Дело № 2-179/2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 апреля 2014 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания Штефен Д.С.,
с участием истицы Цехмастренко Р.Н.,
старшего помощника прокурора Архаринского района Маркусенко Т.Ю.,
представителя заинтересованного лица администрации рабочего поселка (п.г.т.) Архара Фирсовой А.Б., действующей на основании доверенности от 23 мая 2013 года,
представителя заинтересованного лица администрации Архаринского района Корякиной Е.Н., действующей на основании доверенности от 02 июня 2011 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Цехмастренко Розалии Николаевны, Гнипп Сергея Анатольевича, Гнипп Евгения Сергеевича, Гнипп Максима Сергеевича, Гнипп Маргариты Сергеевны к Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области о выплате единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области,
У С Т А Н О В И Л:
И.о.прокурора Архаринского района Амурской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Цехмастренко Розалии Николаевны, Гнипп Сергея Анатольевича, Гнипп Евгения Сергеевича, Гнипп Максима Сергеевича, Гнипп Маргариты Сергеевны к Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области о выплате единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области.
В обоснование заявленных исковых требований в судебном заседании старший помощник прокурора Архаринского района ФИО10 <адрес> ФИО14 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> из прокуратуры ФИО10 <адрес> поступила жалоба ФИО1 на бездействие уполномоченных органов власти, выразившееся в затягивании сроков оказания единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
По доводам, изложенным в жалобе, прокуратурой района проведена проверка. По результатам проведённой проверки установлено следующее.
ФИО1 проживает по адресу п.г.т. <адрес> Нагорный <адрес> совместно с членами своей семьи: ФИО11 С.А., ФИО11 Е.С., ФИО11 М.С., ФИО11 М.С..
В июле - августе 2013 на территории ФИО10 <адрес> произошло крупномасштабное наводнение в связи с чем, распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> введён режим чрезвычайной ситуации с 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара подано заявление об оказании ей и членам её семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара подано заявление об оказании ей и членам её семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
Актом обследования частного жилого помещения, повреждённого в результате подтопления территории рабочего посёлка (п.г.т.) <адрес> ФИО10 <адрес> в связи с чрезвычайной ситуацией от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт повреждения принадлежащего ФИО1 и членам её семьи имущества.
<адрес> ФИО1 и члены её семьи включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи.
Граждане, проживающие на территории ФИО10 <адрес>, в т.ч. на территории <адрес> ФИО10 <адрес>, признанные пострадавшими от чрезвычайной ситуации в силу требований действующего законодательства имеют право на получение единовременной материальной помощи за счет средств бюджета ФИО10 <адрес> в размере 10 тысяч рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью).
Таким образом, ФИО1 и члены её семьи как лица признанные в установленном порядке пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, имеют право на выплату единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> и резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Из информации предоставленной ГКУ ФИО10 <адрес> «Управлением социальной защиты населения по <адрес>» следует, что на основании платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам её семьи оказана единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В нарушение требований федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов до настоящего времени ФИО1 и членам её семьи единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> не оказана, чем нарушены права ФИО1 и членов её семьи на возмещение ущерба причинённого в результате чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО11 С.А. обратились к прокурору <адрес> с заявлением об обращении в суд в защиту их прав и прав членов их семьи на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>. Из заявления ФИО1 также следует, что её семья относиться к категории многодетная, в связи, с чем у неё и её супруга отсутствует возможность самостоятельно обратиться в суд в защиту своих прав.
На основании изложенного, просит суд обязать Правительство ФИО10 <адрес>, министерство финансов ФИО10 <адрес> выплатить ФИО1 и членам её семьи: ФИО11 С.А., ФИО11 Е.С., ФИО11 М.С, ФИО11 М.С. единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> в размере 10 тысяч рублей на человека.
