Дело № 2-17/2024
УИД 39RS0022-01-2023-000710-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Х.И. Муссакаева, при помощнике Бондаревой О.А.,
с участием истца заместителя прокурора г. Черняховска Плужника В.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» Гаркавой Ю.А.,
представителя ответчика Фонда капитального ремонта Калининградской области Поповой В.С.,
3-его лица ФИО14
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Черняховска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области», Фонду капитального ремонта Калининградской области об обязании произвести ремонтные работы,
УСТАНОВИЛ:
Истец и.о. прокурора г. Черняховска обратился в суд в интересах неопределенного круга с иском к администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» об обязании произвести ремонтные работы.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка по обращению ФИО8 и ФИО9, в ходе которой были выявлены нарушения норм жилищного законодательства.
Вступившим в законную силу решением Черняховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный округ <адрес>» возложена обязанность провести работы по комплексной оценке технического состояния квартир № и №, расположенных по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации, выдающей технические заключения.
ООО «ТОЗ-проект» подготовлено техническое заключение о состоянии конструкций многоквартирного жилого дома, в районе квартир № и № по адресу: <адрес>, согласно которому, для приведения конструкций обследуемой части МКД в работоспособное состояние необходимо выполнить ее капитальный ремонт.
Между тем, до настоящего времени администрацией округа не принято мер к производству ремонтных работ муниципальных квартирах №, № расположенных за стенкой от квартир №, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку обрушение несущих конструкций, находящихся в аварийном состоянии повлечет за собой обрушение общедомового имущества в виде крыши и смежной стены.
На основании изложенного, истец просит суд:
Обязать администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный округ <адрес>» в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести следующие ремонтные работы в отношении части многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, в которой расположены <адрес>№, являющиеся муниципальной собственностью:
1) восстановить разрушенные участки кирпичной кладки стен подвала, включая откосы оконных проемов и их подоконные простенки;
2) отремонтировать цокольную часть наружных стен, заполнив пустошовку соответствующим раствором и восстановив поврежденные участки наружной версты кладки. По возможности, поверхность цоколя оштукатурить;
3) полностью демонтировать штукатурный слой фасадов и стен со стороны помещений;
4) восстановить разрушенные участки кирпичной кладки фронтона и поврежденные участки наружной версты фасадов;
5) выполнить новую штукатурку стен со стороны помещений;
выполнить утепление фасадов в соответствии с действующими требованиями СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» с последующим нанесением соответствующих штукатурок;
6) очистить нижние полки всех металлических балок перекрытия над подвалом от коррозионного слоя, с последующей обработкой соответствующими антикоррозионными составами. Произвести усиление перекрытия в районе балок;
7) заменить пораженные гнилью деревянные балки и примыкающие к ним элементы чердачного перекрытия. Временный участок чердачного перекрытия над лестничной клеткой заменить на перекрытие, выполненное по подобию существующего;
8) демонтировать все деревянные полы в помещениях;
9) звукоизоляционным и теплоизоляционный слои перекрытий из котельного шлака заменить на более легкий и экологически чистый материал;
10) выполнить новые полы в помещениях квартир и лестничной клетке;
11) штукатурный слой потолков полностью отбить, с последующим устройством новой штукатурки или подшивки потолков гипсоплитой;
12) демонтировать не эксплуатируемые дымовые стояки;
13) заменить шиферное кровельное покрытие крыши на более современный и экологически чистый кровельный материал. При этом выполнить соответствующие фронтонные свесы крыши;
14) вдоль скатов крыши установить водосточные желоба с трубами; демонтировать существующую и выполнить новую междуэтажную лестницу с перегородкой;
15) выполнить новый спуск в подвал;
16) установить внутренние дверные блоки;
17) на 2-ом этаже и в лестничной клетке установить новые оконные блоки, установленные на 1-ом этаже металлопластиковые оконные блоки переустроить;
18) выполнить новое крыльцо перед входом в лестничную клетку;
19) спланировать прилегающую к зданию территорию;
20) по периметру наружных стен выполнить бетонную отмостку;
21) выполнить новую отделку стен и потолков внутри помещений квартир;
22) выполнить новую внутреннюю электропроводку;
23) оборудовать квартиры соответствующими инженерными коммуникациями и оборудованием.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены ООО «<данные изъяты>ФИО10, ФИО11, ФИО12 (том 1 л.д. 111).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Фонд капитального ремонта калининградской области (том 1 л.д. 112).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве 3-го лица привлечено <данные изъяты> (<данные изъяты><адрес> (том 1 л.д. 233-234).
