ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-179/2018 от 20.06.2018 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2- 179/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Старая Полтавка 20 июня 2018 года

Старополтавский районный суд в составе: председательствующего судьи Старополтавского района Волгоградской области Строгановой С.И.,

при секретаре судебного заседания Михайловой О.Е.,

с участием: помощника прокурора Старополтавского района Волгоградской области

Мелиховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело № 2-179/2018 по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Водоканал» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан,

у с т а н о в и л:

прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Водоканал» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан.

В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указывает, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка исполнения муниципальным предприятием «Водоканал» (далее по тексту - предприятие) законодательства о социальной защите инвалидов.

Установлено, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст.15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

На основании ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу требований ст.3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 № 757- ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее по тексту - Закон № 757) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Из ст.3.1 Закона № 757 следует, что органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

На основании ст.4 Закона №757 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться визуальной и звуковой информацией, пандусами и поручнями при входах в здания.

Критерии для обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равных условия жизнедеятельности с другими категориями населения для общественных, жилых и производственных зданий определяется Сводом Правил 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее по тексту – Правила).

Пунктом 6.1.1 Правил предусмотрено, что наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественное здание следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Вместе с тем, вопреки прописанным выше требованиям, при входе в здание Предприятия отсутствует кнопка для вызова персонала.

Согласно п.6.1.1 Правил в общественном здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли или из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня.

В силу п.5.1.15. Правил пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0, 7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

В соответствии с требованиями п.5.1.16 Правил поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

При этом вопреки прописанным выше нормам, при входе в здание предприятия отсутствует пандус.

Между тем в соответствии с п.5.3.3 Устава предприятия, оно обязано соблюдать требования по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции.

В силу п.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Старополтавского района Мелихова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – директор МП «Водоканал», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл. В письменном заявлении просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме, просил снизить государственную пошлину до 300 рублей.

Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст.15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

На основании ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу требований ст.3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 № 757- ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее по тексту - Закон № 757) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Из ст. 3.1 Закона № 757 следует, что органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационноправовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

На основании ст.4 Закона № 757 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться визуальной и звуковой информацией, пандусами и поручнями при входах в здания.

Критерии для обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равных условия жизнедеятельности с другими категориями населения для общественных, жилых и производственных зданий определяется Сводом Правил 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее по тексту – Правила).

Пунктом 6.1.1 Правил предусмотрено, что наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественное здание следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что при входе в здание МП «Водоканал» отсутствует кнопка для вызова персонала.

Согласно п.6.1.1 Правил в общественном здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли или из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня.

В силу п.5.1.15. Правил пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0, 7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

В соответствии с требованиями п.5.1.16 Правил поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

В судебном заседании установлено, что при входе в здание МП «Водоканал» отсутствует пандус.

Между тем в соответствии с п.5.3.3 Устава Предприятия, оно обязано соблюдать требования по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором Старополтавского района в интересах неопределенного круга лиц, так как неисполнение вышеуказанного законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, численный состав которых персонально изменчив.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Поскольку иск заявлен прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также учитывая имущественное положение МП «Водоканал», суд считает, что государственную пошлину следует уменьшить и взыскать исходя из 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Водоканал» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан, удовлетворить.

Обязать МП «Водоканал» обеспечить исполнение требований ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: здание муниципального предприятия «Водоканал», расположенное по адресу: <адрес> - оборудовать пандусом, установить кнопку для вызова персонала.

Государственную пошлину следует уменьшить и взыскать с МП «Водоканал» в бюджет Старополтавского муниципального района Волгоградской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение месяца.

Судья: Строганова С.И.