ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/17 от 12.01.2018 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» января 2018 года город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.

при секретаре судебного заседания Лаптевой В.Д.,

с участием:

истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17/2017 по иску ФИО1 к управлению социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска и департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа о включении в стаж работы периодов, дающих право на присвоение звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа»,

установил:

ФИО1, уточнив заявленные требования, обратился в суд с иском к управлению социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска (далее по тексту – УСЗН) и департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту – ДСЗН) о включении в стаж работы периодов, дающих право на присвоение звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», признании права на присвоение звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

В обосновании заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

ФИО1, полагая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», обратился в департамент с с соответствующим заявлением. Однако 11 сентября 2017 года получил уведомление, которым в присвоении звания «Ветеран Ямало-Ненецкого округа» ему было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа (30 лет). С данным решением истец не согласен, указывая на то, что в периоды с 25.12.2002 г. по 24.02.2003 г., с 29.04.2003 г. по 31.08.2003 г., и с 21.11.2003 г. по 26.05.2011 г. он работал на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществлял работу в ... однако данные периоды засчитаны в качестве общего стажа, а не в автономном округа.

В судебном заседании истец на уточненных исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Также пояснил, что постоянным местом его работы был город Ноябрьск. Работа в Чукотском автономном округе носила временный характер, с ноября 2003 года он постоянно работал в Ямало-Ненецком автономном округе.

Представитель УСЗН в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, направил возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать. При этом указано, что УСЗН в рамках переданных государственных полномочий осуществляет исключительно прием документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран ЯНАО». Представленные при обращении ФИО4 в УСЗН заявления и пакет документов были перенаправлены в комиссию департамента для определения права на присвоения звания.

Представитель ДСЗН при рассмотрении дела участия не принимал, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, в представленных возражениях просил в удовлетворении иска отказать ввиду непредставления истцом документов, подтверждающих стаж его работы на территории ЯНАО 30 и более календарных лет, в связи с чем оснований для присвоения звания у департамента не имелось.

Выслушав истца, с учетом письменных пояснений ответчиков, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

16 августа 2017 года ФИО1 обратился в комиссию при департаменте социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа", приложив документы - копию паспорта и копию трудовой книжки.

Решением комиссии при департаменте социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2017 года ФИО1 отказано в присвоении звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа".

Письмом от 11 сентября 2017 года ФИО1 уведомлен о принятом комиссией департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа решении об отказе в присвоении ему звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа", в связи с тем, что стаж его работы на территории автономного округа составляет менее 30 календарных лет – 22 календарных года 11 месяцев 12 дней.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Ямало-Ненецком автономном округе порядок и условия присвоения звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" регламентируются Положением о порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа", "Участник вооруженных конфликтов" в Ямало-Ненецком автономном округе", утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2011 г. N 841-П (далее по тексту – Положение).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.1 Положения звание «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» присваивается мужчинам, проработавшим 30 и более календарных лет на территории автономного округа. Право на присвоение звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" имеют граждане Российской Федерации.

Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" и проживающие на территории автономного округа, подают в орган социальной защиты населения: а) личное заявление; б) фотографию размером 3 x 4 см (2 штуки); в) паспорт (копия); г) документы, подтверждающие стаж работы на территории автономного округа. Стаж работы (службы) на территории автономного округа подтверждается трудовой книжкой и (или) документами, указанными в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 (далее по тексту – Правила).

Одним из оснований для отказа для отказа в присвоении звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" и в выдаче удостоверения "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" являются отсутствие у заявителя права на присвоение звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" или выдачу удостоверения "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" (подп. «а» п. 2.12. Положения).

В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В обоснование заявленных требований истцом представлена трудовая книжка , из которой следует, что 25 декабря 2002 года ФИО1 переведен ...» (приказ от 25.12.2002 г.), где проработал по 24 февраля 2003 года (запись под номером 28).

В период с 29 апреля 2003 года по 31 августа 2003 года ФИО1 в порядке перевода работал ... (приказ -к от 22.04.20036 г.) (запись под номером 30).

1 сентября 2003 года ФИО1 в порядке перевода из ...» принят на работу ...» (которое 01.07.2009 г. было реорганизовано в форме присоединения к ООО «ЯмалСервисЦентр»). При этом согласно записям под номерами 34-38 21 ноября 2003 ода был переведён ... на постоянное место работы в ... (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ), откуда был уволен в связи с уходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно приказу -к от 25.12.2002 г. ...» ФИО1 переведён постоянно на прежнее место работы в ...), на котором проработал до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом -к от 22.04.2003 г. ФИО1, ..., с 29 апреля 2003 года переведён на прежнее место работы в ...), откуда и был уволен в порядке перевода в ...

Периоды работы ФИО1 в Чукотском автономном округе отражены и в карточке т. по учету календарного времени пребывания работников в районах Крайнего Севера и в учетной карточке работника. Спорные периоды (с 25.12.2002 г. по 24.02.2003 г., с 29.04.2003 г. по 31.08.2003 г.) к таковым не отнесены.

Кроме того, из расчетных листков работника ФИО1 следует, что в периоды его работы в Чукотском автономном округе начисления производились с учетом данного обстоятельства, в связи с чем в листках указано – «Оклад Чукотка», производилась оплата за дорогу к месту работы, увеличивался размер северной надбавки.