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил суд также в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать администрацию администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ <адрес>» произвести следующие работы в отношении общедомового имущества:
Произвести устройство отмостки по периметру подвала
Восстановить разрушенные участки стен подвала
Восстановить кладку наружных стен фасада
Произвести устройство фасада с утеплением
Произвести полную замену кровельного покрытия
Произвести ремонт подвального перекрытия (очистить металлические балки от коррозии), заменить пришедшие в негодность балки и настил чердачного перекрытия;
Произвести устройство межэтажной лестницы между <адрес> и №
Произвести ремонтные работы организованного водостока.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» Гаркавая Ю.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения.
В судебном заседании представитель Фонда капитального ремонта Калининградской области Попова В.С. заявленные требования не признала, представила отзыв на исковое заявление.
В судебном заседании 3-е лицо ФИО8 просил заявленные требования удовлетворить.
Представители 3-х лиц Министерства регионального контроля (надзора) <адрес>, ООО «<данные изъяты>» и 3-е лица ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомили, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральном уровне регламентировано главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающей статью 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189).
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 189).
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 189).
В силу части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189).
Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 названной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя сведения, перечисленные в пунктах 1 - 4 названной части 2 статьи 168.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, жилой <адрес> в <адрес> является многоквартирным и состоит из 4 квартир, собственниками которых являются:
- <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на 2 этаже, ФИО9 (том 1 л.д. 41).
- <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на 1 этаже, ФИО8 (том 1 л.д. 43).
- <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на 2 и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на 1 этаже Муниципальное образование «<адрес><адрес>» (том 1 л.д.45-46, 70-71).
На основании решения собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) собственниками принято решение о расторжении договора управления многоквартирного дома с ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 99-103).
В соответствии с утвержденной Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на <данные изъяты> годы, плановый период выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлен:
1) Ремонт крыши: ДД.ММ.ГГГГ гг.
2) Установка ОДПУ: ДД.ММ.ГГГГ гг.
3) Ремонт фундамента многоквартирного дома: ДД.ММ.ГГГГ гг.
4) Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения: ДД.ММ.ГГГГ гг.
5) Ремонт фасада: ДД.ММ.ГГГГ гг.;
6) Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения: ДД.ММ.ГГГГ гг.
7) Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения: ДД.ММ.ГГГГ гг.
8) Ремонт системы холодного водоснабжения: ДД.ММ.ГГГГ гг.
9) Ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения: ДД.ММ.ГГГГ гг.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Черняховска проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Черняховский муниципальный округ» требований жилищного законодательства.
По результатам выездной проверки, проведенной совместно с начальником отдела технического надзора департамента жилищного контроля и надзора <адрес>) <адрес>, с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> муниципального округа и жилых помещений квартир №, 2 МКД, находящихся в муниципальной собственности, в ходе которого установлено следующее:
- вышеуказанный МКД одноэтажный с мансардой, четырехквартирный. В районе квартир № на поверхности фасадов имеется разрушение штукатурного слоя, выветривание раствора швов кирпичной кладки наружных стен.
На момент осмотра в квартирах №, 2 МКД никто не проживает. В данных квартирах повреждены деревянные полы, отсутствуют дверные и частично оконные заполнения, в жилых помещения имеются следы копоти, нарушен штукатурный слой, отсутствуют отопительные печи на твердом топливе, отсутствуют внутриквартирные сети электроснабжения. Местами повреждены деревянные балки перекрытия над мансардными помещениям.
В результате бесхозяйственного обращения в квартирах №, № МКД требуется проведение капитального ремонта помещений, дверных и оконных заполнений, деревянных перекрытий, деревянных полов, внутриквартирных сетей электроснабжения и отопления, крыши и фасада.
