ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-179/14 от 16.01.2014 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

 Дело №2-179/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 16 января 2014 года

 Ленинский районный суд г. Пензы

 в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

 при секретаре Абубикаровой Г.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по исковому заявлению Буянова К.В., Буяновой Ю.В. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),

 У С Т А Н О В И Л:

 Буянов К.В. и Буянова Ю.В. обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что постановлением главы Большееланской Сельской администрации Номер  от Дата  над ними Буяновым К.В., Дата  рождения и Буяновой Ю.В., Дата  рождения была учреждена опека. Опекуном назначена С.М. Распоряжением главы Каменской районной администрации Пензенской области Номер  от Дата  был назначен другой опекун А.Л. За период нахождения их под опекой выплачивалось опекунское пособие. Однако выплата опекунского пособия на содержание Буянова К.В. в период с Дата  по Дата  года, а на Буянову Ю.В. в период с Дата  по Дата  производилась без учета фактических цен, сложившихся в Пензенской области. Размер выплачиваемого пособия на содержание Буянова К.В. за период с Дата  по Дата  года, а на Буянову Ю.В. за период с Дата  по Дата  не соответствовал установленным нормам и ценам, а именно: на содержание Буянова К.В. выплачивалось в Дата  по 200 руб. в месяц итого – 733,33 руб., за Дата  по 200 руб. ежемесячно в год – 2400 руб., за Дата  по 200 руб. ежемесячно, итого – 2400 руб., за Дата  по 300 руб. ежемесячно, итого 3460 руб. На содержание Буяновой Ю.В. выплачивалось за Дата  по 200 руб. в месяц итого – 733,33 руб., за Дата  по 200 руб. в месяц итого – 2400 руб., за 1998 год по 200 руб. ежемесячно, итого – 2400 руб., за Дата  по 300 руб. ежемесячно, итого – 3600 руб., за Дата  январь-февраль по 300 руб. с марта по 600 руб., итого 6600 руб., за Дата . по 600 руб. ежемесячно в год – 7200 руб., за Дата . по 600 руб. в месяц в год – 7200 руб., за Дата  по 1000 руб. в месяц, итого 10333,33 руб. В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно - профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их тип ведомственной принадлежности нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг» и данными Территориального органа Федерального Коми статистики Пензенской области следовало выплачивать: на Буянова К.В. за Дата  - 2609,56 руб., за Дата  -10565,91 руб., за Дата  - 12801,92 руб., за Дата  (по 16.12.) - 26371,32 руб. На Буянову Ю.В. за Дата - 2498,87 руб., за 1997 год - 9534,34 руб., за Дата  – 12559,86 руб., за Дата  - 26740,08 руб., за Дата  - 25596,64 руб., за Дата  - 31286,13 руб., за 2002 год - 35493,47 руб., за Дата  (по 10.11.) - 33103,29 руб. Таким образом, сумма недоплаченного пособия составляет перед Буяновым К.В. - за Дата  - 1876,23 руб., за Дата  - 8165,91 руб., за Дата - 10 401,92 руб., Дата  (по 16.12.) - 22911,32 руб. Общая задолженность составляет 43355,38 руб. Перед Буяновой Ю.В. задолженность составляет за Дата  - 1765,54 руб., за Дата  - 7134,34, за Дата  - 10159, 86 руб., за Дата  - 23 140,08 руб., за Дата  - 18 996,64 руб., за Дата  - 24086,13 руб., за Дата  - 28293,47 руб., за Дата  (по 10.11) - 22769,96 руб. Общая сумма задолженности составляет 136 346,02 руб. Расчет индексации составит на задолженность перед Буяновым К.В. за период с Дата  по сентябрь 2013 г - 234 312,76 руб., расчет индексации составит на задолженность Буяновой Ю.В. - 402 924,07 руб.

 Просят суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в пользу Буянова К.В. за период с Дата  по Дата  задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего переданного под опеку в размере 43 355,38 руб., индексацию в размере 234 312,76 руб., а всего: 277 668 руб.14 коп. Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в пользу Буяновой Ю.В. за период с Дата  по Дата  задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего переданного под опеку в размере - 136346,02 руб., индексацию в размере - 402924,07 руб., а всего 539 270 руб. 09 коп.

