ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/20 от 21.01.2020 Старожиловского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело 2-17/2020

Рязанская область

р.п. Старожилово 21 января 2020 года

Старожиловский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Королёва И.В.,

с участием заместителя прокурора Старожиловского района Рязанской области Мурушкина А.С.,

при секретаре Пудиковой С.А..

рассмотрев в помещении суда административное исковое заявление прокурора Старожиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства (обустроить участок автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево», расположенный по ул. Советская р.п. Старожилово Рязанской области, пешеходной дорожкой) в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007,

установил:

Прокурор Старожиловского района Рязанской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Старожиловского района Рязанской области была проведена проверка коллективного обращения граждан по вопросу нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

В соответствии с п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общее требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./ сут.

Прокуратурой района в ходе проверочных мероприятий с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Кораблинский» установлено, что на участке автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево», расположенном по Советская р.п. Старожилово Рязанской области, в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует пешеходная дорожка.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 №184, автомобильная дорога «Старожилово-Панинское-Мишенево» с идентификационным номером 61 ОПМЗ 61Н-632 в р.п. Старожилово Рязанской области, является дорогой общего пользования регионального значения, находится в собственности Рязанской области и соответственно в оперативном управлении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

В соответствии с п.1 ч.1 «Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области», утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 № 7, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

С учетом полномочий и задач, определенных ч.ч. 2, 3 указанного постановления, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения либо в перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или муниципального значения, утвержденные высшим исполнительным органом государственной власти Рязанской области, к которым также относится автомобильная дорога «Старожилово- Панинское-Мишенево» с идентификационным номером 61 ОПМЗ 61Н-632 возложена на Министерство транспорта и автомобильных дорого Рязанской области.

Непринятие мер по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ участка дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево» по ул. Советская р.п. Старожилово Рязанской области создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий на указанном участке автодороги, что является недопустимым.

Факт бездействия Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области подтверждается материалами проверки.

Просит признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 участка автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево», расположенного по. Советская р.п. Старожилово Рязанской области, незаконным.

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области обустроить участок автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево», расположенный по ул. Советская р.п. Старожилово Рязанской области, пешеходной дорожкой в соответствии с требованиями №ГОСТ Р 52766-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В соответствии со ст. 178 КАС РФ установить административному ответчику срок для исполнения судебного решения в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Старожиловского района Мурушкин А.С. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном в суд отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, с административными исковыми требованиями не согласен просит в удовлетворении заявленных требований отказать, в связи с тем, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области является ненадлежащим ответчиком по делу, указав, что в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 г. № 184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога «Старожилово - Панинское -Мишенево» Старожиловского района Рязанской области, общей протяженностью 15,9км., идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-632 - автодорога общего пользования регионального значения, находится в собственности Рязанской области и в оперативном управлении ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» (далее -Учреждение).

Государственное имущество Рязанской области - автомобильные дороги, в том числе и автодорога «Старожилово - Панинское - Мишенево», в соответствии с приказами министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 г. № 1115-р и от 25.12.2018 г. №977-р, переданы в оперативное управление ГКУ «Дирекция дорог Рязанской области».

Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» создано с целью реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области в соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 года № 431-р. Таким образом права и обязанности Минтранса Рязанской области в этой части переданы Учреждению.

Для реализации переданных полномочий Учреждению, в силу пункта 7 распоряжения Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 года №431-р, главы III Устава, финансирование Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Рязанской области об областном бюджете на финансовый год и плановый период министерством.

В связи с этим, согласно доводам ответчика, Министерство, является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.

Кроме того, представитель Министерства указал, что в соответствии с конституционным принципом разделения властей и ст.28 и 31 Бюджетного кодекса РФ, Министерство, являясь органом исполнительной власти вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, в том числе необходимость затрат на ремонт автомобильных дорог и периодичность ремонта.

С учетом указанных доводов представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.

Представители заинтересованных лиц: ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», ОГИБДД МО МВД «Кораблинский» в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Исследовав материалы дела, выслушав заместителя прокурора, суд счиает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

Так, ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон), определено, что обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 3 указанного Закона, установлены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Частями 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определено, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.12 Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В этой связи, а также в целях реализации положений законодательных актов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в отношении автомобильных дорог общего пользования, Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007г. № 184 определены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 №184, автомобильная дорога «Старожилово-Панинское-Мишенево» с идентификационным номером 61 ОПМЗ 61Н-632 в р.п. Старожилово Рязанской области, является дорогой общего пользования регионального значения, находится в собственности Рязанской области и соответственно в оперативном управлении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Согласно п.1 ч.1 «Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области», утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 21. 01.2009 г. № 7 министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно – распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно тому же постановлению, на Министерство возложены обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности, включая осуществление деятельности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых Министерство является субъектом транспортной инфраструктуры.

Требования прокурора в части понуждения Министерства обустроить участок дороги «Старожилово- Панинское-Мишенево» с идентификационным номером 61 ОПМЗ 61Н-632 относиться, в том числе, к осуществлению деятельности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В связи с этим, с учетом полномочий и задач, определенных ч.ч. 2, 3, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения либо в перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или муниципального значения, утвержденные высшим исполнительным органом государственной власти Рязанской области, к которым также относится автомобильная дорога «Старожилово- Панинское-Мишенево» с идентификационным номером 61 ОПМЗ 61Н-632 возложена на Министерство транспорта и автомобильных дорого Рязанской области.

Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденные высшим исполнительным органом государственной власти Рязанской области, к которым также относится автомобильная дорога «Старожилово-Панинское-Мишенево» с идентификационным номером 61 ОПМЗ 61Н- 632 в р.п. Старожилово Рязанской области, на Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Рассматривая доводы ответчика о том, что обязанность по содержанию и ремонту дорог возложена на созданное в соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018г. № 431-р ГКУ Рязанской области «Дирекция дорого Рязанской области», в задачи которого входит использование автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области. Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, а Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения; суд исходит из того, что, согласно п.7 указанного Распоряжения, главы III Устава Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», финансирование Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше требований законодательства, передача ГКУ Рязанской области «Дирекция дорого Рязанской области» полномочий по обслуживанию дорог, не исключает возложенной законодательством, обязанности по содержанию дорог у ответчика.

В связи с этим, доводы Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, изложенные в отзыве, о том, что они являются ненадлежащим ответчиком по данному делу, несостоятельны.

Решая вопрос об удовлетворении требований прокурора, суд также учитывает, что указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения, при этом, жизнь и здоровье являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по проведению в соответствие с требованиями ГОСТ участка автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево» в р.п. Старожилово Рязанской области, является незаконным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных прокурором Старожиловского района Рязанской области о понуждении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области обустроить участок автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево», расположенный по ул. Советская р.п. Старожилово Рязанской области, пешеходной дорожкой в соответствии с требованиям «ГОСТ Р 52766-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого административным ответчиком подлежат исполнению соответствующие обязанности по устранению установленных нарушений, суд с учетом обстоятельств дела, в частности необходимости времени на подготовку технической документации считает целесообразным установить срок - двенадцать месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227,228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Старожиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства – удовлетворить

Признать бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 участка автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево», расположенного по. Советская р.п. Старожилово Рязанской области, незаконным.

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области обустроить участок автомобильной дороги «Старожилово-Панинское-Мишенево», расположенный по ул. Советская р.п. Старожилово Рязанской области, пешеходной дорожкой в соответствии с требованиями №ГОСТ Р 52766-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в двенадцати месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Рязанский областной суд, путем подачи жалобы через Старожиловский районный суд Рязанской области.

Судья И.В.Королёв