Истица ФИО1 на заявленных исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что она(ФИО1) проживает по адресу п.г.т. <адрес> Нагорный <адрес>. Совместно с ней зарегистрированы и проживают члены семьи: ФИО11 С.А., ФИО11 Е.С., ФИО11 М.С., ФИО11 М.С.. В июле - августе 2013 на территории ФИО10 <адрес> произошло крупномасштабное наводнение в связи с чем, распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> введён режим чрезвычайной ситуации с 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ года. В результате произошедшего на территории <адрес> паводка, было повреждено имущество, расположенное на принадлежащем ей земельном участке, т.е. пришел в негодность весь урожай сельскохозяйственных культур, это обстоятельство подтверждается актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате подтопления территории рабочего посёлка (пгт)Архара в связи с чрезвычайной ситуацией от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара подала заявление об оказании ей и членам её семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также ДД.ММ.ГГГГ она подала в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара заявление об оказании ей и членам её семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
<адрес> она и члены её семьи включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда правительства ФИО10 <адрес>, а также единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ, однако до настоящего времени ей и членам её семьи единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> не оказана, чем нарушены их права на возмещение ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации. Единовременная материальная помощь ей и членам её семьи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, оказана на каждого члена семьи в размере 50000 рублей и ею получена. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Истец ФИО11 С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Правительства ФИО10 <адрес> по доверенности ФИО15 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в письменных возражениях, представленных суду указала, что заявленные требования основываются на положениях Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>, утвержденного постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от 26,05.2009 № (далее - Порядок), <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Порядок признан утратившим силу и утверждены Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
Как ранее действующий Порядок, так Правила приняты в рамках статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации и регулируют правоотношения участников бюджетных правоотношений, а не определяет механизм реализации права граждан на получение компенсации.
Установление обязательных, к исполнению за счет средств бюджета публичных обязательств осуществляется в ином порядке, а именно в соответствии со статьями 65, 741, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 741 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств, предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
В Законах ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» самостоятельные расходы по оказанию гражданам единовременной материальной помощи не предусмотрены.
Следует также принять во внимание, что возможность расходования средств резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека предусмотрена подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02,2014 № (до их вступления в силу - подпунктом «г» пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10,2008 № 750), что обусловлено различными уровнями реагирования на чрезвычайную ситуацию в зависимости от ее характера (в том числе региональный и федеральный уровни) и требованиями по принятию неотложных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуаций в зависимости от соответствующего уровня реагирования.
Вместе с тем данные направления расходования средств резервного фонда не могут рассматриваться в качестве публичного обязательства (обязанности предоставить средства из бюджета) также потому, что это противоречило бы принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где прямо указано на недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что выплаты гражданам единовременной материальной помощи в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации осуществлялись за счет средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являлись средства областного бюджета, предоставлявшиеся в виде субсидий, выделяемых из резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> в пределах общего размера резервного фонда согласно пункту 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом решения о выделении средств из резервного фонда принимались Правительством ФИО10 <адрес> в рамках его компетенции самостоятельно. Обязательность принятия соответствующих решений при наличии тех или иных обстоятельств законодательством не установлена.
Самостоятельность в решении вопросов, связанных с использованием средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти, основана на соответствующем принципе бюджетной системы Российской Федерации, установленном статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где закреплено право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Данные выводы подтверждаются правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ № 56-Г08-19.
Также самостоятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации в решении вопросов использования резервного фонда основана на нормах статьи 25 Федерального закона от 2.ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закрепляющих соответствующие полномочия за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и положениях подпункта «ж» пункта 1 статьи 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 263', статьи 2622 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Вмешательство в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, разрешаемым ими самостоятельно, законодательством не допускается.
Законодательством, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не установлено, что ущерб, причиненный гражданину вследствие чрезвычайной ситуации, компенсируется в полном объеме. Более того, компенсация не должна превышать размер самого ущерба, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение гражданином неосновательного обогащения.
Из материалов дела следует, что заявителям перечислены денежные средства (единовременная материальная помощь) за счет федерального бюджета.