 В судебное заседание истцы Буянов К.В. и Буянова Ю.В. не явились.

 Представитель ответчика Министерства финансов Пензенской области Самородова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, просила в удовлетворении иска отказать.

 Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области Долгова В.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, указывая, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком.

 Представители третьих лиц - отдела образования Пензенского района Пензенской области, управление образования Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явились.

 Представитель третьего лица УФК по Пензенской области в судебное заседание не явился.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что постановлением главы Большееланской сельской администрации Пензенского района Пензенской области Номер  от Дата  опекуном несовершеннолетних Буянова К.В., Дата  рождения и Буяновой Ю.В., Дата  рождения назначена С.М.

 Распоряжением главы Каменской районной администрации от Дата  Номер  опекуном несовершеннолетних Буянова К.В., Дата  рождения и Буяновой Ю.В., Дата  рождения назначена А.Л.

 Выплата опекунского пособия осуществлялась на содержание Буянова К.В. в период с Дата  по Дата , на Буянову Ю.В. в период с Дата  по Дата .

 Согласно справок Управления образования администрации Каменского района Пензенской области от Дата  и отдела образования Пензенского района Пензенской области от Дата , ведомости на выплату пособий не сохранились, так как срок их хранения 5 лет.

 Согласно справок Управления образования администрации Каменского района Пензенской области от Дата  настоящая справка выдана в том, что опекуну (попечителю) А.Л. выплачивались денежные средства на содержание подопечного Буянова К.В., Дата  рождения, на основании распоряжения главы администрации Каменского района Пензенской области (Номер  от Дата  г.) с Дата  по Дата  в следующих размерах: в Дата  в размере 200 руб. ежемесячно; в Дата  в размере 200 руб. ежемесячно; в Дата  в размере 300 руб. ежемесячно.

 Настоящая справка выдана в том, что опекуну (попечителю) А.Л. выплачивались денежные средства на содержание подопечной Буяновой Ю.В., Дата  года рождения, на основании распоряжения главы администрации Каменского района Пензенской области (Номер  от Дата  г.) с Дата  по Дата  в следующих размерах: в Дата  в размере 200 руб. ежемесячно; в Дата  в размере 200 руб. ежемесячно; в Дата  в размере 300 руб. ежемесячно, в Дата  в размере 600 руб. ежемесячно; в Дата  в размере 600 руб. ежемесячно; в Дата  в размере 600 руб. ежемесячно; в Дата  в размере 1000 руб.

 Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела.

 В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

 Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

 Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

 Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

 Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3.

 Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

 Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

 Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года №199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

 Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.

     В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.    

 Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.02.1994 №78 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.12.1993 по 01.02.1994 детям в возрасте до 6 лет – 60 руб., от 6 до 18 лет – 70 руб.

     Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.02.1994 №78 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.02.1994 по 01.04.1994 детям в возрасте до 6 лет – 80 руб., от 6 до 18 лет – 100 руб., с 01.09.1993 по 01.12.1993 детям в возрасте до 6 лет – 35 руб., с 01.12.1993 по 01.02.1994 детям в возрасте до 6 лет – 80 руб.

     Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 27.06.1994 №264 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.04.1994 по 01.09.1994 детям в возрасте до 6 лет – 80 руб., от 6 до 18 лет – 100 руб.

     Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.10.1994 №36 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.09.1994 по 01.10.1994 детям в возрасте до 6 лет – 80 руб., от 6 до 18 лет – 100 руб.    

     Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 23.10.1995 №398 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.10.1995 по 01.12.1996 детям в возрасте до 6 лет – 170 руб., от 6 до 18 лет – 200 руб.

     В период с 01.12.1996 по 01.03.2000 размер пособия устанавливался решениями органов местного самоуправления муниципальных образований.

     С 01.03.2000 по 31.12.2004 решениями органов местного самоуправления муниципальных образований могли быть установлены иные размеры денежных средств, но не менее размеров установленных постановлениями Правительства Пензенской области.

