ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/16 от 27.01.2016 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело № 2-17/16

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Светлогорск 27 января 2016 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светлогорского межрайонного прокурора Калининградской области в защиту интересов муниципального образования «Пионерский городской округ» к ФИО1 о признании распоряжений председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа незаконными и недействительными и взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Светлогорский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования «Пионерский городской округ», обратился в суд с названным иском. В исковом заявлении указывается, что Светлогорской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности действий председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа ФИО1 в части назначения и выплаты себе премий в <Данные изъяты> годах. Установлено, что председателем Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа ФИО1 были изданы распоряжения: «О надбавке за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа» от <Данные изъяты> пунктами 1 которых ФИО1 установила себе и обязала администрацию Пионерского городского округа выплачивать ей надбавки за особые условия муниципальной службы; «О поощрении муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа» от <Данные изъяты>, пунктами 1 которых ФИО1 установила себе и обязала администрацию выплачивать ей ежемесячные денежные поощрения в размере 25% от должностного оклада с учетом надбавки за выслугу лет. Вышеуказанные выплаты составили <Данные изъяты> рублей, которые были самостоятельно установлены себе ФИО1 и выплачены администрацией из местного бюджета за период с <Данные изъяты> г. Во исполнение норм ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Калининградской области «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области», ст. 191 ТК РФ, решением Совета депутатов Пионерского городского округа от 26 февраля 2009 года № 20 утверждено Положение о размерах и порядке осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим органов местного самоуправления Пионерского городского округа.Согласно Положения следует, что надбавка за особые условия муниципальной службы выплачивается по распоряжению руководителя (п. 3.4); размер премии (денежного поощрения) устанавливается руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на муниципальную должность, для председателя контрольно-счетной палаты размер ежемесячной премии устанавливается председателем Совета депутатов (п. 4.7). Решением Совета депутатов Пионерского городского округа от 10.11.2008 г. № 88 на должность председателя Контрольно-счетной палаты утверждена ФИО1, после чего между ней и Окружным Советом депутатов, в лице председателя Совета <ФИО>5был заключен трудовой договор от <Дата><Дата> решением Совета депутатов Пионерского городского округа <№> по результатам конкурса она была назначена на должность муниципальной службы председателя КСП с <Дата> и <Дата> Окружным Советом депутатов, в лице <ФИО>5, с ней заключен трудовой договор. Решением Окружного Совета депутатов от 30.04.2015 г. была принята отставка председателя КСП ФИО1 с <Дата>. В рассматриваемый период времени работодателем вышеуказанные выплаты Гришаточкиной не назначались. ФИО1 превысила свои полномочия и незаконно установила себе надбавки и поощрения, чем причинила материальный ущерб муниципальному образованию. При таких обстоятельствах, выплаченные ФИО1 суммы надбавки и премий за указанный период являются неосновательным обогащением и подлежат возврату в бюджет муниципального образования. Прокурор просит признать незаконными и недействующими с момента принятия все вышеуказанные распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа Калининградской области ФИО1 в части установления ФИО1 надбавок и поощрений; взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования «Пионерский городской округ» сумму неосновательного обогащения в размере <Данные изъяты>.

В судебном заседании прокурор Синюкова А.А. поддержала исковые требования по изложенным основаниям. Пояснила, что прокурор оспаривает порядок осуществления указанных выплат. Сам председатель КСП не имел полномочий устанавливать себе надбавки и премии, это должен был делать предатель Окружного Совета депутатов. Именно Окружной Совет депутатов являлся работодателем для ответчика. В этот же период времени были выплаты, которые назначались распоряжением Совета депутатов и их прокурор не оспаривает. Просит удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (т.2 л.д.194-200). Полагает, что оспариваемые прокурорам распоряжения не противоречат закону. В исковом заявлении прокурор ссылается на Положение о размерах и порядке осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим органов местного самоуправления Пионерского городского округа в недействовавшей редакции, поскольку 16.03.2012 г. фраза о том, что для председателя контрольно-счетной палаты размер ежемесячной премии устанавливается председателем Совета депутатов исключена. Председатель Совета депутатов не являлся её непосредственным руководителем и не мог решать вопросы о её денежном поощрении, что обеспечивало независимость руководителя контрольно-счетной палаты. Кроме того, в оспариваемых распоряжениях отсутствует указание на то, что выплаты назначаются непосредственно ФИО1

Представитель Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, полагает возражения ФИО1 не обоснованными. Председатель КСП не мог самостоятельно назначать себе премии, а должен был обращаться со служебной запиской в Совет депутатов. Распоряжения вправе был издавать председатель Совета депутатов.