Между тем законодательством не предусмотрено право граждан на получение дважды одной и той же выплаты (выплаты, имеющей одно целевое назначение) по одному и тому же основанию.
В то же время из имеющегося в деле акта обследования не усматривается наличие какого-либо ущерба, причиненного заявителям или принадлежащему им на праве собственности имуществу вследствие чрезвычайной ситуации. Какими-либо другими допустимыми доказательствами указанный ущерб также не подтвержден.
В частности, согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 и членов ее семьи были затоплен приусадебный участок, урожай уничтожен полностью.
Составленный акт обследования не оспорен, не признан недействительным в связи с чем, подтверждает факт отсутствия доказательств, свидетельствующих о порче или утрате имущества.
Так как, в силу статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества.
Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает, стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество.
Учитывая изложенное, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика министерства финансов ФИО10 <адрес> по доверенности ФИО16 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, исковые требования не признает, в письменных возражениях, представленных суду указал, что Постановление Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО10 <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федераций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее - Порядок).
Согласно пунктов 2, 9 Порядка, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой, о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО10 <адрес>, имеют право на выплату единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) за счет средств резервного фонда Правительства РФ только в случае неполучения аналогичных мер поддержки из резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>. При этом должен быть соблюден предусмотренный порядок произведения выплат.
Из анализа вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что выплата единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ осуществляется гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в случае недостаточности бюджетных средств, предусмотренных в бюджете ФИО10 <адрес> для ликвидации чрезвычайных ситуаций. То есть гражданин, пострадавший в результате ЧС и имеющий право на единовременную материальную выплату имеет право получить соответствующую выплату только из одного бюджета соответствующего уровня, но не из двух (бюджета субъекта РФ и федерального бюджета) бюджетов одновременно.
Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> (далее - Порядок).
Расходование средств резервного фонда <адрес> осуществляется в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ на основании решения <адрес>, принятого в установленном им порядке. При принятии данного решения <адрес> самостоятельно определяет целесообразность производимых расходов и объемы средств выделяемых из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов.
При этом предусмотренные в Порядке положения, определяющие размеры выплат гражданам на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество сами по себе не устанавливают публичных нормативных обязательств ФИО10 <адрес> перед физическими лицами.
Установление обязательных, к исполнению за счет средств областного бюджета публичных обязательств перед физическими лицами, осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (в частности ст. ст. 65, 74.1, 85 БК РФ).
Согласно статье 74.1 БК РФ бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств, предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
В Законе об областном бюджете самостоятельные расходы по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи не предусмотрены. Нормативный правовой акт области, устанавливающий соответствующие права граждан, а также механизм их реализации не принят. И именно по этой причине финансирование данных расходов осуществляется, как непредвиденных за счет средств резервного фонда <адрес>.
В данной ситуации принятие нормативного акта, определяющего права граждан на получение выплат и порядок их реализации автоматически приведет к возникновению новых расходных обязательств, для областного бюджета в текущем финансовом году.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статья 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Источники дополнительных поступлений в областной бюджет отсутствуют, при этом существует потребность в реализации иных мероприятий, не связанных с чрезвычайной ситуацией, потребность в финансировании которых превышает размеры бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете.
Кроме этого, в соответствии Порядком средства резервного фонда <адрес> расходуются не только на выплату гражданам единовременной материальной и финансовой помощи, но и на иные непредвиденные расходы, включая расходы на ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 3 Порядка, основанием для выделения средств из резервного фонда <адрес> является распоряжение <адрес>.
Тем самым принятие решение о выделение любых ассигнований из резервного фонда <адрес> является исключительным полномочием <адрес>, которое принимает решение не только о целесообразности производимых расходов, но и их размере.
Кроме этого, размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти устанавливается законами о бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами общего объема расходов (часть 3 статьи 81 БК РФ). В текущем году размер резервного фонда <адрес> достиг данного предельного соотношения с общим объемом расходов областного бюджета, при этом предусмотренные бюджетные ассигнования резервного фонда исчерпаны практически в полном объеме.
