Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата г.Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л,В.
При секретаре Филатовой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию муниципального образования г.Нягань «Няганской ресурсоснабжающей компании», Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нягани об устранении нарушений природоохранного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский природоохранный прокурор в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному предприятию муниципального образования г.Нягань «Няганской ресурсоснабжающей компании», Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нягани об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Просит обязать МКП МО г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «Система водоотведения г. Нягань, канализационные очистные сооружения 7000 м3 в сутки» (далее - Объект, КОС-7000), расположенного на территории города Нягань, ул. Речная, 80, в водный объект - участок реки Нягань-Юган (бассейн реки Обь) на км от устья в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Требования мотивировал тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в дата проведена проверка соблюдения МКП МО г. Нягань Няганская ресурсоснабжающая компания» (далее - Предприятие) требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта для сброса загрязняющих веществ.
В деятельности Предприятия установлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Проверкой установлено, что МКП МО г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» осуществляет эксплуатацию объекта «Система водоотведения г. Нягань, канализационные очистные сооружения 7000 м3 в сутки» (далее - Объект, КОС-7000), расположенного на территории города Нягань,
На основании свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, системе водоотведения г. Нягань, канализационные очистные сооружения 7000 м3 в сутки присвоена II категория негативного воздействия.
В процессе эксплуатации Объекта в водный объект - участок реки Нягань-Юган (бассейн реки Обь) на 43,0 км от устья сбрасываются сточные содержащие загрязняющие вещества, в состав которых входят: взвешенные вещества, нитраты, железо, нефтепродукты, хлориды и другие, относящиеся согласно постановлению Правительства Российской Федерации дата№ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
За пользование водного объекта с нарушением условий водопользования предусмотрена административная ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ.
Приказом Росстата от дата№ утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды.
Установлено, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от дата Предприятию с целью сброса сточных с КОС-7000 предоставлен участок реки Нягань-Юган (бассейн реки Обь) на от устья на срок по дата.
Указанным решением предусмотрено условие о необходимости соблюдения содержаний загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с КОС-700.
Вопреки установленным нормативам согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз) за дата отведено более 1 500 тыс. куб.м, загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в водный объект (превышение показателей по фосфатам, железу, ВПК, СПАВ, азоту аммонийному).
Таким образом, юридическим лицом на протяжении длительного периода в результате ненадлежащей очистки, а также сброса загрязненных сточных вод в водный объект, осуществляется негативное воздействие на него.
Вместе с тем, нарушения до настоящего времени не устранены.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Одними из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Учитывая изложенное, нарушение требований законодательства при сбросе недостаточно очищенных сточных вод в водный объект, затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно ли временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В судебном заседании помощник прокурора на требованиях настаивала.
Представитель ответчика муниципальное казенное предприятие муниципального образования г.Нягань «Няганской ресурсоснабжающей компании» требования прокурора не признает, пояснила, что Ханты-Мансийский межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Няганский городской суд с исковым заявлением к МКП г Нягань «НРК» об устранении нарушений природоохранного законодательства, выразившееся в осуществлении сброса в водный объект загрязняющих и недостаточно очищенных сточных вод Канализационными очистными сооружениями (КОС 7000) в нарушение условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Определением Няганского городского суда от дата назначена строительно-техническая экспертиза.
Экспертами в Няганский городской суд представлено заключение эксперта № строительно-технической экспертизы. На основании результатов строительно-технического обследования канализационного очистного сооружения 7000мЗ/сут, расположенного по , проведенного в соответствие поставленных на разрешение эксперта вопросов, установлено следующее:
Фактический объем поступающих стоков на КОС-7000мЗ/сутки соответствует проектной производительности. Существующая технологическая схема очистки сточных вод канализационных очистных сооружений 7000мЗ/сут. морально и физически устарела. С учетом фактической нагрузки, устаревшая система очистки не обеспечивают очистку сточных вод в соответствии с требованиями решения о предоставлении водного объекта в пользование. В целях обеспечения эффективности очистки стоков до норм, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, учитывая наличие новых КОС в непосредственной близости от канализационных очистных сооружений 7000мЗ/сут. необходимо довести проектную мощность новых очистных сооружений до 27000мЗ/сутки и переключить трубопроводы на новый объект. При наличии высокой вероятности возникновения последствий от деятельности КОС-7000, производство необходимо остановить, сооружение демонтировать.
Таким образом, экспертиза подтвердила, доводы Ответчика о том, что канализационные сооружения (КОС-7000) переданы в оперативное управление МКП г.Нягани «НРК» в состоянии, не позволяющем соблюдать требования Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.
Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию в отношении закрепленного за ним имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Приведение состава сточных вод, сбрасываемых в процессе эксплуатации в водный объект- участок реки Нягань -Юган, в соответствие с требованиями Решения о предоставлении объекта в пользование невозможно без конструктивных, проектных изменений в используемое имущество Ответчиком.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нягани пояснила, что они ненадлежащие ответчики.
В соответствии со ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296, пунктом 3 статьи 298 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим –имуществом с согласия собственника этого имущества.
дата по акту передачи муниципального имущества № КУМИ г. Нягани передал МКП г. Нягань «НРК» в оперативное управление все недвижимое имущество, в том числе канализационные очистные сооружения КОС-7000мЗ/сут с кадастровым №, расположенные по
Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно уставу муниципального казенного предприятия муниципального образования г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» утвержденным постановлением Администрации города Нягани от дата№ целью деятельности Ответчика является осуществление деятельности по производству товара, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным тарифам в целях решения социальных задач в области полномочий органов местного самоуправления по организации в границах города Нягани тепло -водоснабжения, населения, водоотведения.
