 357 км пикет 9 до 382 км пикет 9).

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течении 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, расположенные на перегоне Могот-Рихар Зорге Дальневосточной железной дороги протяженностью 20 км. (от 250 км. пикет 2 до 270 км пикет 2).

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течении 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить птицезащитные устройства на железобетонные опоры и изоляторы линий электропередач, расположенные на перегоне Гилюй-Могот Дальневосточной железной дороги протяженностью 25 км. (от 225 км. пикет 5 до 250 км пикет 2).

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет городского округа «» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке вЦентральный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.В. Голикова