дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусельниковой М.А.,
при секретаре Меркеловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тальменского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тальменского района Алтайского края обратился в суд с иском к ИП ФИО1 о признании незаконным бездействия по исполнению обязанностей работодателя по проведению специальной оценки условий труда, о возложении обязанности на ответчика провести специальную оценку условий труда, создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, утвердить график проведения специальной оценки условий труда и перечень рабочих мест, подлежащих оценке, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований прокурор указал на то, что в результате проверки, проведенной 20.02.2019г. прокуратурой района по исполнение указания прокуратуры Алтайского края от 10.06.2011г. № 508/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда», а также по результатам принятия участия в Межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости и легализации заработной платы при заместителе главы Тальменского района выявлены нарушения законодательства об охране труда в деятельности ИП ФИО1, основным видом деятельности которой является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах. Данный вид деятельности ФИО1 осуществляет в помещении магазина «Восток», расположенный по адресу: <адрес> на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со штатным расписанием от 01.02.2019г., у ИП ФИО1 предусмотрено 4 штатные единицы, на которых трудоустроено 4 работника по должностям «продавец». В нарушение требований ст.22, ч.2 ст.212 ТК РФ, ч.2 ст.4 Федерального закона № 426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», ИП ФИО1 не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, не создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда, не утвержден график проведения специальной оценки условий труда и перечень рабочих мест, подлежащих оценке. Неисполнение требований трудового законодательства о проведении специальной оценки условий труда создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников ИП ФИО1, а также нарушает права работников на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
В судебном заседании помощник прокурора Тальменского района Полякова Е.Н. полностью поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что законодательством предусмотрено проведение оценки условий труда, времени для этого было предоставлено около года, однако при проведении проверки было выявлено бездействие ИП ФИО1. Неисполнение условий законодательства создает угрозу причинения вреда здоровью работников.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала полностью.
В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
ИП ФИО1 в судебном заседании пояснила, что она добровольно признает исковые требования, последствия признания иска, предусмотренные ч 3 ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право, в том числе, на: рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч.1 ст.3, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тальменского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН № по исполнению обязанностей работодателя по проведению специальной оценки условий труда.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН № провести специальную оценку условий труда, создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, утвердить график проведения специальной оценки условий труда и перечень рабочих мест, подлежащих оценке, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А.Гусельникова