дело номер 2-17/2018
решение в мотивированном виде
изготовлено 23 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г.Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В. Луханиной,
при секретаре Л.О. Остапенко,
с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Туртыгиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации и взыскании компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор в защиту ФИО2 обратился в Алейский городской суд с заявлением к Управлению социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации и взыскании компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах территории Российской Федерации, указывая следующие обстоятельства.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 о несогласии с отказом Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району в предоставлении компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах территории РФ.
ФИО2 является реабилитированным лицом, в связи с чем пользуется льготами, установленными действующим законодательством для данной категории граждан. 25 сентября 2017 года ФИО2 обратилась в Управление социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району с заявлением о предоставлении ей денежной компенсации за проезд в соответствии с Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий». К заявлению были приложены: маршрут-квитанция электронного билета авиакомпании «Россия» по маршрутам Новосибирск-Семфирополь и Семфирополь-Новосибирск, два посадочных талона, маршрутная квитанция электронного билета ИП «Шупта» по маршруту Барнаул-Толмачево (аэропорт), кассовый чек по оплате электронного билета, кассовый чек по оплате билета на пассажирский автобус по маршруту Аэропорт АС (птг.Аэрофлотский)- Евпатория, информация, предоставленная туристическим оператором ООО «Библио-Глобус Русь» о стоимости перевозки пассажира, две справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Между тем, Управлением социальной зашиты населения по г.Алейску и Алейскому району в денежной компенсации расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации, ФИО2 было отказано в полном объеме.
Отказ Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району нарушает право ФИО2 на меры социальной поддержки реабилитированным лицам, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Поскольку ФИО2 совершила поездку воздушным транспортом, компенсация предоставляется на основании представленной заявителем справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов воздушного транспорта (п.34 Порядка).
Заявителем в Управление социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району была предоставлена маршрут-квитанция электронного билета авиакомпании «Россия» по маршрутам Новосибирск-Симферополь и Семфирополь-Новосибирск и два посадочных талона. Поскольку, билет по данному маршруту приобретался для ФИО2 туристической компанией ООО «Библио-Глобус Русь», в подтверждение фактически понесенных расходов предоставлена справка туристической компании о стоимости перевозки пассажира. Кроме того, ФИО2 предоставлена справка администрации железной дороги о стоимости проезда по вышеуказанному маршруту, что полностью соответствует требованиям Постановления Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года номер 310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий».
Кроме того, компенсации подлежат расходы на проезд междугородним транспортом но маршруту Барнаул-Новосибирск и птг. Аэрофлотский-Евпатория, поскольку заявителем предоставлены сведения о фактических расходах по данным маршрутам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту социальных прав граждан. ФИО2 является реабилитированным лицом, имеющим право па социальную защиту государства. Кроме того, в силу своего возраста, так как является пенсионером, материального положения и юридической безграмотности не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
На основании вышеизложенного, просит признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району в предоставлении компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации от 09 октября 2017 года.
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в размере 13 472 рубля.
В уточненном исковом заявлении от 21 декабря 2017 года Алейский межрайонный прокурор просил признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району в предоставлении компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации от 09 октября 2017 года.
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в размере 13 417 рублей.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Туртыгина В.В. поддержала уточненные исковые требования и просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении в размере 12 612 рублей, с учетом частичной оплаты в размере 805 рублей.
