ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-179/15 от 04.03.2015 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-179/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2015 года г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе

судьи Сатиной И.П.

при секретаре Шустовой В.В.

с участием прокурора Дондоковой С.Д.

истца ФИО1

рассмотрев исковое заявление Шилкинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к ООО «Шилка» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Шилкинский межрайпрокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что проведенной проверкой был установлен факт неиспользования коллективного прибора учета в доме № 112 по ул. Ленина в г. Шилка после проведенного капитального ремонта дома.

По уточненным требованиям просит суд обязать ответчика организовать ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения, установленного в доме № 112 по ул. Ленина г. Шилка в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Дондокова С.Д. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнений не имеет.

Истец ФИО1 требования прокурора полностью поддержала, суду также пояснила, что она самостоятельно на протяжении двух лет пыталась решить данный вопрос, но у нее ничего не получилось, считает, что жители дома должны платить за тепловую энергию согласно показаний прибора учета, а не по норме, как им сейчас насчитывают за услуги.

Представитель ООО «Шилка» ФИО2 в письменном заявлении указала, что требования прокурора не признает, договоры на коммунальные услуги заключены между собственниками квартир и ресурсоснабжающей организацией. В судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена должным образом.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в 2012 году в рамках реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в доме №112 по ул. Ленина г.Шилка, в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 №185-ФЗ, обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания г.Шилка» (далее – ООО «Управляющая компания г.Шилка») был проведен капитальный ремонт, в ходе которого в доме установлен коллективный прибор учета теплоснабжения.

В настоящее время плата собственникам помещений указанного дома за потребленное тепло обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальник» (далее – ООО «Коммунальник») начисляется согласно утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг, поскольку прибор учета не введен в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых коммунальных услуг.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно этой же норме установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.2014 №Вк-4936 для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить: принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией, паспорт на приборы узла учета, документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя, технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления), акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления), смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

В соответствии с пунктом 81 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Подпункт "с" пункта 31 указанного правового акта возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

На основании решения общего собрания собственников жилого дома от 03.03.2014г. управление многоквартирным домом осуществляется ООО «Шилка».

В соответствии с ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества включаются внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (далее Правила № 491).

Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Применительно к возникшим правоотношениям, управляющая организация ООО «Шилка», как специализированная коммерческая организация, осуществляет управление многоквартирным домом и как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Несмотря на представленный суду перечень работ и услуг, оказываемых ООО «Шилка» по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 112 по ул. Ленина г. Шилка, в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и п.п. «к» п. 11 Правил № 491, входит обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, в том числе, тепловой энергии, а также их надлежащая эксплуатация.

Вопреки этому ООО «Шилка», с момента начала управления многоквартирным жилым домом № 112 по. ул. Ленина г. Шилка не приняла мер, направленных на обеспечение ввода рассматриваемого коллективного (общедомового) прибора учета в эксплуатацию.

Суд соглашается с доводами прокурора и полагает, что вследствие бездействия ООО «Шилка» по обеспечению введения прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию нарушено право добросовестных потребителей коммунальных услуг, являющихся собственниками помещений в доме №112 по ул.Ленина г. Шилка, в том числе ФИО1 на оплату потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного прибора учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Осуществляя свои законные права, участники гражданских правоотношений должны соблюдать интересы контрагентов, иных лиц и соотносить свои действия (бездействие) с охраняемым законом правами третьих лиц, не являющихся участниками договоров, но зависящих от них.

С учетом всего вышеизложенного, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Шилка» (ИНН <***>, ОГРН <***>) организовать ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения, установленного в доме № 112 по ул. Ленина г. Шилка в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Судья И.П. Сатина

копия верна И.П. Сатина