ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/2022 от 24.01.2022 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

УИД 77RS0016-02-2021-005223-20

Дело № 2-17/2022

Решение

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года п. Струги Красные

Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,

при секретаре Славненко Ю.Н.,

с участием помощника Псковского транспортного прокурора Козловой Е.В., представителя ответчика Ращупкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» и АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» об обязании совершить действия по устранению нарушения закона,

установил:

Псковский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с исковым заявлением к ОАО «РЖД» и АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» об обязании совершить действия по устранению нарушения закона. В обоснование заявления указал, что Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров, в том числе в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан при эксплуатации пассажирской посадочной платформы железнодорожной станции Владимирский Лагерь Октябрьской железной дороги, расположенных в Псковской области, состоящих на балансовом учете Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО–«РЖД» (далее - железнодорожная станция Владимирский Лагерь), в ходе которой выявлены нарушения в указанной сфере.

Проверкой установлено, что указанная пассажирская платформа железнодорожной станции Владимирский Лагерь не отвечает требованиям по удобному и безопасному выполнению операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров, в том числе с ограниченными возможностями, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, на равный доступ к пассажирским платформам указанных станций. Поверхность пассажирской посадочной железнодорожной платформы железнодорожной станции Владимирский Лагерь находится в неудовлетворительном состоянии (выполнено из песчано-гравийной смеси); пассажирская платформа не оборудована специальными техническими устройствами и приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В нарушение п. 13.2.7 Свода Правил «Станционные здания, сооружения и устройства СП 225.1326000.2014» ограничительная линия по краю пассажирской платформы железнодорожной станции Владимирский Лагерь частично отсутствует.

Установлено также, что на территории железнодорожной станции Владимирский Лагерь отсутствует знак о запрете курения табака; станция не оборудована урнами для сбора мусора.

Также проверкой установлено, что на пассажирской платформе железнодорожной станции Владимирский Лагерь отсутствует (не размещена) необходимая и достоверная информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуги, а именно, информация для пассажиров об особой осторожности при проходе поездов, правилах нахождения граждан в зонах повышенной опасности, о действиях граждан, которые не допускаются на железнодорожных путях и пассажирских платформах; о действиях граждан при нахождении на пассажирских платформах; о действиях граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом, а также при посадке в вагоны и высадке из вагонов, об ответственности за нарушение правил безопасности. На указанных платформах не размещены направления движения поездов; указатели направления движения к городскому общественному транспорту, указатели движения маломобильных групп населения к пешеходному сходу, в том числе инвалидов-колясочников от платформы в населенный пункт при отсутствии устройств, обеспечивающих к ним беспрепятственный доступ.

Отсутствие предупредительной информации не дает возможности пассажиру в кратчайший срок сориентироваться и получить наиболее полную информацию о перевозках.

В этой связи Псковским транспортным прокурором 30.10.2020 начальнику Октябрьской железной дороги, расположенных в Псковской области, состоящих на балансовом учете Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, которое удовлетворено.

В декабре 2020 года Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка реального (фактического) устранения нарушений, по результатам которой установлено, что изложенные в наставлении нарушения не устранены.

Изложенные нарушения свидетельствуют о нарушении конституционных прав граждан на жизнь и здоровье, создают условия, опасные для движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Основываясь на ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, транспортный прокурор просил суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные проверкой нарушения.

Впоследствии в связи с добровольным удовлетворением части заявленных исковых требований, транспортный прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ уменьшил их и просил суд обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

- разместить на пассажирской платформе железнодорожной станции Владимирский Лагерь достоверную информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования услугами железнодорожного транспорта в части информирования об особой осторожности при проходе поездов, правилах нахождения граждан в зонах повышенной опасности, о действиях граждан, которые не допускаются на железнодорожных путях и пассажирских платформах; о действиях граждан при нахождении на пассажирских платформах; о действиях граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом, а также при посадке в вагоны и высадке из вагонов, об ответственности за нарушение правил безопасности; направления движения поездов.

В судебном заседании помощник Псковского транспортного прокурора уточненное исковое заявление поддержал, пояснил суду вышеизложенное.

