ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/2021 от 12.01.2021 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2- 17/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Николаевск-на-Амуре 12 января 2021г.

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ковадло О.Д.,

с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А.,

представителя администрации Николаевского муниципального района по доверенности от 07.10.2020г. № 1.1-63-5965 ФИО1,

представителя МУП «Энергетик» по доверенности от 11.01.2021г. № 01.1-01/2021 ФИО2,

при секретаре Бигаевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, муниципальному унитарному предприятию «Энергетик» об обязании провести техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в свуд с иском к администрации Николаевского муниципального района, МУП «Энергетик» об обязании провести техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014г. № 437пр, ссылаясь на то, что городской прокуратурой во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края на постоянной основе осуществляется сбор и анализ информации о ходе подготовки топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осеннее-зимний период 2020-2021г.г., в рамках которого установлено следующее:

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Энергетик» Комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района закрепил на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, согласно Перечню объектов недвижимого и движимого имущества, являющегося приложением № 1 к договору № 5 от 17.07.2017г., в том числе канализационная сеть, водопроводная сеть, расположенные в с. Константиновка Николаевского района Хабаровского края. Согласно информации МУП «Энергетик» техническое обследование канализационной сети (протяженностью 2277 м и водопроводной сети протяженностью 1544 м, расположенных по адресу: Николаевский район, с. Константиновка до настоящего времени не проводились. Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства администрацией Николаевского муниципального района и МУП «Энергетик» не принято достаточных мер, направленных на обеспечение населения Константиновского сельского повеления питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и 9или)водоотведения городского поселения, что может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в ходе отопительного периода, и как следствие повлечет нарушение прав жителей поселения на бесперебойное обеспечение питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А. поддержала исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации Николаевского муниципального района ФИО1 не согласилась с исковыми требованиями, предоставив суду письменные возражения по заявленным требованиям, из которых следует, что Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация в границах сельских поселений в том числе, водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 22 апреля 2020 г. № 43-220, комитет по правлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края является уполномоченным органом Администрации района, осуществляющим в пределах своих полномочий от имени района управление и распоряжение муниципальным имуществом.

Согласно Положению о Комитете, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 26 июля 2012 г. № 66- 373, Комитет осуществляет полномочия Николаевского муниципального района по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального района.

На основании договора № 5 от 17 июля 2017 г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Энергетик» (далее - МУП «Энергетик», Предприятие), заключенного между Комитетом и МУП «Энергетик», согласно Акта приема - передачи муниципального имущества Николаевского муниципального района Хабаровского края, из Николаевского муниципального района в хозяйственное ведение МУП «Энергетик» передано на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, в том числе канализационная сеть, протяженностью 2277 м., водопроводная сеть, протяженностью 1544 м., расположенные по адресу; Хабаровский край, Николаевский район, с. Константиновка.

Согласно ст. ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - 416-ФЗ) техническое обследование централизованных систем водоотведения проводится, в том числе в целях определения технических характеристик канализационных сетей.

Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации (ч. 3 ст. 37 № 416-ФЗ).

Таким образом, Администрация района полагает, что поскольку все работы, проведение которых Прокурор просит суд возложить на Администрацию района и МУП «Энергетик», касаются только проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, законных оснований для возложения обязанности их проведения на ответчика Администрацию района не имеется.

На основании вышеизложенного, Администрация района полагает, что исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора подлежат частичному удовлетворению. В связи с чем, Администрация района просит суд возложить обязанность по организации проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Минстроя России от 05 августа 2014 г. № 437/пр, на ответчика муниципальное унитарное предприятие «Энергетик», в удовлетворении исковых требований в отношении администрации Николаевского муниципального Хабаровского края просит отказать. В последующем администрацией Николаевского муниципального района представлены дополнительные письменные возражения, из которых следует, что в статье 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее - Правила).

В силу подпункта «в» пункта 34 Правил, на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) водопроводных и канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах его эксплуатационной ответственности либо принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.

МУП «Энергетик» создано на основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 30.05.2017 г. №82-491 в целях выполнения функций оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению на территориях Константиновского, Озерпахского, Оремифского, Пуирского сельских поселений, городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» (обеспечение коммунальными услугами КГБУ «Николаевский-на-Амуре психоневрологический интернат» и КГБУЗ Противотуберкулезный диспансер».