В спорные же периоды 2002-2003 годов в расчетных листках отсутствует указание на Чукотский автономный округ, не производилась оплата транспортных расходов (при том, что постоянным местом жительства истца является город Ноябрьск), северная надбавка равна 80%., что соответствует максимально возможной для Ямало-Ненецкого автономного округа.

То обстоятельство, что в предшествующие периоды, в частности, в январе – феврале 2002 года, не смотря на тот факт, что в расчетном листке заработная плата начислялась по окладу «Чукотка», но северная надбавка исчислена из размера 80%, не опровергает обстоятельств, указанных истцом, поскольку фактически работа истца в ЧАО началась с января 2001 года (запись в трудовой книжке ).

Правила перерасчета процентных надбавок при переходе работников в организации, расположенные в других местностях, где установлены иные размеры процентных надбавок, предусмотрены в разъяснении Минтруда России от 16.05.1994 N 7, утв. Постановлением Минтруда России от 16.05.1994 N 37. Так, при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу в организацию, расположенную в другом районе или местности, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:

а) в случаях перехода работника из организации, расположенной в районе Крайнего Севера, в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10%-ной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей. Что и имело место в рассматриваемом случае.

Согласно материалам дела, в муниципальном архиве, а также у конкурсного управляющего ООО «ЯмалСервисЦентр» отсутствуют кадровая документация на работников данного предприятия.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству истца свидетель ФИО5 пояснила, что с истцом она работала в одной организации – ... она занимала должность руководителя службы по организации труда и нормированию только по высокомонтажникам. В тот период 2002-2003 годы происходило освоение Чукотки, там высокомонтажникам, в том числе ФИО1 необходимо выполнять определенный для них объем работ. Для чего с ним заключался трудовой договор, он в составе экспедиции глубокого разведочного бурения № 1 направлялся в ЧАО на вахту, а после выполнения работ, его переводили на прежнее место работы, вышкомонтажный цех в г. Ноябрьск. Когда работника направляли в ЧАО в трудовой вносилась запись именно о работе в той местности вахтовым методом работы. Исходя из этих данных и производилось начисление заработной платы ФИО1 В 2003 году в результате реструктуризации было образовано юридическое лицо ... куда и истец и она перешли работать, истец – вышкомонтажником, она – начальником отдела труда. В конце 2003 года объемы работ на Чукотке уже закончились, и всех работников, в том числе, ФИО1 перевели на прежнее постоянное место работы в г. Ноябрьск и с этого периода он работал на месторождениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании также показал, что на протяжении длительного периода времени работает совместно с истцом ФИО1, является вышкомотнажником. Когда в 2002-2003 годах были объемы работы на Чукотке, бригаду вышкомонтажников направляли по вахте в ЧАО. Постоянным же местом работы являлся г. Ноябрьск. С осени 2003 года на работу по вахте в ЧАО их больше не направляли, работу выполняли на месторождениях в пределах ЯНАО.

У суда отсутствуют основания не доверять показаниям допрошенных свидетелей, которые в спорные периоды времени работали в тех же организациях, что и истец, свидетель ФИО5 осуществляла расчет заработной платы, Свидетель №1 работал в такой же должности, что и истец, что подтверждается копиями трудовых книжек свидетелей. Свидетели предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

При этом следует отметить, что период работы ФИО1 в ... предшествующим направлению его в Чукотский автономный округ (с 1 по 22 сентября 2003 года), включен уполномоченным органом в стаж на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, поскольку ДЗСН при исчислении стажа работы ФИО1 не были включены периоды его работы в <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 2 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 4 месяца 3 дня и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 6 лет 6 месяцев, при подсчете стажа истца, дающий право на присвоение ему звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», при рассмотрении дела судом данные периоды подлежат включению с учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу.

Доказательств работы истца в спорные периоды в иных районах Крайнего Севера, за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, ответчиками суду представлено не было.

Из материалов дела следует, что истец продолжает работать в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа. С учетом периодов работы, подлежащих включению в стаж работы истца, на момент вынесения решения стаж работы ФИО1 на территории автономного округа составляет более 30 календарных лет.

Учитывая, что ФИО1 является гражданином Российской Федерации и имеет стаж работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа более 30 календарных лет, за ним подлежит признанию право на присвоение ему звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа». Однако следует обратить внимание, что принятое судом решение не заменяет установленный законом порядок присвоения соответствующего звания, который носит заявительный характер.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на присвоение звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», спорные периоды его работы и признании за ним права на присвоение звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа".

Поскольку полномочия по присвоению звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» переданы комиссии департамента социальной защиты населения ЯНАО, в удовлетворении требований к УСЗН Администрации города Ноябрьска истцу надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Включить в стаж работы ФИО1 периоды работы на территории автономного округа с 25 декабря 2002 года по 24 февраля 2003 года, с 29 апреля 2003 года по 31 августа 2003 года, с 21 ноября 2003 года по 26 мая 2011 года, дающие право на присвоение звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

В удовлетворении требования к управлению социальной защиты населения Администрации города Ноябрьск отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий судья