 Постановлением Правительства Пензенской области от 11.02.2000 года №60-пП «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.03.2000 по 01.01.2003 года не менее 600 рублей.

 Постановлением Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 800 рублей, с 6 до 18 лет – не менее 1000 руб.

 Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2003 года № 541-пП «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Пензенской области от 10.01.2003 №11-пП» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2004 по 01.07.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 1100 рублей, с 6 до 18 лет – не менее 1300 руб.

 Постановлением Правительства Пензенской области от 01.06.2004 года № 282 -пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» размер пособия установлен в следующих размерах: с 01.07.2004 года - детям от рождения до 6 лет - не менее 1810 рублей; детям от 6 до 18 лет - не менее 2 429 рублей.

     Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

 Суд считает, что размер опекунского пособия на содержание Буянова К.В. в период с Дата  по Дата , на Буянову Ю.В. в период с Дата  по Дата  не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ и не достиг установленного размера.

     Доказательств соответствия размера назначенного пособия установленным федеральным законодательством нормам ответчиком, третьими лицами суду не представлено.

 С учетом изложенного, истцы имели право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за период с Дата  по Дата  (Буянов К.В.) и за период с Дата  по Дата  (Буянова Ю.В.) по нормам, указанным в приложениях №1,2,3 к Постановлению Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г.

 В обоснование требований о выплате ответчиком опекунского пособия в заниженном размере истцом предоставлена справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за период с с учетом норм обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В судебном заседании установлено, что на истца Буянова К.В., как на опекаемого, выплачивались денежные средства в Дата  по 200 руб. в месяц итого – 733,33 руб., за Дата  по 200 руб. ежемесячно в год – 2400 руб., за Дата  по 200 руб. ежемесячно, итого – 2400 руб., за Дата  по 300 руб. ежемесячно, итого 3460 руб.

 На содержание Буяновой Ю.В. выплачивалось за Дата  по 200 руб. в месяц итого – 733,33 руб., за Дата  по 200 руб. в месяц итого – 2400 руб., за Дата  по 200 руб. ежемесячно, итого – 2400 руб., за Дата  по 300 руб. ежемесячно, итого – 3600 руб., за 2000 г. январь-февраль по 300 руб. с марта по 600 руб., итого 6600 руб., за Дата  по 600 руб. ежемесячно в год – 7200 руб., за Дата  по 600 руб. в месяц в год – 7200 руб., за Дата . по 1000 руб. в месяц, итого 10333,33 руб.

 Данное обстоятельство в ходе судебного заседания не оспаривалось представителем ответчика, в связи с чем, суд принимает во внимание указанную сумму.

     В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области на Буянова К.В. следовало выплачивать за Дата  - 2609,56 руб., за Дата  -10565,91 руб., за Дата  - 12801,92 руб., за Дата  (по 16.12.) - 26371,32 руб.

 На Буянову Ю.В. следовало выплачивать за Дата - 2498,87 руб., за Дата  - 9534,34 руб., за Дата  – 12559,86 руб., за Дата  - 26740,08 руб., за Дата  - 25596,64 руб., за Дата  - 31286,13 руб., за Дата  - 35493,47 руб., за Дата  (по 10.11.) - 33103,29 руб.      

 Таким образом, задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой составляет:

 перед Буяновым К.В. - за Дата  - 1876,23 руб., за Дата  - 8165,91 руб., за Дата - 10 401,92 руб., Дата  (по 16.12.) - 22911,32 руб., а всего 43355,38 руб.;

 перед Буяновой Ю.В. задолженность составляет за Дата  - 1765,54 руб., за Дата  - 7134,34, за Дата  - 10159, 86 руб., за Дата  - 23 140,08 руб., за Дата  - 18 996,64 руб., за Дата  - 24086,13 руб., за Дата  - 28293,47 руб., за Дата  (по 10.11) - 22769,96 руб., а всего 136346,02 руб.