В соответствие с договором № 5 от 17 июля 2017 г., заключенным между МУП «Энергетик» и комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района, в хозяйственное ведение предприятия передано муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг горячего водоснабжения холодного водоснабжения и водоотведения на территориях перечисленных выше поселениях.

Таким образом, Администрация района считает, что обязанность по проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, лежит на организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, то есть на МУП «Энергетик».

Однако, учитывая, что обязательства МУП «Энергетик» по проведению технического обследования, находящихся в его хозяйственном ведении систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, возникли в момент установления для него тарифов на соответствующие виды услуг в 2018 году и должны быть исполнены в течение долгосрочного четырехлетнего периода регулирования, установленного в отношении тарифа на каждую из перечисленных видов услуг, то есть не позднее 31 декабря 2021 г., что при своей оценке во взаимосвязи с требованиями части 6 статьи 37 ФЗ-416 и подпункта «а» пункта 4 Требований свидетельствует о том, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела срок, установленный для исполнения предприятием указанных обязательств, а равно устанавливающих их обязательных требований, не истек, а сами обязательства, соответственно, не могут считаться неисполненными, и, как следствие, ведущими к нарушению требований законодательных и(или) нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и особенности их исполнения.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание суда на следующее.

Николаевский муниципальный район Хабаровского края является публично-правовым органом, согласно Устава Николаевского муниципального района, его структуру составляют:

Собрание депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края (представительный орган);

глава Николаевского муниципального района Хабаровского края (возглавляет местную администрацию);

администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края (исполнительно-распорядительный орган);

-контрольно-счетная палата Николаевского муниципального района Хабаровского края (осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль).

Согласно части 3 статьи 37 Устава Администрация района является юридическим лицом в форме казенного учреждения.

Как казенное учреждение Администрация района не имеет никакого собственного имущества.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 38 Устава Администрация района осуществляет полномочия по управлению имуществом, находящимся в собственности муниципального района.

Собственником имущества является публично-правовое образование Николаевский муниципальный район Хабаровского края, которое создало казенное учреждение Администрацию района. Все имущество публично-правового образования Николаевского муниципального района Хабаровского края закреплено за казенным учреждением Администрацией района на праве оперативного управления, кроме земельных участков.

Администрация района, как казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено и не имеет право самостоятельно распоряжаться этим имуществом, без разрешения собственника.

Собственник имущества казенного учреждения - публично-правовое образование Николаевский муниципальный район - осуществляет свои права собственника имущества через свои уполномоченные органы, в данном случае через комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Комитет), который в хозяйственное ведение МУП «Энергетик» передал муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения на территориях перечисленных выше поселениях.

Так же хотелось бы обратить внимание суда, что ранее осуществление полномочий по водоснабжению и водоотведению в селе Константиновска принадлежали Константиновскому сельскому поселению Николаевского муниципального района Хабаровского края. Далее эти полномочия были переданы в Николаевский муниципальный район, в связи с чем Собранием депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края было создано предприятие МУП «Энергетик» с целью выполнения функций оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению на вышеуказанных территориях, которому в хозяйственное ведение были переданы соответствующие сети.

На основании вышеизложенного, с учетом ранее представленных позиций Администрацией района и МУП «Энергетик», Администрация района просит суд, в удовлетворении исковых требований Николаевского-на-Амуре городского прокурора в отношении Администрации района отказать, в отношении МУП «Энергетик» принять законное и обоснованное решение на усмотрение суда.

Дополнительно в судебном заседании представитель администрации по доверенности ФИО1 пояснила, что при передаче имущества из Константиновского сельского поселения, обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения не проводилось. Когда последний раз проводилось обследование централизованных систем водоотведения и водоснабжения, данными сведениями администрация Николаевского муниципального района не располагает.

Представитель МУП «Энергетик» по доверенности ФИО2 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями Николаевского-на-Амуре городского прокурора, ссылаясь на письменные возражения, предоставленные ранее МУП «Энергетик», из которых следует, что частями 3 и 6 статьи 37 федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - 416-ФЗ) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования).

В соответствие с подпунктом «а» пункта 4 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2014 г. № 437-пр) (далее - Требования) обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.

