ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/20 от 10.02.2020 Городовиковского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-17/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года г. Городовиковск

Городовиковский районный суд Республики Калмыкия

В составе: председательствующего судьи Иванова О.Н.,

при секретаре: Филипской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» (далее – МУП «Благоустройство»), третьему лицу администрации Городовиковского городского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Городовиковского ГМО) о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Городовиковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Благоустройство», третьему лицу администрации Городовиковского ГМО о признании незаконными требований об установке приборов учета воды за пределами внешних границ домовладений, ссылаясь на следующее.

В ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокуратурой района установлено, что в октябре 2019 года МУП «Благоустройство» направило в адрес жителей г. Городовиковска, являющихся абонентами услуг по водоснабжению, уведомления о необходимости в течение 30 дней установить приборы учета воды на границе балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности в соответствии с выданными техническими условиями, в точке присоединения объекта к центральному водопроводу, то есть за пределами внешних границ домовладений. Также в уведомлениях указано, что в противном случае расчет за потребленную воду будет произведен по нормативу. Считает действия сотрудников МУП «Благоустройство» неправомерными, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность потребителей, при наличии ранее установленных приборов учета воды, оборудовать новые места их установки. Поскольку бремя содержания и ответственность за сохранность прибора учета воды и пломбы на нем несут собственники домовладений, то установка прибора учета за пределами дома и земельного участка абонентов, то есть на землях муниципального образования, будет препятствовать надлежащей эксплуатации прибора учета воды.

Просит суд признать требования МУП «Благоустройство» об установке приборов учета воды за пределами внешних границ домовладений незаконными, обязав ответчика прекратить направлять указанные требования абонентам водоснабжения.

Не согласившись с иском, МУП «Благоустройство» направило в суд письменное возражение, в котором сослалось на то, что обязанность абонентов о том, что обязанность абонента устанавливать прибор учета потребления воды на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей, границе эксплуатационной ответственности, техническими условиями, в точке присоединения объекта к центральному водопроводу установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Помощник прокурора Басангова Н.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители МУП «Благоустройство» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании возражали против иска, поддержав доводы письменного возражения, при этом пояснили, что абоненты водопотребления, пользующиеся водой в соответствии с общими нормами гражданского законодательства о договоре присоединения, обязаны заключить с поставщиком новый договор в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения". Письменные требования о переносе приборов учета воды на границу балансовой принадлежности направлялись абонентам, не заключившим отдельный договор водоснабжения и не оформившим необходимую техническую документацию, при этом от абонентов не требовалось переносить приборы учета воды за границы домовладений. С ноября 2019 года письменные требования не рассылаются, однако в устной форме потребители воды извещаются о необходимости переоформления договоров водоснабжения с новыми техническими условиями подключения к сетям водоснабжения в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица – администрации Городовиковского ГМО в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска письменно возражал, сославшись на то, что ответчик действует в соответствии с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав мнение сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ, согласно пункту 2 которой, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Как следует из ст. 539 ГК РФ, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.

Из ст. 540 ГК РФ следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса.

В силу ст. 546 ГК РФ энергоснабжающая организация имеет право на изменение или расторжение договора энергоснабжения при неудовлетворительном состоянии энергетических установок абонента, угрожающем аварией или создащем угрозу жизни и безопасности граждан.

Частью 5 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Аналогичная норма содержится и в пункте 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из п. 21 названных Правил, в случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» учет используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должен обеспечиваться в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

В соответствии с п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644, «граница балансовой принадлежности» – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; "граница эксплуатационной ответственности" – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

В силу п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, перерасчет платы за коммунальную услугу на основании норматива потребления производится при нарушении целостности прибора учета, отсутствии либо нарушении сохранности контрольных пломб, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, отсутствии свободного доступа к прибору учета.

Как следует из устава МУП «Благоустройство» и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности предприятия является распределение воды.

Из актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и письма администрации Городовиковского ГМО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на балансе у МУП «Благоустройство» имеются водозаборные скважины и разводящие водопроводные сети на территории <адрес>.

Согласно письменным уведомлениям, направленным МУП «Благоустройство» в 2019 году в адрес абонентов, абонент обязан в течение 30 дней после даты его вручения установить прибор учета воды на границе балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности или ином месте, указанном в договоре, в противном случае расчет за потребленную воду абоненту будет произведен по нормативу.

В соответствии с письменным объяснением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, данным в ходе прокурорской проверки, с начала октября жителям <адрес> были направлены уведомления о необходимости переноса приборов учета воды на границу балансовой принадлежности, которая расположена за пределами частных домовладений.

Свидетели ФИО5, ФИО6 и ФИО7, являющиеся абонентами водопотребления, показали суду, что одновременно с вручением письменных требований устанавливать прибор учета потребления воды на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей сотрудники МУП «Благоустройство» устно поясняли, что приборы учета воды необходимо переместить за пределы земельных участков их домовладений в точке присоединения к трубе магистрального водопровода.

