ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/2018 от 15.02.2018 Артемовского городского суда (Приморский край)

дело № 2-17/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 февраля 2018 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Бузьской Е.В.

при секретаре Цевелёвой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Артемовского городского округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках,

установил:

истец администрация Артемовского городского округа обратилась в суд с настоящим иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю указывая в обоснование требований, что земельные участки с кадастровыми номерами , , , , в соответствии с решением Думы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 497 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа» расположены в зоне городского озеленения Р-1.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ (действовавший в момент осуществления внесения изменений в отношении спорных земельных участков) «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе

При этом в соответствии со ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых иных сведений об объекте недвижимости

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

Согласно ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Как следует из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ: в отношении земельного участка с кадастровым номером изменен вид разрешенного использования с «производственная территория» на «застройка индивидуального жилого дома»; в отношении земельного участка с кадастровым номером изменен вид разрешенного использования с «для иных целей» на «застройка индивидуального жилого дома»; в отношении земельного участка с кадастровым номером изменен вид разрешенного использования с «для иных целей» на «застройка индивидуального жилого дома»; в отношении земельного участка с кадастровым номером изменен вид разрешенного использования с «для иных целей» на «застройка индивидуального жилого дома»; в отношении земельного участка с кадастровым номером изменен вид разрешенного использования с «для иных целей» на «застройка индивидуального жилого дома».

Вместе с тем, различное зонирование не предполагает использование спорных земельных участков по целевому назначению по существующему территориальному планированию.

Более того письмом от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом установлено, что им неправомерно были внесены изменения в государственный кадастровый учет в отношении спорных объектов недвижимости.

Также площадь земельных участков , превышает нормативную максимальную площадь в жилой зоне, установленную ст. 17 решения Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 № 497, соответственно утончение площади земельных участков в таком объеме противоречит действующему территориальному планированию.

Администрацией Артемовского городского округа решения, связанные с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости, в пределах установленных полномочий, не принимали: адреса не присваивались, справки о видах разрешенного использования земельных участков не выдавались.

Просил обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о следующих земельных участках: с кадастровым номером , <адрес>; с кадастровым номером , <адрес>; с кадастровым номером , <адрес>; с кадастровым номером , <адрес>; с кадастровым номером , <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, а также в качестве третьих лиц Чумакова Г.Н., Дергачев Е.Б.

В судебное заседание представитель администрации Артемовского городского округа не явился, уведомлен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайство не поступало. Ранее представителем направлены возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, поскольку несоответствие вида разрешенного использования земельного участка положениям действующих градостроительных регламентов не является основанием для снятия земельного участка кадастрового учета.

В судебном заседании представитель Чумаковой Г.Н. по доверенности Петрова А.А. возражала по заявленным требованиям, указала, что межевые работы по уточнению границ земельных участков Чумаковой Г.Н. с кадастровыми номерами и выполнены в соответствием с действующим, на тот момент времени, законодательством РФ Согласно представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера, при уточнении границ земельных участков Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа утвержденные решением Думы Артемовского городского № 497 от 28.04.2011 г., учтены не были, т.к. земельные участки были выделены до принятии и утверждения данных правил землепользования и застройки и предоставлялись изначально для строительства индивидуального жилого дома,. несоответствие вида разрешенного использования земельного участка положениям действующих градостроительных регламентов не является основанием для снятия земельного участка кадастрового учета.

В судебное заседание Дергачев Е.Б. не явился, уведомлялся судом по известному адресу, заказная корреспонденция возращена за истечением срока хранения. При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя Чумаковой Г.Н., исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из положений ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является ранее учтенным. Дата постановки на учет по документам ДД.ММ.ГГГГ. Первичная регистрация домовладения была проведена за ФИО3 на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем за Дергачевым Е.Б. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером но адресу: <адрес>, является ранее учтенным. Дата постановки на учет по документам ДД.ММ.ГГГГ. Первичная регистрация домовладения была проведена за ФИО4 на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем за Чумаковой Т.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является ранее учтенным. Дата постановки на учет по документам 14.12.-2005. Первичная регистрация домовладения была проведена за ФИО6 на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем за Чумаковой Г.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является ранее учтенным. Дата постановки на учет по документам ДД.ММ.ГГГГ. Первичная регистрация домовладения была проведена за ФИО5 на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем за Дергачевым Е.Б. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является ранее учтенным. Дата постановки на учет по документам ДД.ММ.ГГГГ. Первичная регистрация домовладения была проведена за ФИО2 на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем за ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, материалами дела подтверждается о предоставлении спорных земельных участков в период 1956-1959 года в для строительства индивидуального жилого дома.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

В силу положений статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 20072 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре, недвижимости» до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае:

1) снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Также орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

До 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.

Таким образом, из совокупного анализа вышеприведенных положений законодательства, следует, что нормативно не урегулировано снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, в случае, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.

Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 Федеральный закон № 218-ФЗ аналогично Закону о кадастре указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.

При этом нормы действующего законодательства не предусматривают процедуру снятия земельного участка с государственного кадастрового учета только лишь в случае несоответствия вида разрешенного использования земельного участка положениям действующих градостроительных регламентов.

Более того, как следует из представленных третьим лицом Чумаковой Г.Н. заключений кадастрового инженера, что ходе изучения материалов предоставленных заказчиком, сведений содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а так же осмотра земельных участков, было установлено, что уточнение границ земельных участков с кадастровыми номерами , , , было произведено в рамках действующего на тот момент, а именно 2016 год, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007г. и приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412 «ОБ утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». При этом, при уточнении границ земельных участков Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа утвержденные решением Думы Артемовского городского № 497 от 28.04.2011 г. не были учтены, т.к. земельные участки были выделены до принятия и утверждения данных правил землепользования и застройки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку в отношении спорных земельных участков в установленном порядке зарегистрировано право собственности а также и на домовладения, и действия по преобразованию участков не совершались, требования об аннулировании и снятии земельных участков с кадастрового учета удовлетворению не подлежат, поскольку несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного до введения градостроительных регламентов, положениям действующих градостроительных регламентов не является основанием для снятия земельного участка кадастрового учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации Артемовского городского округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.

Судья Е.В.Бузьская