РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Яр-Сале |
Судья Ямальского районного суда, Ямало-Ненецкого автономного округа Степанюк О.В., при секретаре Окотэтто И.М.,
с участием помощника прокурора Ямальского района Дзгоева В.А.,
представителя ответчика Администрации МО Ямальский район ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-179/2016 по исковому заявлению прокурора Ямальского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о приостановлении права пользования объектом «инженерное обеспечение и благоустройства территории под индивидуальное строительство с. Яр-Сале» до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ямальский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением. Свои требования мотивирует следующим. Прокуратурой Ямальского района проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой выявлены нарушения при использовании муниципального недвижимого имущества. Указывает, что в нарушение градостроительного законодательства объект недвижимого муниципального имущества как инженерное обеспечение и благоустройства территории под индивидуальное строительство с. Яр-Сале строился в отсутствие разрешения на строительство и эксплуатируется в настоящее время без разрешения на ввод его в эксплуатацию. При отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с нормами природоохранного законодательства, невозможно определить степень воздействия объектов строительства на окружающую природную среду и соответствие проектной документации требованиям технических регламентов. Несоблюдение требований градостроительного законодательства создает угрозу негативного влияния на объекты окружающей среды. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ямальского района администрации МО Ямальский район внесено представление, вместе с тем, до настоящее момента указанные нарушения не устранены, администрация МО Ямальский район продолжает эксплуатировать вышеуказанный объект в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Просит приостановить право пользования администрацией МО Ямальский район объекта «инженерное обеспечение и благоустройства территории под индивидуальное строительство с. Яр-Сале», расположенного на земельном участке в с. Яр-Сале, Ямальского района, введенного в эксплуатацию как объект строительства в ДД.ММ.ГГГГ году, путем обязания приостановления эксплуатации объекта до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В судебном заседании помощник прокурора Дзгоев В.А. дал пояснения согласно искового заявления, при этом уточнил исковые требования, а именно: просил обязать администрацию МО Ямальский район в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в остальной части от иска отказался.
Ответчик администрация МО Ямальский район ФИО1 возражал против удовлетворения иска так, как объект строился на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, которое продлевалось до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время объект не достроен, но его часть эксплуатируется. На сегодняшний день заказаны в Ростехнадзоре уточнения к техническому плану, после этого необходимо провести кадастровые работы, уточнить проект, который необходимо согласовать в Департаменте ЖКХ ЯНАО, достроить объект, через проведения конкурса, после этого все надзорные мероприятия и только после получить разрешение на ввод его в эксплуатацию, на все эти мероприятия необходимо минимум год. В связи со строительством домов в данном микрорайоне необходимо было пустить в эксплуатацию часть данного объекта. В иске просит отказать.
Третье лицо АО «Ямалкоммунэнерго» в судебном заседании пояснила, что данный объект ими используется фактически, с помощью его доводят тепло и свет до потребителя. Документально объект их предприятию не передавался, так как является незавершенным строительством, но фактически используется. В иске просит отказать.
Выслушав прокурора, просившего принять частичный отказ от исковых требований, в части приостановления эксплуатации объекта, представителей ответчика, третьего лица исследовав материалы гражданского дела, прихожу к следующему.
Статья 4 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что отношения по строительству объектов капитального строительства регулируется законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно положениям законодательства о градостроительной деятельности стадией предшествующей выдаче разрешения на строительство объектов, является проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и оформление разрешения на строительство.
Так, в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.
Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Статья 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает выдачу разрешения на строительство уполномоченным органом. Частью 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявлении о выдаче разрешения на строительство, с приложением ряда документов, включая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждающие соответствие построенного объекта проектной документации и выданному разрешению на строительство одновременно свидетельствует о безопасности данного объекта капитального строительства.
Из письма Администрации МО Ямальский район № от ДД.ММ.ГГГГ года на имя прокурора Ямальского района следует, что проведен осмотре объекта «инженерное обеспечение и благоустройства территории под индивидуальное строительство с. Яр-Сале» и готовится задание на проведение обследования данных объектов, по результатам которого будет осуществлена подготовка задания на проектирование с целью завершениях их строительства и последующего ввода в эксплуатацию.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований норм закона объект недвижимого муниципального имущества как инженерное обеспечение и благоустройства территории под индивидуальное строительство с. Яр-Сале эксплуатируется в настоящее время без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к основным принципам, на основе которых осуществляется хозяйственная деятельность, относит: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
При этом, согласно требованиям в области охраны окружающей среды при строительстве, установленных ст.37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
При отсутствии разрешений на ввод в эксплуатацию невозможно определить степень воздействия объектов строительства на окружающую природную среду и соответствие проектной документации требованиям технических регламентов.
Так как эксплуатация объекта капитального строительства производится без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то, следовательно, не дана соответствующая оценка построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Таким образом, эксплуатация данного объекта капитального строительства без оформления разрешения на ввод его в эксплуатацию является грубым нарушением градостроительного законодательства.
Несоблюдение требований градостроительного законодательства создает угрозу негативного влияния на объекты окружающей среды.
Помимо этого в силу ч.ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктами 3,4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Эксплуатация муниципального имущества как объектов капитального строительства без ввода их в эксплуатацию не подтверждает соответствие построенных объектов проектной документации и выданному разрешению на строительство и является не безопасным для окружающих.
Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены объекты окружающей среды, включающие земли и почвы, подлежащие охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия.
Согласно 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Несоблюдение требований действующего законодательства со стороны администрации МО Ямальский район повлекло за собой нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41, 42 Конституции РФ и гарантированных государством.
С целью устранения допущенных администрации МО Ямальский район нарушений законодательства при эксплуатации объекта капительного строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, прокурором Ямальского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Вместе с тем, до настоящего момента администрация МО Ямальский район не устранило указанные нарушения, продолжает реализовывать право пользования вышеуказанным сооружением, а именно эксплуатирует его в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Прокурором в уточнении к исковому заявлению предложен срок для исполнения решения суда в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу данного решения. Считаю, данный срок недостаточным, так как, согласно объяснений, представителя ответчика, на объекте необходимо провести кадастровые работы, уточнить проект, согласовать его, провести строительные работы, надзорные мероприятия, после этого необходимо подготовить все разрешительные документы для ввода его в эксплуатацию, что потребует дополнительного времени.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора с учетом внесенных изменений подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ямальского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Ямальский район – удовлетворить.
Обязать Администрацию МО Ямальский район в срок до 01 сентября 2017 года получить разрешение на ввод объекта «инженерное обеспечение и благоустройства территории под индивидуальное строительство с. Яр-Сале» в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом, путем подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.
В окончательной форме решение изготовлено 13 октября 2017 года.
Председательствующий судья О.В. Степанюк