Свидетель ФИО8 дала суду аналогичные показания, пояснив, что труба магистрального водопровода проходит по территории ее земельного участка.

Таким образом, материалами дела установлено, что в октябре 2019 года МУП «Благоустройство», с целью перезаключения договоров водоснабжения, направило в адрес абонентов услуг по водоснабжению из числа жителей <адрес>, проживающих в частных домовладениях, уведомления с требованиями в течение 30 дней установить приборы учета воды на границе балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 645, в точке присоединения объекта к центральному водопроводу, то есть за пределами соответствующих земельных участков.

Также указано, что в случае неисполнения требования указано, что расчет за потребленную воду будет произведен по нормативу.

Возражения представителей ответчика о том, что направленные абонентам уведомления не содержали буквального требования о переносе приборов учета воды за границы домовладений, опровергается показаниями свидетелей и письменным объяснением самого ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует обратное.

Кроме того, из пояснений представителей ответчика следует, что от абонентов требуется оформление новых договоров с иными техническими условиями подключения к сетям водоснабжения, что предполагает расположение приборов учета воды за внешней границей территории домовладении.

Анализируя приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что граница балансовой принадлежности это не граница земельных участков, а линия раздела сетей водоснабжения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании указанными сетями.

В свою очередь, граница эксплуатационной ответственности это линия раздела водопроводных сетей, которая устанавливается в договоре холодного водоснабжения.

Следовательно, для рассмотрения вопроса о правильном месте расположения приборов учета воды, при отсутствии сведений о владении сетями водоснабжения по признаку собственности или владения на ином праве, необходимо руководствоваться границей эксплуатационной ответственности в соответствии с договором водоснабжения.

Требования об установке приборов учета воды в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 645, в точке присоединения объекта к центральному водопроводу, то есть за пределами соответствующих земельных участков, с одновременным перезаключением договоров в соответствии с новыми техническими условиями, были направлены абонентам, утратившим либо не заключавшим письменный договор водоснабжения.

По мнению суда, данные требования не могут быть признаны законными, поскольку граждане с одной стороны, осуществившие первое фактическое подключение в установленном порядке к присоединенной сети, и снабжающая организация с другой стороны, поставившая пломбы на приборах учета воды и открывшая лицевой счет абонентам, в силу положений ст. 540 ГК РФ считаются заключившими договор водоснабжения и, таким образом, согласовавшими границы эксплуатационной ответственности в соответствии договорами присоединения.

При таких обстоятельствах снабжающая организация, продолжая поставлять воду абонентам и выражая согласие на исполнение договора без каких-либо существенных изменений, при отсутствии оснований для изменения или расторжения договора энергоснабжения, указанных в ст. 546 ГК РФ, не имеет права в одностороннем порядке требовать перезаключения договоров водоснабжения в соответствии с новыми техническими условиями.

При этом приведенные выше нормативно-правовые акты не содержат императивных требований о перезаключении договоров водоснабжения в соответствии с новыми техническими условиями в случаях, если приборы учета водопотребления были приняты в эксплуатацию в установленном порядке и опломбированы снабжающей организацией.

Вместе с тем, п. 21 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод допускает, что узел учета воды может быть размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей водоснабжение и абонента.

Заслуживающим внимания находит суд довод истца о том, что установка приборов учета за пределами земельных участков абонентов, то есть на землях муниципального образования, будет препятствовать надлежащей эксплуатации прибора учета воды, создаст условия для доступа к нему третьих лиц, что будет противоречить смыслу ст. 210 ГК РФ.

Одновременно необходимо отметить, что согласно пунктам 18 и 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 ГК РФ, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).

Изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).

Указанное также опровергает довод представителей МУП «Благоустройство» о том, что потребители, пользующиеся услугами водоснабжения по общим условиям о договоре присоединения, обязаны заключить с поставщиком новый договор в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".

Указание в уведомлениях, направленных абонентам из числа жителей <адрес>, о том, что в случае неисполнения требования расчет за потребленную воду будет произведен по нормативу, также является незаконным, при отсутствии соответствующих оснований, предусмотренных указанным выше п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг.

С учетом фактически сложившихся договорных отношений между поставщиком услуги и потребителями, перенос приборов учета возможен только при наличии добровольного волеизъявления абонентов и согласования такого условия сторонами, вследствие чего односторонние требования ответчика об установке приборов учета воды за пределами внешних границ домовладений являются незаконными, что влечет запрет на совершение указанных действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными требования муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» Городовиковского городского муниципального образования Республики Калмыкия об установке приборов учета воды за пределами внешних границ домовладений.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» Городовиковского городского муниципального образования Республики Калмыкия прекратить действия по направлению абонентам – жителям <адрес> требований об установке приборов учета воды за пределами внешних границ их домовладений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья О.Н. Иванов

Копия верна: судья О.Н. Иванов