Исходя из положений БК РФ во взаимосвязи с Порядком, обязательная двойная выплата гражданам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ действующим законодательством не предусмотрена. Согласно материалам дела и искового заявления, истцы получили единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда Правительства РФ, данный факт истцами не оспаривается. На основании выше изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> по доверенности ФИО17 суду пояснила, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
В целях реализации указанных норм и в соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований, резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
Положениями Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
Согласно раздела 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Министром РФ по делам ГО, ЧС от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Методические рекомендации), единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам п. 9.1 Методических рекомендаций относит акт обследования частных жилых помещений (приложение 6а), который является неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.
Согласно акту обследования частного жилого помещения (6 а) от ДД.ММ.ГГГГ года, произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили.
В то же время, согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории ФИО10 <адрес>, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве ФИО10 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № 40, в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодовоовощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Тем самым можно сделать вывод, о том, что ФИО1 и члены ее семьи не могут быть включены в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Правовым основанием данной позиции являются положения ст. 136 ГК РФ, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. Утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи, поскольку компенсация вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, является самостоятельным видом выплат, цели, условия и размеры которой определены постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №489.
Считает, что материалы дела не содержат документов, подтверждающих, что истцы и члены их семьи являются пострадавшими в результате ЧС, и основания для включения в списки граждан, в результате ЧС, а также выплате единовременной материальной помощи, отсутствуют. Кроме того, истцы получили единовременную материальную помощь за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, считает, что заявленные требования, не подлежат удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица администрации рабочего поселка (п.г.т.) Архара ФИО18 поддержала доводы, изложенные представителем администрации <адрес> ФИО17, так же считает, что в удовлетворении заявленных требования надлежит отказать, поскольку истцами не представлено доказательств утраты или повреждения принадлежащего им имущества.
Представитель третьего лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО10 <адрес>, ФИО19 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, согласно телефонограмме, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, исковые требования не признает, поскольку истцами не представлено доказательств об утрате ими имущества или причинения ущерба. Выплата единовременной материальной помощи за сам факт нахождения воды на земельном участке и жилом помещении не предусмотрена. Кроме того, единовременная материальная помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации ими получена. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований, отказать.
Представитель третьего лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков ГКУ ФИО10 <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>», ФИО20 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления, согласно представленному отзыву следует, что в соответствии с постановлением правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423, Управление в течение пяти дней с момента поступления списков пострадавших граждан из министерства СЗН ФИО10 <адрес>, производит выплату помощи на счета, открытые в кредитных учреждениях. ФИО1 и члены её семьи были включены в списки на получение единовременной финансовой помощи и получили по 10 000 рублей каждый из средств федерального бюджета. Считает, что у ГКУ АО УСЗН по <адрес> нет полномочий, определять право о признании граждан пострадавшими, и получении единовременной финансовой помощи из средств областного бюджета.
Представитель третьего лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, Министерства социальной защиты населения ФИО10 <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований от него не поступало.
Согласно ст.167 ГПК РФ не явка указанных лиц в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению дела.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
<адрес> ФИО10 <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Правительству ФИО10 <адрес>, Министерству финансов ФИО10 <адрес> о выплате единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
В соответствии с паспортными данными ФИО1 зарегистрирована по адресу <адрес>, пер. Нагорный, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ФИО11 С.А. зарегистрирован по адресу <адрес>, пер. Нагорный, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ФИО11 Е.С. зарегистрирован по адресу <адрес>, пер. Нагорный, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельствами о рождении детей ФИО11 М.С., ФИО11 М.С. их родителями являются ФИО1 и ФИО11 С.А..
Согласно сведениям администрации рабочего поселка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 проживает по адресу п. <адрес> Нагорный <адрес> имеет следующий состав семьи: муж ФИО11 С.А., сын ФИО11 Е.С., сын ФИО11 М.С., дочь ФИО11 М.С..
