Дело № 2-17/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт.Ольга 28 января 2022 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Савина А.А.,
при секретаре судебного заседания Биктимировой Е.А.,
с участием заместителя прокурора Ольгинского района Садохина Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольгинского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тимофеевского сельского поселения (к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Ольгинского муниципального района) о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Ольгинского района Приморского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении обязанности на администрацию Тимофеевского сельского поселения провести работы по устранению древесно-кустарной растительности угрожающей целостности сетей электроснабжения, а также по капитальному ремонту линий электропередач и опор линий электропередач, их расположенных по <адрес>
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что администрацией Ольгинского муниципального района и администрацией Тимофеевского сельского поселения заключено соглашение № от 26.02.2021 г. о передаче к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения на 2021 год. Указанным соглашением администрация Тимофеевского сельского поселения приняла на себя полномочия, в том числе по организации в границах поселения электроснабжения населения, организации мероприятий по электроснабжению.
Так, при проведении прокуратурой района проверкой установлено, что по <адрес> сети электроснабжения находятся в ненадлежащем состоянии, требуются проведения аварийно-восстановительных работ.
Объекты электроснабжения по <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии: деревянные опоры ЛЭП прогнили, имеют наклоны менее допустимых, близки к падению, трасса ВЛ заросла кустарником, имеются ДКР непосредственно касающиеся проводов, провисы проводов.
Данное состояние объектов электросетевого хозяйства свидетельствуют о том, что длительное время указанные объекты не обслуживались, что непосредственно влияет на возрастающее количество аварийных технологических нарушений электроснабжения, продолжительность отключений электроснабжения в населенном пункте, что непосредственно нарушает права жителей п. Тимофеевка на получение услуг электроснабжения надлежащего качества.
При проверке, проведенной прокуратурой района в мае 2021 года, установлено, что администрацией Тимофеевского сельского поселения своевременные меры по организации ремонтных работ объектов электроэнергетики не принимаются.
В целях устранения указанных нарушений 25.05.2021 года прокуратурой района в адрес главы администрации Тимофеевского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено 29.06.2021 года. Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, мероприятия по приведению объектов электроэнергии органов местного самоуправления не реализованы.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ольгинского района Приморского края поддержал заявленные требования в полном объеме. Заявил ходатайство о привлечении в качестве ответчика администрацию Ольгинского муниципального района Приморского края. Представил акт осмотра от 28.01.2022 г. и фотоматериалы из содержания которых следует, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель ответчика администрации Тимофеевского сельского поселения в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв, в соответствии с которым администрация Тимофеевского сельского поселения приняла к осуществлению полномочия: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в части организации на территории поселения мероприятий по организации электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в сумме 277335,00 рублей. Выделенные межбюджетные трансферты в сумме 277335,00 рублей в бюджет Тимофеевского сельского поселения по переданным полномочиям, а именно в части организации на территории поселений мероприятий по организации электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть направлены только на оплату услуг по договорам аварийно-восстановительных работ. В соответствии с критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, администрация Тимофеевского сельского поселения, не может быть отнесена к сетевой организации. Администрацией Тимофеевского сельского поселения совместно с Общественным советом Тимофеевского сельского поселения были проведены осмотры линий электропередачи по улицам: <адрес>. Составлены Дефектные Акты по капитальному ремонту ЛЭП 0,4 кВ в районе <адрес>. В период 2021 года, за счет дополнительных средств, поступивших из бюджета Ольгинского муниципального района в бюджет Тимофеевского сельского поселения, администрацией Тимофеевского сельского поселения были заключены договор подряда от 16.08.2021 № на выполнение работ по капитальному ремонту ЛЭП 0,4 кВ <адрес> и договор подряда от 18.09.2021 № на выполнение работ по капитальному ремонту ЛЭП 0,4 кВ <адрес>, на момент подачи иска работы были завершены. Вместе с тем, администрация Тимофеевского сельского поселения согласна с необходимостью проведения капитального ремонта воздушно-кабельных линий электропередач по <адрес> (от ТП - 1), <адрес> (от ТП – 4), <адрес> (от ТП – 7) в связи с неудовлетворительным состоянием вышеперечисленных воздушно-кабельных линий электропередач. В 2022 г. соглашение с администрацией района по принятию и осуществлению полномочий по организации электроснабжения не заключено, администрация района как собственник линий электропередач в соответствии со ст.210 ГК РФ является надлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель администрации Тимофеевского сельского поселения указанные доводы поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Ольгинского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ч.