В судебном заседании представитель ответчика - ОАО «РЖД» - исковые требования не признал, просил отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, как необоснованных.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ОАО «Российские железные дороги» является собственником объекта недвижимости - пассажирской платформы низкой с условным номером 60-60-07/002/2010-249, площадью 600,3 кв.м., инв. № 58:401:002:000014340:04001, лит. Г1, расположенной по адресу: Псковская область, Струго-Красненский район, станция Владимирский лагерь, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Псковской области 05.05.2010 серии 60АЖ №611955 (л.д.34).

Истцом предоставлен Технический паспорт на вышеуказанную пассажирскую платформу низкую с инв. № 58:401:002:000014340:04001, в котором указаны местоположение (Псковская область, Струго-Красненский район, станция Владимирский лагерь, начало ПК3-31,9 м, конец ПК3+268,2 м) и основные технические характеристики платформы: год постройки – 1968, площадь - 600,3 кв. м.; длина – 300,17 м.; ширина – 2,00 м;фундамент – ж/б Т-образные блоки, покрытие – бетонная плитка с 40% износа (л. д. 35-41).

Указанные сведения содержатся и в Инвентарной карточке учета объекта основных средств (л. д. 32-33).

Согласно сведениям, предоставленным ответчиком, железнодорожная станция Владимирский лагерь Октябрьской железной дороги в настоящее время открыта для продажи билетов и приема-выдачи грузов на подъездных путях общего и необщего использования. Имеющаяся на станции пассажирская платформа выполняет функции остановочного пункта, на которой происходит посадка и высадка пассажиров пригородного железнодорожного сообщения. Суточный пассажирооборот менее 500 человек в сутки. Скоростные и высокоскоростные поезда, имеющие номера 701-788 согласно «Порядку присвоения номеров поездов», утвержденному Распоряжением ОАО «РЖД» от 05.04.2014 №859р, через станцию Владимирский Лагерь не проходят, что подтверждается расписанием движения железнодорожных пассажирских поездов, размещенным на официальном сайте ОАО «РЖД».

Как следует из материалов дела, в 2020 году Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров при эксплуатации пассажирской посадочной платформы железнодорожной станции Владимирский Лагерь Октябрьской железной дороги, расположенных в Псковской области, состоящих на балансовом учете Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО – «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения в указанной сфере.

По результатам проверки установлено, что на указанной пассажирской платформе железнодорожной станции Владимирский Лагерь, являющейся зоной повышенной опасности, отсутствует предусмотренная законом визуальная информация коллективного пользования, способствующая избежать травматизма пользователями услуги железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей» организации независимо от организационно-правовой формы, выполняемой работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном порядке. Согласно ст. 7 Закона № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 18-ФЗ) пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители пользуются всеми предусмотренными законодательством Российской Федерации правами.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона № 18-ФЗ перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на пассажирских платформах.

Приведенные выше положения действующего законодательства обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать объекты транспортной инфраструктуры в надлежащем состоянии, что способствует обеспечению безопасности жизни и здоровья находящихся на этих объектах лиц.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р в целях исполнения Федеральных законов №17-ФЗ и №18-ФЗ введены в действие требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, которые устанавливают единые требования к пассажирским платформам, в части обеспечения безопасности пассажиров (далее - Требования).

В соответствии с п.п. 7.5, 8.1, 8.2, 8.5 Требований на пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у лестничных сходов, у билетных касс должны быть вывешены плакаты, указатели, предупреждающие пассажиров об особой осторожности при проходе поезда. Количество и места размещения устанавливаемых указателей, элементов и знаков должно быть удобным и достаточным для ориентации пассажиров, как на подходах к пассажирской платформе, так и на самой пассажирской платформе.

На пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у лестничных сходов, у билетных касс, переходах через пути должны быть вывешены специальные информационные щиты о времени проследования скоростных поездов и предупреждения людей об особой осторожности при их проходе.