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.
Распоряжением губернатора ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 123-р на территории ФИО10 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> ФИО10 <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением главы поселка Архара № 84-п от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара объявлен режим чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения.
В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО10 <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), настоящий Порядок определяет механизм выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО10 <адрес> в июле-августе 2013 года (далее - граждане), единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (далее - помощь).
В целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО10 <адрес> в июле-августе 2013 года.
Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
ДД.ММ.ГГГГ издан Указ Президента РФ № « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО10 и Магаданской областей, <адрес>».
Пп.б п.2 Указа Правительству РФ предписано до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах. Подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей( без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости в случает, если это имущество было утрачено полностью или частично.
Пп.б п.6 Указа Президента № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>(Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО10 и Магаданской областей, <адрес> решить вопрос о выплате гражданам, пострадавшим от наводнения за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ денежных средств в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Во исполнение п.6 Указа ДД.ММ.ГГГГ Правительством ФИО10 <адрес> принято постановление № « Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО10 <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
Данным постановлением предусмотрено оказание гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО10 <адрес> в июле-августе 2013 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей( без ограничения по количеству членов семьи) и финансовой помощи в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества:
1) за счёт средств, источником финансового обеспечения которых
являются средства резервного фонда Правительства Российской
Федерации:
а) единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на
человека, но не более 50 000 рублей на семью);
б) финансовая помощь в связи с утратой ими имущества (из расчёта за
частично утраченное имущество 50 000 рублей на человека, за полностью
утраченное имущество - 100 000 рублей на человека);
2) за счёт средств дополнительной финансовой помощи, выделенной
из федерального бюджета бюджету ФИО10 <адрес> в 2013 году в виде
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации:
а) единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на
шестого и каждого последующего члена семьи);
б) финансовая помощь в связи с частичной утратой ими имущества (из
расчёта 50 000 рублей на человека).
В силу приведенного Постановления за счет дополнительной финансовой помощи, выделенной субъекту РФ- ФИО10 <адрес>. выплата единовременной материальной помощи производится шестому и каждому последующему члену семьи, тогда как состав семьи истцов 5 человек.
И.О. прокурора в интересах истцов, заявлено требование о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в связи с неполучением единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
В соответствии с ч.2 ст. 81.1 Бюджетного кодекса РФ резервный фонд субъекта Российской Федерации представляет собой часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенную для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности доходов бюджета субъекта Российской Федерации, для финансового обеспечения расходных обязательств.
Ч.6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>, утвержден постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, (действовавшего в период спорных правоотношений).
Согласно п. 6 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения обосновывающих документов министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области вносит губернатору области или первому заместителю председателя <адрес> предложения по решению поставленного вопроса.
При положительном решении в предложениях указывается объем ассигнований, предлагаемый для выделения из резервного фонда, при этом в часть расходов на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются размеры: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.
В соответствии с п. 9 Порядка средства резервного фонда используются строго по целевому назначению, определенному соответствующим распоряжением <адрес>, и не могут быть направлены на иные цели.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве ФИО10 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории ФИО10 <адрес>, в соответствии с пунктом 1.2 которых, настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти ФИО10 <адрес> и органами местного самоуправления для: работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
По смыслу п.2.1 Методических рекомендаций единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, соответствующим определенным рекомендациям, условиям.
Согласно п.2.2 данных Методических рекомендаций единовременная материальная помощь(10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случает, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина( надворные постройки, уголь, и др., имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодовоовощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляются единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодовоовощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
Кроме того, подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО10 и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом, компенсации гражданам, утратившим урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, рассматриваются в Указе Президента в качестве самостоятельного вида выплат.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – р предусмотрено выделить Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 1678129 тыс. рублей для осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов.