Подпунктами 15 и 16 статьи 2 ФЗ-416 установлено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, горячего водоснабжения.

В понятийном аппарате Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406) (далее - Основы ценообразования) под долгосрочным периодом регулирования понимается период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено федеральным законом. В свою очередь, периодом регулирования является период продолжительностью не менее 1 года, если иное не предусмотрено федеральным закона «О водоснабжении и водоотведении».

Муниципальное унитарное предприятие «Энергетик» создано на основании решения: Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 5.2017 г. №82-491 в целях выполнения функций оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению на территориях Константиновского, Озерпахского, Оремифского, Пуирского сельских поселений, городского поселения «Город Николаевска-на-Амуре» (обеспечение коммунальными услугами КГБУ «Николаевский-на-Амуре психоневрологический интернат» и КГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер»).

В соответствие с договором №5 от 17.07.2017 г., заключенным между МУП «Энергетик» и комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района, в хозяйственное ведение предприятия передано муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в перечисленных выше сельских поселениях.

В соответствие с Основами ценообразования комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края предприятию установлены тарифы на услуги горячего - водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с долгосрочным периодом регулирования продолжительностью 4 года, т.е. с 2018 г. до 2021 г. включительно.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что техническое обследование сетей горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, горячего водоснабжения и соответственно осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, проводится не реже, чем один раз в 5 лет, и не чаще одного раза в 3 года при первом применении ею долгосрочных тарифов с момента их установления для такой организации уполномоченным органом. Таким образом, исполнение обязательств по проведению технического обследования систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения связывается непосредственно с течением установленных для их исполнения сроков, при этом презюмируется, что влекущее к нарушению требований перечисленных законодательных и нормативных правовых актов неисполнение таких обязательств их субъектом может быть совершено лишь в форме бездействия, длящегося на протяжении всего установленного для их исполнения срока времени.

Между тем, из приведенных обстоятельств деятельности предприятия следует, что обязательства последнего по проведению технического обследования, находящихся в его хозяйственном ведении систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, возникли в момент установления для него тарифов на соответствующие виды услуг в 2018 году и должны быть исполнены в течение долгосрочного четырехлетнего периода регулирования, установленного в отношении тарифа на каждую из перечисленных видов услуг, то есть не позднее 31.12.2021 г., что при своей оценке во взаимосвязи с требованиями части 6 статьи 37 ФЗ-416 и подпункта «а» пункта 4 Требований свидетельствует о том, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела срок, установленный для исполнения предприятием указанных обязательств, а равно устанавливающих их обязательных требований, не истек, а сами обязательства, соответственно, не могут считаться неисполненными, и, как следствие, ведущими к нарушению требований законодательных и(или) нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и особенности их исполнения.

Резюмируя, ответчик считает, что вывод Николаевского-на-Амуре городского прокурора о нарушении МУП «Энергетик» требований действующего законодательства, регулирующего порядок и сроки проведения технологического обследования систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, и как следствие прав неопределенного круга лиц, является ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, а производное от него исковое требование об обязании МУП Энергетик» исполнить установленное законом обязательство по обследованию таких систем, является необоснованным, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

МУП «Энергетик» были предоставлены дополнения к отзыву на исковые требования, из которых следует, что перечень лиц, обязанных проводить техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения определен частью 3 статьи 37 федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон) и пунктом 6 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (утв. Приказом Минстроя от 05.08.2014 г. №437/пр) (далее - Требования), по своему содержанию является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит. В частности, в качестве такого лица Законом, в единственном числе, определена организация осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, т.е., во взаимосвязи с подпунктом 15 части 1 статьи 2 Закона, организация, осуществляющая эксплуатацию, т.е. использование по прямому техническому назначению, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.

