ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17/2022 от 31.01.2022 Солтонского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-17/2022 (2-197/2021)

УИД 22RS0048-01-2021-000321-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Солтон Солтонского района

Алтайского края, улица Ленина - 15 31 января 2022 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Савочкине Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17/2022 (2-197/2021), возбужденное по исковому заявлению Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Солтонского района «Водоресурс» о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

28 декабря 2021 года в Солтонский районный суд Алтайского края поступило исковое заявление Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее по тексту - Инспекция), поданное в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Солтонского района «Водоресурс» (далее по тексту - МУП Солтонского района «Водоресурс») о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в котором истец просит обязать ответчика разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в сети Интернет www.dom.gosuslugi.ru сведения, предусмотренные пунктом 2.1 раздела 8 Приказа № 74/114/пр о договорах, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и потребителями.

В обоснование заявленных исковых требований представитель истца ссылается на то, что Инспекцией по поручению Минстроя России от 22 марта 2021 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере раскрытия информации в деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ресурсоснабжающими организациями. Установлено, что МУП Солтонского района «Водересурс» осуществляет предоставление коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах на основании конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 19 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», разделом 8 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации, необходимой для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, посредством ее размещения в системе.

Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определен сайт www.dom.gosuslugi.ru.

Во исполнение выше указанного поручения Инспекцией поведена проверка исполнения требований МУП Солтонского района «Водоресурс» в части размещения информации согласно пунктов 1, 2.1 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

В результате осмотра ГИС ЖКХ установлено, что МУП Солтонского района «Водоресурс» в системе ГИС ЖКХ не зарегистрировано, информация не размещена в полном объеме, что свидетельствует о том, что ответчик в системе ГИС ЖКХ не зарегистрировано, информация не размещена в полном объеме, что является нарушением раздела 8 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, что подтверждается актом проверки № 14-04/670 от 30 апреля 2021 года.

По итогам проверки в адрес МУП Солтонского района «Водоресурс» выдано предписание № 14-04/670 от 30 апреля 2021 года, которым ответчику необходимо было в срок до 31 мая 2021 года обеспечить наличие информации в ГИС ЖКХ в соответствии с пунктами 1, 2.1 Раздела 8 Приказа № 74/114/пр. В то же время, в ходе проверки исполнения указанного предписания, Инспекцией установлено, что оно не исполнено, в связи с чем в адрес ответчика выдано новое предписание № 14-04/1950 от 19 июня 2021 года с аналогичными требованиями, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 24.1 статьи 19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка Солтонского района Алтайского края от 27 августа 2021 года по делу № 5-88/2021 директор МУП Солтонского района «Водоресурс» признан виновным, в связи с малозначительностью производство по делу прекращено, объявлено устное замечание.

В ходе проверки исполнения предписания № 14-04/1950 от 19 июня 2021 года вновь установлено его неисполнение и выдано новое предписание № 14-04/2482 от 02 сентября 2021 года с аналогичными требованиями, директор МУП Солтонского района «Водоресурс» привлечен к административной ответственности по пункту 24.1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В ходе проверки исполнения предписания № 14-04/2482 установлено, что ответчик в системе ГИС ЖКХ зарегистрировался, информация об организации в соответствии с пунктом 1 раздела 8 приказа № 74/114/пр размещена, однако информация о договорах, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и потребителями в соответствии с пунктом 2.1 указанного приказа, не размещена в полном объеме, что в соответствии с нормами действующего законодательства нарушает гарантированные законом права граждан на ознакомление с результатами деятельности по предоставлению коммунальных услуг. Кроме того, договоры на оказание услуг используются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при проведении проверок иными гражданами, не являющимися собственниками помещений в домах, желающих ознакомиться с результатами деятельности ресурсоснабжающей организации, в связи с чем количество лиц, права которых нарушены бездействием ответчика, не может быть определено.

Представитель Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением, в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика муниципального унитарного предприятия Солтонского района «Водоресурс», будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования признает, ссылаясь на то, что работа по регистрации и размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в сети Интернет необходимой информации, ведется, приобретена программа, ведется заполнение абонентской базы по юридическим и физическим лицам, однако в связи с большим количеством абонентов, времени для внесения всех сведений, потребуется от трех до пяти месяцев, что представитель ответчика просит учесть при определении срока для исполнения решения суда.

Представитель привлеченного к участию в качестве третьего лица - Администрации Солтонского района Алтайского края, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, учитывая надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения участвующих в деле лиц, рассмотрел дело в их отсутствие.

Доложив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из Устава, Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП Солтонского района «Водоресурс» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является оказание коммунальных услуг населению Солтонского района в виде подачи и распределения воды для питьевых и промышленных нужд, предприятие создано с целью удовлетворения общественных потребностей в результате оказания услуг по водоснабжению и обеспечению питьевой водой.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, порядка заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определение оснований и порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирование вопросов, связанных с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее по тексту - Правила).

Согласно указанных Правил, коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, ответчик относится к ресурсоснабжающей организации, оказывающей коммунальные услуги потребителям, в том числе физическим лицам, проживающим, либо временно пребывающим на территории Солтонского района Алтайского края, ввиду чего определить весь круг потребителей не представляется возможным.

Согласно раздела III указанных Правил, организация, оказывающая коммунальные услуги обязана уведомлять потребителей путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках), расположенных в пунктах обслуживания потребителей, или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации о последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое (нежилое) помещение или домовладение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее переданных потребителем сведений о показаниях приборов учета; о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; о последствиях недопуска потребителем гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) для установки и ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и иного оборудования, в том числе необходимого для присоединения такого прибора учета к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, размеры тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены, показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также иную установленную информацию.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулируются нормами Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства».