Пунктом 3 указанного Распоряжения, установлено, что Правительству ФИО10 <адрес>, в том числе, необходимо сформировать списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2 Правил предоставления межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению (утв. постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489), иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям на следующие цели: для выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям при условии:
1) представления заявки от муниципального образования с приложением списка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденного комиссией по чрезвычайным ситуациям данного муниципального образования, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заявка от муниципального образования, а также список, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются по формам, указанным в приложении к настоящим Правилам;
2) наличия муниципального правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению.
В соответствии с п. 4 указанного Порядка, для получения компенсации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и признанные пострадавшими в результате наводнения должны представить документы, в том числе, согласно приложению № 1,2,3.
В соответствии с приложением № 2, гражданину необходимо представить выписку из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с приложением № гражданином прикладывается акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленный комиссией.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что гражданин признанный пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте подвергшимся наводнению, ведущий личное подсобное хозяйство и утративший урожай сельскохозяйственных культур имеет право на компенсационные выплаты из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Ведение личного подсобного хозяйства гражданином в силу положений, содержащихся в распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р и постановлении Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489, должно быть подтверждено записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям. А в соответствии с Порядком предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению (утв. постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г.) необходимо составление акта обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленным комиссией.
Как следует из материалов дела, акт обследования объектов растениеводства пострадавшего в результате ЧС- в ЛПХ ФИО1, не составлялся.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО21 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
По смыслу приведенных норм выплата компенсации из резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства ФИО10 <адрес> производится в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате опасного гидрологического явления- наводнения.
Из сведений ФИО10 ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» № 2547, следует, что опасное гидрологическое явление – наводнение, было в <адрес> в селах: <адрес>, с. ФИО6 <адрес>, то есть территория п.г.т. Архара не подвергалась опасному гидрологическому явлению.
В силу ст. 3, 4 ГПК РФ, целью обращения заинтересованного лица в суд является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов.
Судом установлена выплата истцам единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства РФ по 10000 рублей на каждого члена семьи. Доказательства, подтверждающие, что ответчиками нарушены права истцов на получение единовременной материальной помощи, судом не установлены.
Кроме того, как ранее действующий Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>, утвержденный постановлением Правительства ФИО10 области от ДД.ММ.ГГГГ № 214( далее- Порядок), так Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>, утвержденные постановлением Правительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № регулируют правоотношения участников бюджетных правоотношений, а не определяет механизм реализации права граждан на получение компенсации.
Установление обязательных к исполнению за счет средств бюджета публичных обязательств осуществляется в соответствии со статьями 65, 741, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 741 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств, предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
В Законах ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» самостоятельные расходы по оказанию гражданам единовременной материальной помощи не предусмотрены.
В связи с этим выплаты единовременной материальной помощи осуществлялись за счет средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являлись средства областного бюджета, предоставлявшиеся в виде субсидий, выделяемых из резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> в пределах общего размера резервного фонда согласно п.3 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, возможность расходования средств резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека предусмотрена подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02,2014 № (до их вступления в силу - подпунктом «г» пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10,2008 № 750), что обусловлено различными уровнями реагирования на чрезвычайную ситуацию в зависимости от ее характера (в том числе региональный и федеральный уровни) и требованиями по принятию неотложных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуаций в зависимости от соответствующего уровня реагирования.
Вместе с тем данные направления расходования средств резервного фонда не могут рассматриваться в качестве публичного обязательства, т.е. обязанности предоставить средства из бюджета, так как это противоречит принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где прямо указано на недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, выплаты гражданам единовременной материальной помощи в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации осуществлялись за счет средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являлись средства областного бюджета, предоставлявшиеся в виде субсидий, выделяемых из резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес> в пределах общего размера резервного фонда согласно пункту 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом решения о выделении средств из резервного фонда принимались Правительством ФИО10 <адрес> в рамках его компетенции самостоятельно. Обязательность принятия соответствующих решений при наличии тех или иных обстоятельств законодательством не установлена.
