ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-179/2022 от 01.06.2022 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Именем Российской Федерации

г. Вилюйск 01 июня 2022 года

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Даниловой А.М., при секретаре Карбакановой А.М., с участием представителя истца - помощника прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Дегтяревой К.Е., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования «Город Вилюйск» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности принять меры к сносу многоквартирных домов, признанных аварийными,

установил:

И.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику о возложении обязанности принять меры к сносу многоквартирных домов, признанных аварийными. В обоснование иска указано, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: , признаны аварийным и подлежащими сносу. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 №50 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», согласно которой указанные дома подлежат расселению и сносу в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Администрация МО «Город Вилюйск» является участником программы. Проведенным мониторингом установлено, что до настоящего времени многоквартирные дома не снесены, несмотря на расселение. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры. Наличие свободного доступа в такие дома может способствовать совершению правонарушений, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, опасность для сохранности имущества третьих лиц. Просит возложить на ответчика обязанность принять меры к сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, расположенных по адресам: , в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Дегтярева К.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. При этом уточнила, что снос дома по адресу: , в котором, как выяснилось, проживают люди, подлежит отложению до полного расселения граждан.

Представитель ответчика по доверенности ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился. Суду пояснил, что обязанность по сносу домов возложена на них соглашением, в котором конкретные сроки не установлены, отражены лишь сроки расселения. В рамках реализации программы переселения расселенные дома действительно подлежат сносу за счет средств местного бюджета. Вместе с тем, считает срок для сноса домов в 2 месяца неразумным, поскольку снос домов дело затратное, финансирования недостаточно. В настоящее время заключены контракты на снос некоторых домов, при этом в доме еще проживают собственники, которые, несмотря на требование администрации, еще не обратились за выплатой. Просит при возложении на них обязанности по сносу домов установить срок 1 год для изыскания финансирования либо возможности предусмотреть денежные средства в бюджет на следующий год.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п.7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Судом установлено, что на основании актов Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, составленных по результатам обследований, многоквартирные дома, расположенные по адресам: признаны аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 №50 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», на основании которой ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства Республики Саха (Якутия), ГКУ Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» и муниципальными образованиями, в том числе МО «Город Вилюйск», заключено Соглашение №***** о реализации Республиканской адресной программы. Предметом Соглашения является определение порядка взаимодействия сторон в целях реализации мероприятий Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

Как следует из условий Соглашения и представленных документов, датой окончания переселения граждан из многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: , определено ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте №***** Соглашения также указано, что участники Программы приняли на себя обязательство осуществлять снос аварийных многоквартирных домов за счет местного бюджета.

Из материалов дела следует, что в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья все собственники многоквартирных домов по адресам: , переселены по новым адресам в декабре 2021 года. Расселение собственников многоквартирного дома по адресу: планируется в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, в настоящее время собственники указанных домов полностью расселены, кроме собственника квартиры которая не обращалась в администрацию за выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение. Соответствующее требование собственнику было направлено.

Представитель администрации города также пояснил, что снос домов не производился в связи с отсутствием финансирования, предусмотренных на это бюджетных средств не хватило. Представил суду копию договора подряда на снос (демонтаж) здания и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подрядчик обязался произвести работы по сносу дома по адресу: , в 2-х месячный срок. Между тем, как установлено в судебном заседании, до настоящего времени дом не снесен.

Как следует из материалов дела, администрацией города для реализации Республиканской адресной программы направлена заявка о выделении денежных средств на исполнение возложенной на нее обязанности по сносу многоквартирных домов, что подтверждается письмом Главы администрации города №***** от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственники аварийных домов расселены, при этом собственники дома по адресу: , расселены раньше установленного срока, что подтвердил представитель ответчика.

Вместе с тем, возложенная обязанность по сносу многоквартирных жилых домов после их полного расселения администрацией города не исполнена, дома не снесены. Кроме того, администрацией не приняты меры по своевременному переселению собственника жилого помещения в доме №

Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались.

Доводы представителя ответчика о том, что снос многоквартирных домов, признанных аварийными, не произведен в связи с финансовыми затруднениями, суд находит несостоятельными, поскольку Республиканская адресная программа действует в городе с 2019 года, у органа местного самоуправления имелось достаточно времени для создания условий реализации данной программы, в том числе возможность предусмотреть финансирование при утверждении местного бюджета, при формировании которого органы местного самоуправления должны принимать взвешенные решения по финансированию расходов местного бюджета, исходя из объема и динамики поступлений денежных средств, а также производить оптимизацию средств на финансирование вопросов местного значения.

Принимая во внимание, что конкретные сроки сноса расселенных домов не установлены, при этом представители истца и ответчика затруднились пояснить суду установленные для этого сроки, суд, с учетом количества многоквартирных домов, их местоположения, находит разумным установить срок для принятия мер к сносу домов, в течение 06 месяцев, поскольку исполнение решения в сроки, заявленные в иске, будут объективно затруднительными для органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований, с учетом уточнения исковых требований представителем истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление и.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Город Вилюйск» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) обязанность принять меры к сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, расположенных по адресам: , в течение 06 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложение на Администрацию муниципального образования «Город Вилюйск» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) обязанности принять меры к сносу многоквартирного дома, признанного аварийным, расположенного по адресу: отложить до разрешения вопроса по расселению собственника .

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья А.М. Данилова

Мотивированное решение составлено 03 июня 2022 года.