Представитель Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа- исполняющая обязанности Контрольно-счетной палаты ФИО3, в судебном заседании также исковые требования прокурора поддержала. Пояснила, что надбавки и премии выплачивались ФИО1 на основании её собственных распоряжений. Сама она в то время работала бухгалтером-консультантом и производила начисление заработной платы в соответствии с изданными распоряжениями председателя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что в соответствии с решением Совета депутатов Пионерского городского округа от <Дата><№> на должность председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа была утверждена ФИО1

<Дата> между Советом депутатов Пионерского городского округа с одной стороны, и ФИО1 с другой стороны, был заключен трудовой договор с муниципальным служащим председателем Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа на срок 5 лет.

В соответствии с решением Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от <Дата><№>, протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа от <Дата><№> на должность председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа была назначена ФИО1

<Дата> между Окружным Советом депутатов Пионерского городского округа с одной стороны, и ФИО1 с другой стороны, был заключен трудовой договор с муниципальным служащим председателем Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа на срок 5 лет.

В дни подписания трудовых договоров ФИО1 издавались распоряжения о вступлении в должность председателя Контрольно-счетной палаты (т.1 л.д. 16-29, т.2 л.д. 144, 146).

Решением Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от <Дата><№> было удовлетворено заявление председателя Контрольно-счетной палаты ФИО1 об отставке по собственному желанию и принята её отставка с <Дата> (т. 1 л.д. 55).

Судом установлено, что ФИО1 в период с <Дата> по <Дата> года было принято 3 распоряжения, которыми она, как председатель Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа установила себе размер надбавки за особые условия муниципальной службы и 19 распоряжений, которыми она установила выплатить себе ежемесячное денежное поощрение.

Так, председателем Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа ФИО1 изданы следующие распоряжения, которыми муниципальным служащим Контрольно-счетной палаты было определено выплатить ежемесячное денежное поощрение по итогам работы за каждый месяц в размере 25% должностного оклада с учетом надбавки за выслугу лет: <Данные изъяты> (т. 1 л.д. 33-54).

Согласно предоставленной Контрольно-счетной палатой Пионерского городского округа информации на основании вышеуказанных распоряжений ФИО1 было выплачено: <Данные изъяты> рублей.

Всего на основании указанных распоряжений ФИО1 было получено <Данные изъяты>.

Кроме того, председателем Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа ФИО1 изданы следующие распоряжения, которыми председателю Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа ФИО1 было определено установить надбавку за особые условия муниципальной службы в размере к должностному окладу: <Данные изъяты> 2 (т.1 л.д. 30-32).

В период с <Дата> по <Дата> надбавка была установлена в размере 45% должностного оклада, в период с <Дата> по <Дата> надбавка была установлена в размере 70% должностного оклада, в период с <Дата> по <Дата> надбавка была установлена в размере 60% должностного оклада.

Согласно предоставленной Контрольно-счетной палатой Пионерского городского округа информации на основании вышеуказанных распоряжений ФИО1 начислялась ежемесячно надбавка в указанных размерах и было выплачено: в период с <Дата> по <Дата><Данные изъяты> рублей, в период с <Дата> по <Дата><Данные изъяты> рублей, в период с <Дата> по <Дата><Данные изъяты> рублей.

Всего на основании указанных распоряжений ФИО1 было получено <Данные изъяты>.

Общая сумма полученных ФИО1 выплат в виде ежемесячного денежного поощрения и надбавки за особые условия муниципальной службы составила <Данные изъяты>.

Все вышеуказанные оспариваемые прокурором распоряжения подписаны непосредственно председателем Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа ФИО1

Таким образом, ФИО1 устанавливала себе размер надбавок и денежных поощрений сама.

Суд полагает обоснованными доводы Светлогорского межрайонного прокурора о незаконности оспариваемых распоряжений председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа в части установления размера указанных выплат ФИО1

Статьей 16 Устава Пионерского городского округа предусмотрено, что Контрольно-счетная палата Пионерского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления Пионерского городского округа.

Должность председателя контрольно счетной палаты отнесена к должностям муниципальной службы, исходя из положений ст. 34 Устава Пионерского городского округа.

Согласно п. 1 ст. 32 Устава Пионерского городского округа Контрольно-счетная палата является постоянно действующим контрольно-счетным органом городского округа, формируемым окружным Советом.