     Данное обстоятельство также не оспаривалось в ходе судебного заседания представителем ответчика.

     Установлено, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы.

 Размер индексации с учетом индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики, согласно расчетам истцов, составляет перед Буяновым К.В. - 234312 руб. 76 коп., перед Буяновой К.В. – 402924 руб. 07 коп.

 Таким образом, размер задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой перед Буяновым К.В. за период с Дата  по Дата , с учетом индексации, составит 277668 руб. 14 коп. (43355,38 + 234312,76), перед Буяновой Ю.В. за период с Дата  по Дата , с учетом индексации, составит 539270 руб. 09 коп. (136346,02 + 402924,07).

 Оснований сомневаться в представленных истцом сведениях о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 г набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг по ценам, фактически сложившимся в Пензенской области, а также об индексах потребительских цен в Пензенской области у суда не имеется.

 Кроме того, расчет индексации также представителем ответчика не оспаривался, свои расчеты он не представил, в связи с чем, суд соглашается в расчетами истца.

 При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что факт установления опекунства не порождает необходимость выплаты опекунского пособия, поскольку данные доводы не основаны на нормах действующего законодательства и опровергаются материалами дела.

     Доводы представителя ответчика относительно того, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.

     Таким образом, до 2004 года органами местного самоуправления Пензенской области за счет средств местных бюджетов самостоятельно финансировалась только часть выплат на содержание детей, находящихся под опекой, при этом средств из областного бюджета до 2004 года на выплату опекунских пособий не поступало, т.е. Пензенская область, как субъект Российской Федерации, не обеспечивала реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории области.

 Следовательно, финансовый орган субъекта Российской Федерации – Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия, поскольку именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.

 Довод ответчика о том, что правовыми актами не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей, суд считает ошибочным, поскольку часть первая статьи 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года № 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года № 122- ФЗ), прямо определяет источники финансирования мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

 Ссылку Министерства финансов Пензенской области на то, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, суд признает несостоятельной, поскольку из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.

 Довод ответчика Министерства финансов Пензенской области о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем, Правительством Пензенской области в 2003-2004 гг были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, оснований к отказу в удовлетворении иска служить не может, в связи со следующим.

 В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

     Правительством Пензенской области в 2000-2004 гг были приняты постановления от 11.02.2000г. № 60-п11 «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 10.01.2003 года № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года) и от 01.06.2004 года № 282-пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

 Между тем, данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры опекунских пособий, установленные данными постановлениями, не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и.т.д.

 Доводы представителя ответчика Министерства финансов Пензенской области о том, что выделенные Пензенской области средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расходов на выплату опекунских пособий не покрывали, суд считает несостоятельными и не влекущими к отказу в удовлетворении иска.

 При этом суд учитывает, что недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.

 Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 1071 ГК РФ, суд считает, что требования истцов подлежат удовлетворению и в пользу истца Буянова К.В. следует взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области 277668 руб. 14 коп., в том числе: задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия за период с Дата  по Дата  в сумме 43355 руб. 38 коп., индексацию задолженности в сумме 234312 руб. 76 коп., в пользу истца Буяновой Ю.В. следует взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области 539270 руб. 09 коп., в том числе: задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия за период с Дата  по Дата  в сумме 136346 руб. 02 коп., индексацию задолженности в сумме 402924 руб. 07 коп.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Буянова К.В., Буяновой Ю.В. удовлетворить.

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Буянова К.В. задолженность за период с Дата  по Дата  сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере 43355 руб. 38 коп. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере 234312 руб. 76 коп., а всего 277668 (двести семьдесят семь тысяч шестьсот шестьдесят восемь) руб. 14 коп.

 Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Буяновой Ю.В. задолженность за период с Дата  по Дата  сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере 136346 руб. 02 коп. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере 402924 руб. 07 коп., а всего 539270 (пятьсот тридцать девять тысяч двести семьдесят) руб. 09 коп.

 Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Ленинский районный суд г.Пензы, начиная с 21 января 2014 года.

 Судья А.В. Селиверстов