Одним из видов деятельности ответчика является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
Согласно п. 5.8.2 Устава Ответчик несет ответственность и осуществляет мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, сохранности, надлежащего содержания закрепленного за ним муниципального имуществ, в том числе своевременного проведения текущего и капитального ремонта.
В соответствии с п. 6.2.4. Устава Ответчик обязан возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли или других природных ресурсов, загрязнением окружающей природной среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно - гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции.
Также дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3.5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Нягань, утвержденное решением Думы г. Нягани от дата№ «управление и распоряжение имуществом муниципальной казны, в том числе его содержание, осуществляется КУМИ г. Нягани за счет средств бюджета города Нягани, если обязанность по содержанию такого имущества не возложена в соответствии с законодательством и (или) договором на иных лиц.»
Поскольку при закреплении за предприятием на праве оперативного управления собственник утрачивает фактические права по пользованию, содержанию данного имущества, надлежащим лицом, выступающим от имени собственника в спорных отношениях, является Муниципальное казенное предприятие муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания».
Представитель третьего лица Администрации города Нягани исковые требования истца не признает, просит в иске отказать.
Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в дата проведена проверка соблюдения МКП МО г. Нягань Няганская ресурсоснабжающая компания» (далее - Предприятие) требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта для сброса загрязняющих веществ.
В деятельности Предприятия установлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Проверкой установлено, что МКП МО г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» осуществляет эксплуатацию объекта «Система водоотведения г. Нягань, канализационные очистные сооружения 7000 м3 в сутки» (далее - Объект, КОС-7000), расположенного на территории города Нягань,
На основании свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, системе водоотведения г. Нягань, канализационные очистные сооружения 7000 м3 в сутки присвоена II категория негативного воздействия.
В процессе эксплуатации Объекта в водный объект - участок реки Нягань-Юган (бассейн реки Обь) на 43,0 км от устья сбрасываются сточные содержащие загрязняющие вещества, в состав которых входят: взвешенные вещества, нитраты, железо, нефтепродукты, хлориды и другие, относящиеся согласно постановлению Правительства Российской Федерации 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности. При этом в соответствии со ст. 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов, химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что критерии опасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В статье 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвре6жеванию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Статьей 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, соблюдение которых должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе, цель, виды и условия использования ого объекта или его части (в том числе объем допустимого забора изъятия) водных ресурсов), сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части в пределах которых предполагается осуществлять водопользование, срок водопользования (ст. 22 Водного кодекса РФ).
За пользование водного объекта с нарушением условий водопользования предусмотрена административная ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ.
Приказом Росстата от дата№ утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды.
Установлено, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от дата Предприятию с целью сброса сточных с КОС-7000 предоставлен участок реки Нягань-Юган (бассейн реки Обь) на от устья на срок по дата.
Указанным решением предусмотрено условие о необходимости соблюдения содержаний загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с КОС-700.
Вопреки установленным нормативам согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз) за дата отведено более 1 500 тыс. куб.м, загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в водный объект (превышение показателей по фосфатам, железу, ВПК, СПАВ, азоту аммонийному).
Юридическим лицом на протяжении длительного периода в результате ненадлежащей очистки, а также сброса загрязненных сточных вод в водный объект, осуществляется негативное воздействие на него.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и деятельность юридических и физических лиц, оказывающая действие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких -типов как:
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей и экологической безопасности;
- презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную «окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По выявленным нарушениям закона природоохранным прокурором в руководителя Предприятия дата внесено представление об их устранении, которое рассмотрено и удовлетворено, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, нарушения до настоящего времени не устранены.
Определением Няганского городского суда от дата назначена строительно-техническая экспертиза.
Экспертами в Няганский городской суд представлено заключение эксперта № строительно-технической экспертизы. На основании результатов строительно-технического обследования канализационного очистного сооружения 7000мЗ/сут, расположенного по адресу: г.Нягань, , проведенного в соответствие поставленных на разрешение эксперта вопросов, установлено следующее:
Фактический объем поступающих стоков на КОС-7000мЗ/сутки соответствует проектной производительности.
Существующая технологическая схема очистки сточных вод канализационных очистных сооружений 7000мЗ/сут. морально и физически устарела. С учетом фактической нагрузки, устаревшая система очистки не обеспечивают очистку сточных вод в соответствии с требованиями решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В целях обеспечения эффективности очистки стоков до норм, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, учитывая наличие новых КОС в непосредственной близости от канализационных очистных сооружений 7000мЗ/сут. необходимо довести проектную мощность новых очистных сооружений до 27000мЗ/сутки и переключить трубопроводы на новый объект.
При наличии высокой вероятности возникновения последствий от деятельности КОС-7000, производство необходимо остановить, сооружение демонтировать.
Таким образом, экспертиза указала на нецелесообразность приведение в соответствие КОС 7000, в целях обеспечения эффективности очистки стоков до норм, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, а считают необходимым его остановку и демонтаж.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийскому природоохранному прокурору в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию муниципального образования г.Нягань «Няганской ресурсоснабжающей компании», Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нягани об устранении нарушений природоохранного законодательства – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Няганский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено дата.
Судья Баскова Л.В.