В соответствии с п.4 статьи 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктами 1, 2 ст. 11 Закона Калининградской области "О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области" установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесяных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 3 статьи 11 закона Калининградской области "О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами представительного органа, внесенными на рассмотрение представительного органа муниципального образования по инициативе главы местной администрации или при наличии заключенияглавы местной администрации.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Решением Совета депутатов Пионерского городского округа № 20 от 26 февраля 2009 года «О должностных окладах муниципальных служащих, ежемесячных и иных дополнительных выплатах и порядке их осуществления» утверждены размеры должностных окладов выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы Пионерского городского округа (Приложение № 1), а также утверждено Положение о размерах и порядке осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим органов местного самоуправления Пионерского городского округа (Приложение № 2).

В соответствии с Приложением № 1должность председателя контрольно-счетной палаты отнесена к высшей группе должностей.

Положением о размерах и порядке осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим органов местного самоуправления Пионерского городского округа- далее Положение, определены размеры выплат и условия их осуществления муниципальным служащим органов местного самоуправления.

При этом, п. 2 Положения в целях усиления материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы, а также выполнение заданий в особых условиях муниципальным служащим выплачивается, в частности, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы в размере до 20% должностного оклада, а также ежемесячное денежное поощрение (премии), которое устанавливается в процентах к должностному окладу с учетом надбавки за выслугу лет и не должно превышать в год шести должностных окладов.

Решением Совета депутатов Пионерского городского округа № 47 от 24 июня 2010 года в Положение внесены изменения, касающиеся, в частности, увеличения размера ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы- до 200% должностного оклада.

В силу п. 3.2 Положения ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается на срок до одного года. Основанием для выплаты надбавки является распоряжение руководителя, имеющего право назначить муниципального служащего на муниципальную должность (п. 3.4 Положения).

Разделом 4 (5) Положения предусмотрено, что максимальный размер премии, выплачиваемый работнику, максимальными размерами не ограничивается, но устанавливается в пределах выделенного на эти цели фонда оплаты труда (п. 4.4), при установлении размера премии учитываются критерии оценки результативности труда в соответствии с пунктом 8.2. настоящего Положения (п. 4.5.), размер премии может быть снижен в связи с допущенным муниципальным служащим нарушением трудовой дисциплины или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей (п. 4.6.).

Согласно п. 4.7 Положения (в редакции решения Совета депутатов Пионерского городского округа № 16 от 16 марта 2012 года) размер премии устанавливается руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на муниципальную должность. При этом, максимальный ежемесячный размер ежемесячной выплаты устанавливается для всех органов местного самоуправления муниципального образования единый по согласованию с финансово-экономическим отделом администрации городского округа.

Разделом 8 (9) Положения определены конкретные показатели оценки результативности труда при установлении размеров дополнительных выплат.

Таким образом, оценивая вышеуказанные правовые акты в совокупности, суд приходит к выводу о том, что установление размера денежного вознаграждения, включая размер должностного оклада, ежемесячных надбавок и премий для председателя контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа в период с июля 2012 г. до октября 2014 г. было отнесено к компетенции окружного Совета депутатов Пионерского городского округа и именно окружной Совет депутатов, а не председатель контрольно-счетной палаты, должен был принимать решения об установлении размеров надбавок и премий данному должностному лицу.

Само по себе исключение из редакции п. 4.7 Положения указания на то, что для председателя контрольно-счетной палаты размер ежемесячной премии устанавливается председателем Совета депутатов, не отменяет действие общей нормы о том, что размер премии устанавливается руководителем, имеющем право назначать муниципального служащего на муниципальную должность.

В данном случае руководитель контрольно-счетной палаты, как муниципальный служащий, назначается на должность по итогам конкурса представительным органом местного самоуправления- окружным Советом депутатов, от имени которого председатель окружного Совета депутатов подписывал с ФИО1 трудовые договоры.

Порядок назначения руководителя контрольно-счетной палаты на должность окружным Советом депутатов регулируется статьей 5 Положения о контрольно-счетной палате Пионерского городского округа, утвержденного решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 30.11.2011 г. № 122 и соответствует нормам ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Согласно статье 15 Регламента окружного Совета депутатов Пионерского городского округа окружной Совет депутатов по вопросам своего ведения принимает решения, муниципальные правовые акты нормативного и иного характера открытым, в том числе поименным или тайным голосованием.