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО «Черняховский муниципальный округ» направил в прокуратуру <адрес> пояснения (том 1, л.д.8-10), согласно котором:
«Летом ДД.ММ.ГГГГ г. был проведен осмотр жилых помещения в доме по адресу: <адрес>. В ходе осмотра было установлено следующее:
- крыша находится в неудовлетворительном состоянии;
- фундамент находится в неудовлетворительном состоянии;
- фасад дома находится в неудовлетворительном состоянии;
- внутридомовые инженерные системы газоснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии;
- внутридомовые инженерные системы теплоснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии;
- внутридомовые инженерные системы водоотведения находятся в неудовлетворительном состоянии;
- отсутствуют общедомовые приборы учета.
В целях надлежащего содержания общего имущества в доме необходимости провести ремонт крыши, фундамента, фасада дома, внутридомовых инженерных систем газоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, системы холодного водоснабжения, а также установить ОДПУ.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление главе администрации МО «Черняховский муниципальный округ» об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Прокурор г. Черняховска обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» о понуждении собственника жилого помещения к принятию мер по обеспечению сохранности жилых помещения и многоквартирного жилого дома в целом.
Вступившим в законную силу решением Черняховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный округ <адрес>» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по комплексной оценке технического состояния квартир № и №, расположенных по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации, выдающей технические заключения.
Как усматривается из технического заключения о состоянии конструкций многоквартирного жилого дома, в районе квартир № и №, по адресу: <адрес>, подготовленного ООО «<данные изъяты>» (том 1 л.д. 13-32):
«4.1. При обследовании здания многоквартирного жилого дома, в пределах <адрес>№, расположенного по адресу: <адрес>, установлено следующее:
Основные несущие и другие конструкции здания имеют следующее состояние:
Фундаменты – работоспособное;
Стены подвала и цокольная часть стен – ограниченно-работоспособное с аварийными участками;
Стены – работоспособное. Состояние штукатурных слоев фасадов и стен со стороны помещений неудовлетворительное. Конструкция наружных стен здания по сопротивлению теплопередачи не соответствует современным требованиям СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003».
Перегородки – работоспособное;
Перекрытие над подвалом – ограниченно-работоспособное;
Перекрытие междуэтажное – работоспособное;
Перекрытие чердачное – ограниченно-работоспособное;
Крыша:
стропильная система – работоспособное;
кровельное покрытие – неудовлетворительное;
фронтонные и нижние свесы – неудовлетворительное;
Лестница – аварийное;
Отмостка – отсутствует;
Оконные блоки:
металлопластиковые – удовлетворительное. При этом качество их установки неудовлетворительное;
Дверные блоки:
внутренние – отсутствуют;
наружный – хорошее;
Отопительные печи – полностью демонтированы;
Крыльцо – неудовлетворительное;
Отделка в помещения – неудовлетворительное.
4.2. Общее техническое состояние здания жилого дома оценивается как ограниченно-работоспособное.
4.3. Одной из причин ухудшения состояние конструкций здания является длительная его эксплуатация без серьезных капитальных ремонтов его конструкций и последствие пожара.