Согласно п.п. 4,5 Правил нахождения граждан и размещения объектов зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и переход через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 №18 (в редакции от 13.07.2015) с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие: реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождения граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта; выполнять работы в соответствии с законодательством Российской Федерации (места проведения таких работ ограждаются соответствующими сигналами и знаками в установленном порядке информированием о проведении работ); иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками для проезда и перехода через железнодорожные пути.

Места и способы размещения информационных устройств на платформах предусмотрены пунктами 8.1, 8.2 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.06.2016 №614-ст введен в действие «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (далее ГОСТ 12.4.026-2015).

В развитие указанного ГОСТа Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2015 №3122р утвержден «Каталог – Единая система знаков безопасности для предупреждения случаев травмирования граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее ЕСЗБ).

Согласно разделу 1 ЕСЗБ предусмотренная в данном техническом акте система знаков применяется на территории объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» для предупреждения случаев травмирования граждан (пассажиров) путем наглядной мотивации к соблюдению правил поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Пунктом 5 ЕСЗБ предусмотрен ограниченный перечень запрещающих, предупреждающих и предписывающих знаков, которые размещаются на пассажирских платформах, и которые можно отнести к категориям об особой осторожности при проходе поездов, правилах нахождения граждан в зонах повышенной опасности, о действиях граждан, которые не допускаются на железнодорожных путях и пассажирских платформах; о действиях граждан при нахождении на пассажирских платформах.

Таблицей 4 – Требования к минимальному количеству средств визуальной информации на одной пассажирской платформе в зависимости от категории остановочного пункта, содержащейся в п. 6.6 ГОСТ Р 58172-2018, на пассажирских платформах категории «Д» размещается одна вывеска со схемой железнодорожного направления. При этом пассажирская платформа железнодорожной станции Владимирский лагерь относится к категории «Д» в силу п. 4.3 Требований к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах, утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 08.04.2021 №749, так как среднесуточное суммарное количество отправленных и прибывших пассажиров менее 500.

Исходя из изложенного, в этой части суд считает законными и обоснованными требования транспортного прокурора, заявленные к ОАО «РЖД» о размещении на пассажирской платформе предусмотренной законом информации.

При исполнении требований прокурора ответчику необходимо пользоваться требованиями ГОСТ 12.4.026-2015; вышеуказанного «Каталога – Единой системы знаков безопасности для предупреждения случаев травмирования граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД»; требованиями ГОСТ 58172-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах», утвержденного приказом Росстандарта от 06.07.2018 №401-ст, который предусматривает размещение визуальных соответствующих сигнальных знаков и окраски на всех категориях остановочных пунктов.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что нет оснований для обязания его устанавливать на пассажирской платформе знаки, запрещающие гражданам совершать определенные действия при пользовании железнодорожным подвижным составом, при посадке в вагоны и высадке из вагонов, поскольку в силу п. 5.1 ЕСЗБ эти знаки размещаются непосредственно в вагонах и в тамбурах вагонов. Размещение таких знаков на платформах не предусмотрено.

Также суд считает нормативно необоснованным требование прокурора об обязании ответчика установить на спорной железнодорожной платформе информации об ответственности граждан за нарушение правил безопасности.

Из анализа исследованных нормативных документов и объективного отношения к вопросу безопасности нахождения пассажиров в зоне повышенной опасности следует, что визуальная информация не должна быть избыточной.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу положений ст. 1079 ГК РФ владельцем источника повышенной опасности понимается юридическое лицо или гражданин, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании.

АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» не относится ни к одной, ни к другой из указанных категорий и не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям. Следовательно, требования, заявленные транспортным прокурором в части, признанной судом обоснованными, подлежат удовлетворению только в отношении ОАО «РЖД».

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Псковского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить частично.

Обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить на пассажирской платформе железнодорожной станции Владимирский лагерь достоверную информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования услугами железнодорожного транспорта в части информирования об особой осторожности при проходе поездов; правилах нахождения граждан в зонах повышенной опасности; о действиях граждан, которые не допускаются на железнодорожных путях и пассажирских платформах; о действиях граждан при нахождении на пассажирских платформах; о направлении движения поездов.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28 января 2022 года.

Судья Е.В. Богданова