ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-179/20 от 11.03.2020 Лискинского районного суда (Воронежская область)

Дело №2-179/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2020 года г. Лиски

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Шевцова В.В.,

при секретаре Волошенко Е.Н.,

с участием представителя истца – адвоката Ковалева К.А.

представителя ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) ФИО1

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера на личном автомобильном транспорте, взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера на личном автомобильном транспорте,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное), в котором указывал, что с 28 апреля по 8 мая 2019 года он осуществил переезд на постоянное место жительства из <адрес> в <адрес> на принадлежащем ему автомобиле <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак . По прибытию в <адрес> он встал на учет как пенсионер в ГУ Управлении Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) и обратился туда с заявлением о компенсации расходов на приобретение топлива в связи с переездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в сумме 26644,45 рублей. Однако, решением ответчика в этом ему было отказано на том основании, что в нормативных актах отсутствует базовое значение нормы расхода топлива по этой марке и модели автомобиля. Он с этим не согласен, так как поскольку базовая норма расхода топлива для его автомобиля не установлена, то компенсация должна быть выплачена в полном объеме. Кроме того, его расходы подтверждаются кассовыми чеками автозаправочных станций. В связи с этим просил признать решение ответчика незаконным и взыскать с ответчика расходы по оплате приобретения бензина при переезде на постоянное место жительства из районной Крайнего Севера в сумме 26644,45 рублей(л.д.6-8).

В последующем истец ФИО2 уменьшил размер исковых требований до 23691,45 рублей(л.д.71-73).

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен.

Представитель истца адвокат Ковалев К.А. иск в уточненном виде поддержал, пояснив, что после обращения с иском в суд истец получил в ООО «Научно – технический центр расчетных исследований»(<адрес>) Отчет от 5 марта 2020 года о проведении работ по расчету норм расхода топлива на автомобиль ФИО2, согласно которого базовая норма расхода топлива автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, объемом двигателя 1496 куб.см, государственный регистрационный знак , составляет 8,3л/100 км. При этом количество фактически израсходованного топлива по маршруту <адрес> 8800 км не должно превышать 803,44 л.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) ФИО1 иск не признала. Поскольку сведения о базовой норме расхода топлива по автомобилю истца отсутствуют в "Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р ", то такую информацию необходимо получать у завода - изготовителя или обращаться с индивидуальной заявкой в научную организацию, осуществляющую разработку указанных норм по специальной программе – методике.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

5 июля 2019 года ФИО2 обратился с заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера по приобретению бензина для автомобиля.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) №455421/19 от 1 августа 2019 года в удовлетворении заявления о компенсации расходов на приобретение бензина отказано в виду того, что переезд осуществлялся на автомобиле <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак . Однако сведения о базовой норме расхода топлива для автомобилей указанной марки и модели в распоряжении №АМ-23-р отсутствуют, в виду чего невозможно осуществить расчет норм расхода топлива и определить сумму компенсации, подлежащей возмещению.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в ч. 6 ст. 35 названного Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 35 данного Закона лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в ч. 6 ст. 35, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1351 утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 6 Правил, компенсация стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения.

Базовые нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения установлены распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Из анализа приведенных норм права следует, что базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Необходимые сведения о модели, марке или модификации автомобиля должны содержаться в правоустанавливающих документах на транспортное средство, которые пенсионер обязан представить в соответствии с пп. "е" пункта 10 Правил.

Как следует из материалов дела, согласно копии паспорта технического средства автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> модификация автомашины <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, объемом двигателя 1496 куб.см. в Методических рекомендациях не поименована.

ФИО2 является получателем страховой пенсии, не работает по трудовому договору, не является получателем иных выплат, переехал из района, приравненного к районам Крайнего севера, а именно <адрес> на новое постоянное место жительства в <адрес>, правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другие регионы РФ ранее не пользовался(л.д.34-44), в связи с чем, имеет право на получение такой компенсации в соответствии с п. 6 ст. 35 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 16.10.2017) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Поскольку истец, как пенсионер имеет право на компенсацию, а компенсация не может быть выплачена государственным пенсионным учреждением по причине отсутствия необходимых сведений об автомобиле истца в нормативном государственном акте - «Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р " - то суд приходит к выводу о том, что именно на ответчике на стадии принятия заявления от пенсионера лежала обязанность получить такую информацию у завода - изготовителя или обратиться с индивидуальной заявкой в научную организацию, осуществляющую разработку указанных норм по специальной программе – методике. Однако, данная обязанность на досудебной стадии исполнена ответчиком не была, что повлекло принятие необоснованного решения об отказе в выплате компенсации.

Согласно Отчета ООО «Научно – технический центр расчетных исследований»(<адрес>) о проведении работ по расчету норм расхода топлива на автомобиль ФИО2 от 5 марта 2020 года базовая норма расхода топлива автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, объемом двигателя 1496 куб.см, государственный регистрационный знак , составляет 8,3л/100 км. При этом количество фактически израсходованного топлива по маршруту <адрес> 8800 км не должно превышать 803,44 л.

Оценив данное заключение эксперта, а по сути письменное доказательство(ст.71 ГПК РФ) по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает его относимым, поскольку оно подтверждает значимое для дела обстоятельство, допустимым, так как эта организация согласно выписке из ЕГРЮЛ от 4 марта 2020 года имеет основной вид деятельности – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук и прочие. В самом отчете указано, что он составлен в соответствии с руководящим документом Р03112134-0367-97 «Методика определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте», утвержденной Министерством транспорта РФ 14 октября 1996 года. Расчет нормируемого значения расхода топлива производится по формулам и поправочным коэффициентам, приведенным в документе - распоряжении Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте". Данный отчет, помимо этого, является достоверным, так как он научно обоснован, содержит необходимые расчеты, и не вызывает у суда сомнений в правильности.

Представитель ответчика ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявила, выводы этого письменного доказательства не опровергнуты, поэтому суд считает их правильными, и подтверждающими, что по протяженности маршрута истца от <адрес> до <адрес> 8800 км не должно превышать 803,44 л.

Расходы истца на бензин подтверждаются исследованными в судебном заседании подлинниками кассовых чеков АЗС(копии приобщены к делу и с подлинниками сличены л.д.46-61), согласно которых затрачено примерно 560 литров бензина, что не превышает рассчитанную норму в 803,44 литра. По указанным мотивам истец имеет право на компенсацию стоимости проезда в размере фактически произведенных расходов в сумме 23691,75 рублей. Все эти кассовые чеки судом в судебном заседании тщательно проверены, указанные в них АЗС соответствуют маршруту истца от <адрес> до <адрес>, нанесенного на карте из сети Интернет. Противоречий между чеками не имеется. Следовательно, решение об отказе в выплате расходов подлежит признанию незаконным, и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию эта сумма расходов.

На основании ст. 98 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине 910,75 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.

Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера на личном автомобильном транспорте №455421/19 от 1 августа 2019 года в отношение ФИО2 – признать незаконным.

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области(межрайонное) в пользу ФИО2 компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера на личном автомобильном транспорте в сумме 23691 рублей 75 коп., судебные расходы 910,75 рублей, а всего взыскать 24602 рубля 50 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 18 марта 2020 года.