Вместе с тем, окружным Советом депутатов Пионерского городского округа размеры ежемесячного денежного поощрения и надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы руководителю контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа в период с июля 2012 года по октябрь 2014 года не принимались, что подтверждается реестром решений, принятых окружным Советом депутатов.

Исходя из изложенного, имеются основания для признания распоряжений председателя контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа ФИО1 в части установления ей размеров надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, размеров ежемесячного денежного поощрения незаконными и недействительными с момента принятия.

Доводы ответчика о том, что размер ежемесячного денежного поощрения (премии) и надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы руководителю контрольно-счетной палаты на 2012, 2013 и 2014 году устанавливался решениями окружного Совета депутатов путем принятия бюджетов муниципального образования на соответствующие годы в целом и утверждения статьи расходов, в том числе ведомственной структуры расходов с определением фонда оплаты труда работников контрольно-счетной палаты, являются несостоятельными.

Действительно, в соответствии с установленным законом и Уставом МО «Пионерский городской округ» порядком окружной Совет депутатов ежегодно в рамках бюджетного процесса рассматривал предложенные администрацией расходные обязательства, в том числе на денежное содержание аппарата контрольно-счетной палаты, включающее в себя ежемесячное денежное поощрение и ежемесячную надбавку за особые условия муниципальной службы в том числе для руководителя контрольно-счетной палаты. Проект бюджета утверждался окружным Советом депутатов, который также в установленном порядке заслушивал и утверждал отчет об исполнении бюджета.

Однако, принимаемый окружным Советом депутатов бюджет муниципального образования содержит лишь решение об установлении максимального фонда оплаты труда муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления на календарный год, что нельзя признать решением об установлении конкретных размеров ежемесячных выплат.

Также суд не может согласиться с тем, что установление руководителем контрольно-счетной палаты размеров надбавки за особые условия муниципальной службы и ежемесячного денежного поощрения является гарантией независимости должностных лиц контрольно-счетной палаты.

Согласно ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий.

Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования (ч.3). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч. 4).

Между тем, ни федеральным законодательством, ни местными нормативными актами Пионерского городского округа не предусмотрена в качестве гарантий статуса должностных лиц контрольно-счетной палаты возможность устанавливать размер денежного поощрения (надбавок и премий) руководителем контрольно-счетной палаты в отношении самого себя.

Доводы ФИО1 о том, что в изданных ею оспариваемых распоряжениях о поощрении муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа отсутствует указание о выплате поощрения именно ей, суд считает несостоятельными, поскольку согласно штатных расписаний в контрольно-счетной палате в указанный период работало только два муниципальных служащих- председатель палаты и консультант-бухгалтер. В оспариваемых прокурором распоряжениях содержатся указания на установление размера и выплату поощрения всем муниципальным служащим, а следовательно и ФИО1

То, что в Регламенте контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа, утвержденном распоряжением председателя контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа от 19.03.2012 г. № 8 (т. 2 л.д. 130) предусмотрены полномочия председателя палаты по изданию и подписанию распоряжений об установлении размера премий, иных ежемесячных дополнительных выплат (п. 2.2.) не свидетельствует о законности изданных ФИО1 и оспариваемых прокурором распоряжений, поскольку указанный Регламент в данной части противоречит нормам закона и нормативным правовым актам, принятым представительным органом Пионерского городского округа.

Несогласие ответчика с тем, что иск прокурора направлен на исполнение ФЗ «О противодействии коррупции» не свидетельствует о необоснованности доводов прокурора о незаконности изданных администрацией распоряжений в указанной части.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законных оснований у ответчика для назначения себе надбавки за особые условия муниципальной службы и ежемесячного денежного поощрения (премии) не имелось, в связи с чем, суд считает, что исковые требования Светлогорского межрайонного прокурора о взыскании в бюджет муниципального образования «Пионерский городской округ» с ответчика ФИО1 неосновательного обогащения в размере <Данные изъяты> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку при подаче искового заявления прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в доход местного бюджета подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Светлогорского межрайонного прокурора Калининградской области удовлетворить.

Признать распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Пионерского городского округа Калининградской области ФИО1: от <Данные изъяты> в части установления размеров и выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и ежемесячного денежного поощрения (премии) незаконными и недействительными с момента принятия.

Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования «Пионерский городской округ» сумму неосновательного обогащения в размере <Данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <Данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 12 февраля 2016 года.

Судья М.В. Аниськов

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>

<Данные изъяты>в