Самостоятельность в решении вопросов, связанных с использованием средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти, основана на соответствующем принципе бюджетной системы Российской Федерации, установленном статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где закреплено право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Также самостоятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации в решении вопросов использования резервного фонда основана на нормах статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закрепляющих соответствующие полномочия за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и положениях подпункта «ж» пункта 1 статьи 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 263', статьи 2622 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Вмешательство в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, разрешаемым ими самостоятельно, законодательством не допускается.
Законодательством, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не установлено, что ущерб, причиненный гражданину вследствие чрезвычайной ситуации, компенсируется в полном объеме.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к губернатору ФИО10 <адрес> и к главе муниципального образования <адрес> с заявлениями о выплате ей, а так же членам семьи: мужу ФИО11 С.А., сыну ФИО11 Е.С., сыну ФИО11 М.С., дочери ФИО11 М.С., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (наводнения) в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 принято заявление о выплате единовременной материальной помощи, и данные граждане включены в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> ФИО10 <адрес> и имеющих право на получение единовременной материальной помощи.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ (приложение 6а), обследовано частное жилое помещение, расположенное в п. <адрес> Нагорный <адрес> пострадавшего ФИО1, (количество членов семьи, проживающих с пострадавшим -4), из которого следует, что во время сильных ливневых дождей, в августе 2013 года, произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом, площадь приусадебного участка 661 кв.м, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили, размер единовременной материальной помощи пострадавшим составляет 50 000 рублей.
Сведений о причинении в результате сильных ливневых дождей иного имущества, принадлежащего ФИО1, в акте не содержится.
Составленный акт обследования не оспорен, не признан недействительным, в связи с чем, подтверждает факт отсутствия доказательств, свидетельствующих о порче или утрате имущества.
Кроме того, сведения, учитываемые в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», порядке, подтверждающие факт использования земельного участка по адресу <адрес> ФИО10 <адрес> пер. Нагорный <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства самостоятельно ФИО1 или совместно с проживающими членами семьи отсутствуют, следовательно, земельный участок, расположенный по указанному адресу не относится к числу личных подсобных хозяйств. ФИО1, не является гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство самостоятельно или совместно с проживающими членами семьи.
Из материалов дела следует, что акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ ФИО1 не составлялся.
В соответствии со ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Обстоятельства утраты урожая сельскохозяйственных культур ФИО1 в результате чрезвычайной ситуации должны подтверждаться письменными доказательствами, составленными компетентными органами, а именно актами обследования, уполномоченных на то комиссий.
В силу вышеуказанных норм права, утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием, для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Кроме того, из сведений ГКУ АО Управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, проживающая по адресу п. <адрес> Нагорный <адрес>, включена в списки получателей единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации и получила выплату единовременной материальной помощи счет средств федерального бюджета.
По сообщению администрации <адрес>, ФИО1 и члены её семьи включены в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившихся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождающихся паводками и наводнением на территории <адрес>, имеющих право на получение ЕМП за счет средств областного и федерального бюджетов. ФИО1 произведена выплата ЕМП за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, и членам её семьи произведена выплата ЕМП за счет средств федерального бюджета. Данное обстоятельство истицей не оспаривается.
Действующим законодательством не предусмотрено право граждан на получение дважды одной и той же выплаты (выплаты, имеющей одно целевое назначение) по одному и тому же основанию.
Поскольку ФИО1 и членам её семьи произведена выплата единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований и.о. прокурора <адрес> ФИО10 <адрес> в интересах ФИО1, ФИО11 С.А., ФИО11 Е.С., ФИО11 М.С., ФИО11 М.С. к Правительству ФИО10 <адрес>, Министерству финансов ФИО10 <адрес> о выплате единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства ФИО10 <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых и.о. прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Цехмастренко Розалии Николаевны, Гнипп Сергея Анатольевича, Гнипп Евгения Сергеевича, Гнипп Максима Сергеевича, Гнипп Маргариты Сергеевны к Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области о выплате единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято 23 апреля 2014 года.
Верно судья Т.Н. Лобань