При этом, содержащаяся в указанной части 3 статьи 37 Закона норма, регулирующая принятие органом местного самоуправления (далее - орган МСУ) решения о привлечении к проведению технического обследования своих представителей, является диспозитивной, то есть предоставляет такому органу местного самоуправления право выбора на участие в техническом обследовании или на отказ от участия в нем, а соответственно не может порождать возникновение у такого органа МСУ обязательств как принять участие в проведении технического обследования, а равно быть к нему привлеченным, так, и тем более, провести такое техническое обследование. Кроме того, пунктом 4 указанной статьи предельно прозрачно и исчерпывающе закреплены как пределы полномочий, так и связанные с их отправлением обязательства, органа МСУ при участии его представителей в техническом обследовании, которые, в свою очередь, сводятся лишь к согласованию результатов проведенного технического обследования, при этом порядок такого согласования регламентирован разделом 5 Требований, и не содержит указаний на обязательное совершение органом МСУ каких-то иных, дополнительных действий отличных от согласования или отказа от согласования результатов технического обследования.

Частью 6 комментируемой статьи Закона установлено, что обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). При этом используемые законодателем формулировки, такие как «не реже чем один раз в пять лет» и следуемое за ним в скобках «один раз в течение долгосрочного периода регулирования» соотносятся между собой при их буквальном толковании как общее и частное, при этом последняя по отношению к первой является конкретизирующей, разъясняя, что течение" пятилетнего срока, установленного для исполнения обязательства провести техническое обследование, связывается непосредственно с течением иного юридически значимого события, а именно течением долгосрочного периода регулирования, в связи с чем, в случаях, когда такой период регулирования не начал свое течение во времени, срок для исполнения обязательства по техническому обследованию также не может начать свое течение во времени соответственно, что также нашло свое отражение в подпункте «а» пункта 4 Приказа Требований, согласно которому, обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет, в связи с тем, что такой период может иметь длительность превышающий пятилетний срок, при повторном применении и(или) установлении организации долгосрочных тарифов. При этом как, как указывал ранее в отзыве на иск ответчик МУП «Энергетик» в соответствие с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения под долгосрочным периодом регулирования понимается период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов. В свою очередь, периодом регулирования является период продолжительностью не менее 1 года, если иное не предусмотрено федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Дополнительно пояснил, что сведениями о том, когда проводилось техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения, расположенных в с. Константиновка Николаевского района МУП «Энергетик» не располагает. Каким образом рассчитывался объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере питьевого водоснабжения и объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере водоотведения, указанных в постановлении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 31.01.2028г. № 4/11, он пояснить не может. Считает, что исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора заявлены преждевременно, поскольку недвижимое и движимое имущество передано предприятию на долговременной основе, соответственно техническое обследование должно проводиться один раз в 5 лет. Кроме этого, в с.Константиновка отсутствует теплоснабжение, горячее водоснабжение, соответственно сети теплоснабжения переданы не были, по г. Николаевск-на-Амуре были переданы только здания котельных.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 18.02.2015г. № 36-203 в собственность Николаевского муниципального района безвозмездно было принято имущество Константиновского сельского поселения согласно перечню.

Согласно Уставу МУП «Энергетик» является юридическим лицом, целью деятельности предприятия является удовлетворение потребностей населения, юридических лиц, иных потребителей по коммунальному обслуживанию и получение прибыли. Предметом деятельности предприятия является эксплуатация объектов, строительство и капитальный ремонт систем жизнеобеспечения, техническое обслуживание инженерного оборудования и сетей, реализация инвестиционных проектов, оказание сервисных и иных платных услуг.

16.07.2020г. Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского района с ООО «ЖКХ Уют» заключено соглашение о расторжении договора на аренду имущества, находящегося в муниципальной казне.

16.07.2017г. ООО «ЖКХ Уют» на основании акта передало имущество, находящееся в собственности Николаевского муниципального района Комитету по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района, в том числе недвижимое и движимое имущество, водопроводную сеть, канализационную сеть в с. Константиновка Николаевского района.

17.07.2017г. между Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района и МУП «Энергетик» заключен договор № 5 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергетик», согласно которому Комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района закрепил на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, согласно Перечню объектов недвижимого имущества и движимого имущества, являющегося Приложением № 1 к настоящему договору, в том числе канализационные сети водопроводную сеть, очистные сооружения, расположенные в с. Константиновка Николаевского района Хабаровского края(л.д.9-22)

Из информации МУП «Энергетик» от 12.11.2-20г., направленной в адрес Николаевского-на-Амуре городского прокурора следует, что обследование сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжение предприятием не проводилось, в связи с чем предприятие не располагает информацией о фактическом износе перечисленных коммунальных сетей(л.д.8)

Согласно справке Константиновского сельского поселения от 12.02.2021г. № 2-13/5 Константиновское сельское поселение передало водопроводные и канализационные сети в собственность Николаевского муниципального района на основании договора № 1 от 16.03.2015г. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края в собственность Николаевского муниципального района. Документы о техническом обследовании сетей водоснабжения и канализационных сетей не передавались, т.к. техническое обследование не проводилось.

