ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/20 от 30.01.2020 Апанасенковского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дивное <дата> года

Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куцаенко И.С.,

с участием:

истца Скляров И.В. ,

представителя ответчика – администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края – ФИО7, действующей по доверенности,

при секретаре Брагинцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скляров И.В. к администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии гражданина (и членов его семьи) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Скляров И.В. обратился в суд с исковым заявлением в последующем уточненном, к администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным решения, постановления администрации от <дата> «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» и обязании поставить на учет в качестве граждан Скляров И.В. , его жену ФИО1, их сына ФИО2, нуждающихся в жилом помещении, мотивировав свои доводы следующим.

<дата> истец: Скляров И.В. в соответствии со статьей 52 ЖК РФ подал в орган местного самоуправления по месту жительства в администрацию муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с отсутствием собственного жилья.

<дата> в отношении истца было вынесено решение об отказе в принятии на учет, в связи с тем, что не истек срок, в течении которого, граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях вследствие намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся (<дата> семья зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>

Считает данное решение необоснованным в виду реального отсутствия у истца Скляров И.В. собственного жилья, смена им прописки в <дата> года с адреса: <адрес>, где проживает мать истца - гражданка ФИО4, связана с желанием последней продать принадлежащее ей домовладение, в связи с переездом в г. Ставрополь. В своем решении об отказе в принятии на учет ответчик ссылался необоснованно на ст. 53, пункт 2, 3 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что основания для принятия решения о снятии истца с учета в качестве, нуждающегося в жилом помещении, не соответствуют действительности.

В судебном заседании истец Скляров И.В. поддержал исковое заявление в редакции уточнений, пояснил, что администрация незаконно отказала ему в принятии на учет семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он со своей семьей в марте 2019 года сменил место регистрации, тем самым якобы намеренно ухудшил жилищные условия. Считает, что смена прописки не является основанием для отказа им в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как сменить адрес проживания они были вынуждены по независящим от них основаниям, а именно в связи с имеющимися у его матери ФИО4 намерениями продажи жилого дома и смены места жительства.

Представитель ответчика администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края – ФИО7 действующая по доверенности, исковые требования в редакции уточнений, истца не признала, просила в иске отказать, предоставила в судебное заседание отзыв на исковое заявление, согласно которого учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного Кодекса, решением совета муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края от <дата> установлена учетная общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м., общей площади жилого помещения на одного члена семьи на момент постановки на учет. Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия намеренного ухудшения граждан своих жилищных условий, также согласно пунктов 2,3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлены документы которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Скляров И.В. , с семьей, <дата> снимается с учета по адресу <адрес> в этот же день регистрируется по адресу: <адрес> (домовладение меньшей площадью, площадь домовладения согласно акта обследования от <дата> - <данные изъяты> и подает пакет документов в администрацию поселения о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрация муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края считает, что регистрация семьи Скляров И.В. по вышеуказанному адресу привела к ухудшению жилищных условий, так как не истек срок, в течение которого граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, в судебное заседание, не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Суд с учетом мнения лиц участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Свидетель ФИО4, в судебном заседании пояснила, что является матерью истца Скляров И.В. в связи с тем, что она собирается переехать жить в <адрес>, она попросила сына со совей семьей выписаться из домовладения, так как нашла покупателя, с которым уже заключила предварительный договор купли-продажи домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. В качестве задатка по данному предварительному договору купли-продажи от <дата>, она получила сумму в размере <данные изъяты>

Свидетель ФИО9, в судебном заседании пояснил, что действительно намеревается приобрести у ФИО4 домовладение, расположенное по адресу. <адрес> В связи с чем, между ними уже заключен предварительны договор купли-продажи и передан задаток в размере <данные изъяты>

Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования Скляров И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан Российской Федерации на жилище предусмотрено и гарантировано Конституцией Российской Федерации, что закреплено в ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Обеспечение условий для осуществления права на жилище возложено на органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах их полномочий (ст.2 ФЗ от 29.12.2004 года № 188-ФЗ Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании, согласно справки от <дата>, выданной Главой МО с. Дивного Апанасенковского района Ставропольского края установлено, что Скляров И.В. имеет состав семьи 3 человека: он, жена – ФИО1, сын ФИО2, <дата> года рождения, они проживают в жилом доме по <адрес>, в котором так же проживают родители супруги ФИО10, ФИО11, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО5

Согласно заявления от <дата>, Скляров И.В. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края о постановке Скляров И.В. , ФИО1, их сына ФИО2 на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края от <дата> « об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» Скляров И.В. , отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Скляров И.В. , <дата> года рождения и членам его семьи: жене - ФИО1, 1991 года рождения, сыну - ФИО2, <дата> года рождения, проживающим по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности ФИО5, общей площадью <данные изъяты> кв. м, так как не истек срок, в течение которого граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях вследствие намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся (<дата> семья зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>).

Ст. 54 ЖК РФ является отсылочной статьей к статье 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании представителем ответчика был приведен довод о намеренном ухудшении жилищных условий истцом, т.е. снятие с регистрационного учета по адресу: <адрес>, суд не может согласиться с данным доводом, поскольку, согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 (в ред. от 01.07.2011 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как установлено в настоящем судебном заседании Скляров И.В. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, так как данное домовладение ему на праве собственности не принадлежит, а принадлежит его матери ФИО4, которая заключила с ФИО9 предварительный договор купли-продажи и имеет намерения на продажу данного домовладения.

Таким образом, суд считает, что действия Скляров И.В. были направлены не на ухудшение жилищных условий, как утверждается администрацией МО с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края, а на совместное проживание со своей семьей и выполнением обязанностей, предусмотренных Законом РФ от <дата> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В настоящее время на каждого члена семьи истца приходится площадь менее 15 кв.м. на человека. Другой собственности члены его семьи, не имеют.

Решением совета муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края от <дата> установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м., приходящуюся на одного гражданина.

Как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007 года № 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться, как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Установление перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления. Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса. Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2007 года № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2007 года», которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Закона г. Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и Закона г. Москвы от 25.01.2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

С учетом изложенного суд считает отказ администрации МО с. Дивного Апанасенковского района Ставропольского края в принятии истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, необоснованным.

Суд считает правомерным возложить на администрацию МО с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края обязанность принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Скляров И.В. и членов его семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Скляров И.В. к администрации муниципального образования с. Дивного Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии гражданина (и членов его семьи) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, - удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края от <дата> «Об отказе принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края принять на учет семью Скляров И.В. в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Председательствующий судья И.С. Куцаенко