Истица ФИО2 поддержала исковые требования и просила признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району в предоставлении компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации от 09 октября 2017 года. Обязать Управление социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району выплатить ей компенсацию расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в размере 12 612 рублей. Сумму 805 рублей она получила.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований к управлению по следующим основаниям. В Алтайском крае меры социальной поддержки жертвам политических репрессий установлены законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий». Порядок предоставления реабилитированным лицам денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородным транспортом по территории Российской Федерации, определен Постановлением Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года номер 310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий». Указанный Порядок действует с 01 января 2017 года. В сентябре 2017 года ФИО2 совершила поездку по маршруту Барнаул - Новосибирск, Симферополь - Новосибирск, а также по маршруту пгт Аэрофлотский (<адрес>) - Евпатория в рамках туристического продукта с использованием воздушного чартера, и автомобильного междугородного транспорта. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в управление социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району, представив пакет документов для назначения компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах территории Российской Федерации. При этом в нарушение пункта 34 Порядка, истица не представила справку администрации железной дороги о стоимости проезда по маршрутам Барнаул - Новосибирск, Новосибирск - Симферополь (альтернативный проезд по железной дороге) и обратно, Симферополь - Евпатория (представленные истицей справки администрации железной дороги содержат сведения о стоимости проезда по иным маршрутам, отличающимся от маршрутов, по которым представлены проездные документы: Алейская - Новосибирск, Новосибирск - Анапа, Анапа - Евпатория и обратно). Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в назначении компенсации в связи с тем, что в представленных заявителем проездных документах (маршрут-квитанция электронного билета № от ДД.ММ.ГГГГ ) отсутствуют сведения, подтверждающие фактические расходы по проезду, при этом информация ООО «Библио-Глобус Русь» о стоимости перевозки пассажира, предоставленная в электронном виде, не является проездным документом. Кроме того, ФИО2 не были представлены справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршрутам Барнаул-Новосибирск и шт. Аэрофлотский - Евпатория, обязательные для представления при проезде другим видом транспорта при наличии железнодорожного сообщения (нарушен пункт 34 Порядка). Действия Управления в отношении материального истца являются правомерными, а отказ в назначении компенсации ФИО2 обоснованным и законным. Первоначально меры социальной поддержки реабилитированным лицам, к категории которых относится ФИО2, были установлены статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года номер 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». В числе мер социальной поддержки предусматривались: бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания (пункт «г»); бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов (пункт «д»); бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда (пункт «е»). При этом проезд на такси при любом виде транспорта не был для граждан бесплатным и не предоставлялся со скидкой. Однако в период действия Закона номер 1761-1 в редакции до 01 января 2005 года, т.е. до передачи полномочий по предоставлению мер социальной поддержки жертвам политических репрессий субъектам Российской Федерации, использование воздушного чартера по договору фрахтования для перевозки пассажиров не было урегулировано законодательством Российской Федерации. С 01 января 2005 года полномочия по установлению мер социальной поддержки жертвам политических репрессий и определению условий их предоставления были переданы субъектам Российской Федерации. В Алтайском крае меры социальной поддержки жертвам политических репрессий установлены законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий». Порядок предоставления реабилитированным лицам денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородным транспортом по территории Российской Федерации, определен Постановлением Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года номер 310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий» (далее - Порядок). Указанный Порядок действует с 01 января 2017 года. Согласно ст. 4 Закона номер 59-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. По мнению Управления социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району, расходы реабилитированных лиц по проезду, совершенному с использованием воздушного чартера, не подлежат компенсации именно в связи с тем, что такие рейсам, организуемые на основании договора фрахтования, не являются перевозкой пассажиров транспортом общего пользования. Термин «транспорт общего пользования» содержится в пункте 33 Порядка, из чего можно сделать вывод о том, что проезд на транспорте не являющемся транспортом общего пользования, реабилитированным лицам не компенсируется. В соответствии с Воздушным кодексом РФ с пассажирами перевозчики (эксплуатанты) заключают договор воздушной перевозки (как правило, на регулярные рейсы (перевозки по расписанию), а с туроператорами - договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). По нему одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки пассажиров, багажа (ст. 104 ВК РФ). Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок (п. 72 Правил воздушных перевозок). При регулярных рейсах (воздушных перевозках по расписанию) применяются отдельные Правила формирования и применения тарифов, согласно которым в пассажирский тариф могут включаться в том числе сборы за бланк билета, за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, топливный сбор, сборы иностранных государств. Плата за воздушные перевозки на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) устанавливается на договорной основе (п. 6 ст. 64 ВК РФ). При этом плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается (п. 2 Правил воздушной перевозки). Высшим Арбитражным Судом РФ подтверждено, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным договором для перевозчика (Определение ВАС РФ от 29 декабря 2010 года номер ВАС- 17823/10). То обстоятельство, что воздушный чартер не является транспортом общего пользования, подтверждается также особенностями оформления проездных билетов на такие авиарейсы. Так, Приказом Минтранса России от 08 ноября 2006 года номер 134 (ред. от 18 мая 2010 года) «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (далее - Приказ номер 134), утверждена форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации и установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и должна содержать, в том числе следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, и другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; уникальный номер электронного билета. Тогда как согласно пункту 32 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 года 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается. Представленные ФИО2 проездные документы не включают стоимость проезда и не могут его включать, поскольку проезд был совершен в рамках приобретения туристского продукта, включающего в себя воздушный чартер. Представленная справка ООО «Библио-Глобус Русь» не является проездным билетом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года номер 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» туристский продукт - это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Оплата туристского продукта реабилитированным лицам Законом номер 59-ЗС и Порядком не предусмотрена, так же как и компенсация проезда на такси независимо от вида транспорта. В связи с вышеизложенным, считают, действия Управления в данном случае правомерны.