Комитетом по ценам и тарифам от31.01.2018г. № 4/11 утверждено постановление «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей МУП «Энергетик» в Николаевском муниципальном районе (Константиновское сельское поселение) на 2018-2021годы».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений. Обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Бремя содержания имущества означает, что собственник обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также нести расходы на его содержание.

Приказом Минстроя России от 05.08.2014г. № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей техникоэкономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.

В соответствии с п. п. "а" п. 2 Требований обязательное техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - техническое обследование) проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.

Одной из задач проведения технического обследования является определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. п. б) п. 3 Требований).

Согласно п. 9 Требований объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

По итогам такого обследования определяются: уровень износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; актуальное техническое состояние объекта на дату обследования; предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов (п. 18 Требований).

Статьей 10 Закона РФ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Как было достоверно установлено в судебном заседании, водопроводная сеть, протяженностью 1544 м, канализационная сеть, протяженностью 2277 м. расположенные в с.Константиновка Николаевского района на основании договора от 17.07.2017г. № 5 переданы Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Энергетик».

При этом, ни администрация Николаевского муниципального района, ни МУП «Энергетик» не смогли указать в судебном заседании, когда проводилось техническое обследование данных сетей. поскольку сведениями об этом не располагают.

Суд, всесторонне оценив представленные доказательства, считает, что исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора в части обязания МУП «Энергетик» провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.082014г. ; 437/пр подлежат удовлетворению, поскольку водопроводная сеть и канализационная сеть с. Константиновка Николаевского района переданы в хозяйственное ведение МУП «Энергетик» на основании договора от 17.07.2017г., кроме этого фактическая производственная деятельность по спорным объектам осуществляется именно МУП «Энергетик», соответственно на данное предприятие возложена обязанность осуществления мероприятий по проведению технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения. При этом, как было достоверно установлено в судебном заседании, МУП «Энергетик передана сеть холодного водоснабжения, так как в с. Константиновка Николаевского района отсутствует как теплоснабжение, так и горячее водоснабжение. Соответственно МУП «Энергетик» обязан содержать данное имущество в технически исправном состоянии.

Доводы представителей МУП «Энергетик» о том. что мероприятия по техническому обследованию централизованных систем водоснабжения и водоотведения требуют больших финансовых затрат, кроме этого, поскольку имущество передано предприятию только в 2017г., а техническое обследование проводится не реже одного раза в 5 лет, то срок проведения технического обследования еще не истек и предприятием ведутся подготовительные работы к техническому обследованию сетей, являются необоснованными, поскольку предприятие в соответствии с договором от 17.07.2017г. № 5 взяло на себя обязательства по осуществлению необходимых мер по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств Предприятия, включая амортизационные отчисления, обеспечивать сохранность, возмещать собственнику материальный ущерб и убытки, вызванные ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств по использованию, содержанию и сохранности имущества. Кроме этого, поскольку ни собственнику имущества, ни предприятию, которое осуществляет пользование и владение указанным имуществом, не известна дата последнего технического обследования сетей, то соответственно данные обязательства не могут быть исполнены без уведомления данного предприятия о фактическом физическом износе и энергетической эффективности объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Поскольку как было достоверно установлено в судебном заседании водопроводная сеть и канализационная сеть. расположенные в с.Коснтантиновка переданы в хозяйственное ведение МУП «Энергетик», то администрация Николаевского муниципального района подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности, так как обязанность по проведению технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения может быть возложена на орган местного самоуправления, как на собственника данного имущества, только в случае отсутствия организации осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение в соответствии с приведенными выше положениями законодательства.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с МУП «Энергетик» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, при подаче искового заявления, освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевского –на-Амуре городского прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Энергетик» провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014г. № 437/пр.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Энергетик» ОГРН <***>, ИНН <***> государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Николаевского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 января 2021г.

Судья Ковадло О.Д.