Согласно указанного Федерального закона, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ГИС ЖКХ) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Создание и эксплуатация ГИС ЖКХ осуществляется на принципах открытости, прозрачности и общедоступности информации, содержащейся в системе.

В силу статьи 10 указанного Федерального закона в случае, если информация, которая должна размещаться в системе, содержится в иных государственных или муниципальных информационных системах и включается в иные государственные или муниципальные информационные системы в обязательном порядке, такая информация подлежит размещению в системе в автоматизированном режиме из иных государственных или муниципальных информационных систем операторами таких государственных или муниципальных информационных систем.

Приказом Минэкономсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года официальным сайтом ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет определен сайт www.dom.gosuslugi.ru.

В соответствии с пунктом 19 статьи 7 указанного Федерального закона, лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства определяются Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Разделом 8 указанного Приказа предусмотрены сроки, порядок, объем размещения лицами, осуществляющими поставки ресурсов, сведений, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, в ГИС ЖКХ.

Так, согласно пункта 2.1 указанного Раздела, лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размещают в соответствующем Разделе в установленный срок информацию о договорах, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, о договорах на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, о договорах, заключенных между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, ответчик, как лицо, оказывающее коммунальные услуги населению и организациям на территории Солтонского района, и поставляющее указанным потребителям ресурсы в виде воды для питьевых и промышленных нужд, в силу указанных норм права обязаны быть зарегистрированными в ГИС ЖКХ и размещать в указанном информационном ресурсе предусмотренную законом информацию, в том числе информацию о договорах, заключенных между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг.

В силу пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство в том числе регулирует отношения по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с положениями статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Осуществление регионального государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

Как следует из материалов дела, Инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края, осуществляющей на территории Алтайского края региональный жилищный надзор, во исполнение приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 марта 2021 года № 193/пр на территории Алтайского края, в том числе в отношении МУП Солтонского района «Водоресурс» проведена проверка полноты и достоверности информации о размещенных в ГИС ЖКХ объектах жилищного фонда, договорах управления и договорах предоставления жилищно-коммунальных услуг, об оказании услуг и т.д. В том числе предметом проверки было определено установление наличия (отсутствия) информации, предусмотренной пунктом 2.1 Раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно акта проверки от 30 апреля 2021 года, по состоянию на указанную дату, МУП Солтонского района «Водересурс» в ГИС ЖКХ не зарегистрировано, соответственно не размещена и необходимая информация о деятельности указанного предприятия, вследствие чего ответчику было выдано предписание об устранении нарушений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», указанного выше Приказа.

Не смотря на это, ответчиком нарушения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» устранены не были, регистрация в ГИС ЖКХ не была произведена, вследствие чего 08 октября 2021 года директор МУП Солтонского района «Водоресурс» ФИО1 и.о. мирового судьи судебного участка Солтонского района Алтайского края была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в установленный срок не выполнила требования о внесении в ГИС ЖКХ необходимых сведений.

Согласно акта проверки от 19 ноября 2021 года, было установлено, что МУП Солтонского района «Водоресурс» в ГИС ЖКХ зарегистрировано, однако информация о договорах, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, и обязательность внесения в ГИС ЖКХ которой предусмотрена пунктом 2.1 Раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», не размещена, вследствие чего истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно общедоступных сведений ГИС ЖКХ, МУП Солтонского района «Водоресурс» зарегистрирована в указанной информационной системе, однако указанная выше информация, ответчиком в ГИС ЖКХ в полном объеме и до настоящего времени не размещена, что подтверждается актом проверки, проведенной представителем Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, скриншотом официальной страницы ответчика в ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по состоянию на 27 января 2022 года, и не оспаривается представителем ответчика.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Отсутствие информации о договорах, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, о договорах на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, о договорах, заключенных между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, нарушают права неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг на получение информации, обязательность размещения которой предусмотрена действующим законодательством.

Учитывая, что ответчиком, не смотря на неоднократные предписания контролирующего органа, установленная законом обязанность об обеспечении свободного доступа к информации предприятия, не исполнена до настоящего времени, что нарушает права неопределенного круга лиц, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязав ответчика разместить в ГИС ЖКХ необходимую информацию о договорах, заключенных ответчиком с потребителями коммунальных услуг.

При определении срока исполнения решения суда учитываются требования разумности, справедливости, исполнимости решения суда, ввиду чего суд полагает необходимым установить исполнение ответчиком обязанности в срок до 30 апреля 2022 года включительно.

Учитывая, что исковые требования неимущественного характера заявлены в интересах неопределенного круга лиц - физических лиц, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Солтонского района «Водоресурс» о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Солтонского района «Водоресурс» в срок до 30 апреля 2022 года включительно разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интеренет www.dom.gosuslugi.ru сведения, предусмотренные пунктом 2.1 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», о договорах, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг, - МУП Солтонского района «Водоресурс» и потребителями.

Директору МУП Солторнского района «Водоресурс» в срок до 30 апреля 2022 года включительно об исполнении решения суда сообщить в Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края, а также в Солтонский районный суд Алтайского края.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоресурс» в доход бюджета муниципального образования Солтонский район Алтайского края судебные расходы в виде государственной пошлины в размере трехсот рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение судом принято 31 января 2022 года.

Председательствующий судья Е.А. Понамарева