Представитель третьего лица Министерства финансов Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в возражении на исковое заявление указывают на то, что Министерство финансов Алтайского края не является главным распорядителем бюджетных средств на обеспечение мер социальной поддержки жертв политических репрессий и не принимает решений о предоставлении реабилитированным лицам мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов, связанных с проездом железнодорожным транспортом в пределах территории РФ, в связи с чем просят исключить Министерство финансов из числа лиц участвующих в деле и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, возражении на иск указывают на то, что изложенные исковые требования прокурора в интересах ФИО2 о признании незаконным отказа в выплате управлением компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах РФ в 2017 году в размере 13 472 рубля, является необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Выслушав ФИО2, помощника Алейского межрайонного прокурора Туртыгину В.В., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району ФИО3, исследовав материалы дела, суд принимает решение об удовлетворении иска, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является реабилитированным лицом имеет соответствующее свидетельство серии В №.
В сентябре 2017 года ФИО1 совершила поездку по маршруту из <адрес> до Толмачево (аэропорт) <адрес>, далее Новосибирск - Симферополь, а также по маршруту из пгт. Аэрофлотский (<адрес>) до <адрес> и обратно в рамках туристического продукта с использованием воздушного чартера, и автомобильного междугородного транспорта.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району, представив пакет документов для назначения компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах территории Российской Федерации.
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в назначении компенсации в связи с тем, что в представленных заявителем проездных документах (маршрут-квитанция электронного билета № от ДД.ММ.ГГГГ ) отсутствуют сведения, подтверждающие фактические расходы по проезду, при этом информация ООО «Библио-Глобус Русь» о стоимости перевозки пассажира, предоставленная в электронном виде, не является проездным документом. Кроме того, ФИО2 не были представлены справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршрутам Барнаул-Новосибирск и шт. Аэрофлотский - Евпатория, обязательные для представления при проезде другим видом транспорта при наличии железнодорожного сообщения (нарушен пункт 34 Порядка).
Правовые гарантии социальной защиты граждан установлены Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года номер 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий».
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года номер 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» расходные обязательства по обеспечении мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда.
Согласно п.5 ст.5 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года номер 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий устанавливается Правительством Алтайского края.
Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий утвержден Постановлением Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года номер 310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий».
Согласно п. 31 вышеуказанного Порядка, компенсация расходов, связанных с проездом междугородным транспортом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) (далее «проезд»), производится управлением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) заявителя в размере 100 процентов стоимости проезда железнодорожным транспортом (в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным транспортом третьей категории, авиационным транспортом (экономический класс), междугородным автомобильным транспортом общего пользования в размере 50 процентов стоимости проезда.
В случае, если заявитель при наличии железнодорожного сообщения воспользовался другим видом транспорта, компенсация предоставляется на основании представленной заявителем справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов водного, воздушного или автомобильного междугородного транспорта (п.34 Порядка).
Согласно п. 33 Порядка к заявлению о назначении компенсации расходов, связанных с проездом, прилагаются: подлинники проездных документов, подтверждающих фактические расходы заявителя, связанные с проездом; электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) или маршрут-квитанция электронного пассажирского билета (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) и электронный полетный купон (оригинал посадочного талона) - в случае приобретения электронного билета (проездною документа, оформленного в электронном виде).
Заявителем в Управление социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району была предоставлена маршрут-квитанция электронного билета авиакомпании «Россия» по маршрутам Новосибирск-Симферополь и Семфирополь-Новосибирск и два посадочных талона. Поскольку, билет по данному маршруту приобретался для ФИО2 туристической компанией ООО «Библио-Глобус Русь», в подтверждение фактически понесенных расходов предоставлена справка туристической компании о стоимости перевозки пассажира.
Кроме того, ФИО2 предоставлена справка администрации железной дороги о стоимости проезда по вышеуказанному маршруту, что полностью соответствует требованиям Постановления Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года номер 310 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий».
При этом компенсации подлежат расходы на проезд междугородним транспортом но маршруту Барнаул-Новосибирск на основании справки о стоимости железнодорожного транспорта по данному направлению и сведений о фактических расходах. Поскольку по маршруту птг. Аэрофлотский – Евпатория железнодорожное сообщение отсутствует, компенсации подлежит 50% стоимость проезда автомобильным транспортом по данному маршруту (п. 31 Порядка), поскольку заявителем предоставлены сведения о фактических расходах по данным маршрутам.
Учитывая, что соглано решения о компенсации расходов на оплату стоимости проезда от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району ФИО2 назначена и ей получена компенсация расходов на оплату стоимости проезда в размере 805 рублей, суд принимает решение о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району в предоставлении компенсации расходов связанных с проездом междугородным транспортом в пределах Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородным транспортом в сумме 12 612 рублей.
Руководствуясь статьями 193 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району в предоставлении компенсации расходов связанных с проездом междугородным транспортом в пределах Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району выплатить ФИО2 компенсацию расходов, связанных с проездом междугородным транспортом в сумме 12 612 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий О.В.Луханина
Решение не вступило в законную силу