ч.1, 2 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена, в том числе организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Пунктом 98 постановления Правительства РФ от 13.08.2018 №937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что объекты электроэнергетики, их оборудование и устройства, электроустановки потребителей электрической энергии, входящие в состав Единой энергетической системы России, технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, для обеспечения их технологической совместимости, надежной и безопасной работы в составе энергосистемы, обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы должны соответствовать требованиям, установленным настоящими Правилами, и требованиям к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, установленным нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Пункты 23, 27, 138 указанных Правил предусмотрено, что для обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы объекты электроэнергетики, энергопринимающие установки, их оборудование и устройства, входящие в состав энергосистемы, должны обладать техническими характеристиками, обеспечивающими выполнение требований к параметрам электроэнергетического режима энергосистем. Все субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых присоединяются к энергосистеме или функционируют в ее составе, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики. Для обеспечения функционирования объектов электроэнергетики в составе энергосистемы их владельцами независимо от класса напряжения и мощности объектов электроэнергетики обеспечиваются организация эксплуатации, ремонт и техническое обслуживание принадлежащих им линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, организация и осуществление в их отношении непрерывного оперативно-технологического управления. Владельцы объектов электроэнергетики обязаны организовать и осуществлять эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании линий электропередачи, оборудования, комплексов релейной защиты и автоматики и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, обеспечивающую их надежную работу в течение всего жизненного цикла, в том числе в гололедный и грозовой периоды, период экстремально высоких температур и при прохождении паводка, в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проведение ремонта и технического обслуживания, обеспечивающих поддержание линий электропередачи, оборудования, комплексов релейной защиты и автоматики и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, зданий и сооружений объектов электроэнергетики в исправном и работоспособном состоянии, в соответствии с правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики и правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; определение фактического технического состояния основного и вспомогательного оборудования объектов электроэнергетики и его изменения с использованием технических средств контроля, позволяющих получить достоверные результаты, или диагностирования показателей (параметров) технического состояния, а также по результатам визуальных осмотров (с установленной периодичностью) методами и в объемах в соответствии с требованиями нормативной технической документации и рекомендациями (инструкциями) организаций-изготовителей оборудования (далее - контроль технического состояния); проведение технического освидетельствования и продление срока эксплуатации линий электропередачи, оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики в соответствии с правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; продление срока службы комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в соответствии с правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;расследование причин аварий на объектах электроэнергетики, а также разработку и реализацию противоаварийных мероприятий в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике».
Судом установлено, что в соответствии с соглашением № 6 от 26.02.2021 г. о передаче к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения на 2021 год полномочия по принятию и осуществлению полномочий по организации электроснабжения были переданы администрации Тимофеевского сельского поселения. На 2022 г. соответствующее соглашение не заключено.
В силу положений ст.210 ГК РФ администрация Ольгинского района кА собственник спорных линий электропередач, обязана содержать их в надлежащем состоянии.
Администрацией Ольгинского муниципального района своевременные меры по организации ремонтных работ объектов электроэнергетики не принимаются, мероприятия по приведению объектов электроэнергии в надлежащее состояние не проведены, что нарушает права жителей п. Тимофеевка на получение услуг электроснабжения надлежащего качества. Указанные обстоятельства подтверждаются копией заявления с фотографиями, копией дефектных актов от 09.04.2021 г., 14.05.2021 г., представления от 25.05.2021 г., ответом на представление от 29.06.2021 г., информацией администрации Тимофеевского сельского поселения Ольгинского муниципального района Приморского края от 20.05.2021 г., актом от 28.01.2022 г. Из указанных доказательств следует, что перечисленные нарушения закона не устранены.
Поскольку факт нарушения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов по организации мероприятий по электроснабжению нашел подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации Ольгинского муниципального района.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, следовательно, основания для возложения указанных обязанностей на администрацию Тимофеевского сельского поселения отсутствуют.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд приходит к выводу, что срок исполнения возлагаемых обязанностей на администрацию Тимофеевского сельского поселения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является достаточным для устранения ответчиками выявленных нарушений требований законодательства.
При этом ответчики не лишены права обратится с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Ольгинского района Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Тимофеевского сельского поселения, администрации Ольгинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию Ольгинского муниципального района Приморского края в шестимесячный срок со дня со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по устранению древесно-кустарной растительности угрожающей целостности сетей электроснабжения, а также по капитальному ремонту линий электропередач и опор линий электропередач, расположенных по <адрес> п. Тимофеевка Ольгинского муниципального района Приморского края.
В удовлетворении исковых требований к администрации Тимофеевского сельского поселения отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в апелляционную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Дата принятия решения в окончательной форме 28.01.2022 г.
Председательствующий А.А.Савин