4.4. Для приведения конструкций обследуемой части многоквартирного жилого дома, в пределах № и №, расположенной по адресу: <адрес>, необходимо выполнить ее капитальные ремонт, в процессе которого необходимо выполнить следствие виды работ и мероприятия:
- восстановить разрушенные участки кирпичной кладки стен подвала, включая откосы оконных проемов и их подоконные простенки;
- отремонтировать цокольную часть наружных стен, заполнив пустошовку соответствующим раствором и восстановив поврежденные участки наружной версты кладки. По возможности, поверхность цоколя оштукатурить;
- полностью демонтировать штукатурный слой фасадов и стен со стороны помещений;
- восстановить разрушенные участки кирпичной кладки фронтона и поврежденные участки наружной версты фасадов;
- выполнить новую штукатурку стен со стороны помещений;
- выполнить утепление фасадов в соответствии с действующими требованиями СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» с последующим нанесением соответствующих штукатурок;
- очистить нижние полки всех металлических балок перекрытия над подвалом от коррозионного слоя, с последующей обработкой соответствующими антикоррозионными составами. Произвести усиление перекрытия в районе балок;
- заменить пораженные гнилью деревянные балки и примыкающие к ним элементы чердачного перекрытия. Временный участок чердачного перекрытия над лестничной клеткой заменить на перекрытие, выполненное по подобию существующего;
- демонтировать все деревянные полы в помещениях;
- звукоизоляционный и теплоизоляционный слои перекрытий из котельного шлака заменить на более легкий и экологически чистый материал;
- выполнить новые полы в помещениях квартир и лестничной клетке;
- штукатурный слой потолков полностью отбить, с последующим устройством новой штукатурки или подшивки потолков гипсоплитой;
- демонтировать не эксплуатируемые дымовые стояки;
- заменить шиферное кровельное покрытие крыши на более современный и экологически чистый кровельный материал. При этом выполнить соответствующие фронтонные свесы крыши;
- вдоль скатов крыши установить водосточные желоба с трубами; демонтировать существующую и выполнить новую междуэтажную лестницу с перегородкой;
- выполнить новый спуск в подвал;
- установить внутренние дверные блоки;
- на 2-ом этаже и в лестничной клетке установить новые оконные блоки, установленные на 1-ом этаже металлопластиковые оконные блоки переустроить;
- выполнить новое крыльцо перед входом в лестничную клетку;
- спланировать прилегающую к зданию территорию;
- по периметру наружных стен выполнить бетонную отмостку;
- выполнить новую отделку стен и потолков внутри помещений квартир;
- выполнить новую внутреннюю электропроводку;
- оборудовать квартиры соответствующими инженерными коммуникациями и оборудованием.
4.5. После выполнения вышеуказанных работ по капитальному ремонту обследуемой части многоквартирного жилого дома, в пределах <адрес>№, расположенного по адресу: <адрес>№ возможно будет эксплуатировать по их назначению.
Между тем, без проведения каких-либо ремонтных работ, главой администрации выносится постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, которым <адрес> в <адрес> признается служебной и предоставляется ФИО10 и членам его семьи (сын – ФИО5, дочь – ФИО6) на период его работы в МБУ «<данные изъяты>» на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 1 л.д. 82-87).
Согласно поквартирной карточке на <адрес> по адресу: <адрес>, в ней зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГФИО11, с ДД.ММ.ГГГГФИО12 (том 1, л.д. 88).
Как усматривается из сообщения главы администрации МО Черняховский муниципальный округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ:
«Многоквартирный <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке не признавался, жилые помещения № и № в данном МКД непригодными для проживания также не признавались. Сведения в системе ГИС ЖКХ о том, что данный МКД является аварийным, были внесены из-за технической ошибки. Согласно актуализированным данным в системе ГИС ЖКХ многоквартирный <адрес> в <адрес> по своему техническому состоянию является исправным.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ <адрес>» уже проводилось обследование жилых помещений № и № вышеуказанном МКД, расположенных на 1-м и 2-м этажах левой половины дома. Вторая часть дома не обследовалась, в связи с его удовлетворительным состоянием.
Согласно техническому заключению, изготовленному ООО «<данные изъяты> в феврале ДД.ММ.ГГГГ года, одной из причин ухудшения состояния конструкций здания в пределах муниципальных жилых помещений № и № явилась длительная его эксплуатация без серьезных капитальных ремонтов его конструкций и последствие пожара. Для приведения конструкций обследуемой части многоквартирного дома, в пределах жилых помещений № и № необходимо выполнить его капитальный ремонт. После выполнения данных работ жилые помещения № и № возможно будет эксплуатировать по их назначению.
Принимая во внимание выводы вышеуказанного технического заключения специализированной организации, вынесение вопросов на заседание межведомственной комиссии о признании жилых помещений № и № пригодными (непригодными) для проживания, а также о признании многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, считает нецелесообразным».
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Бюро судебной экспертизы и оценки» (том 2, л.д. 54-57), на разрешение которой было поставлены следующие вопросы:
1. Определить текущее техническое состояние многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес>?
2. Если имеются дефекты общего имущества многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, то определить в рамках какого вида работ можно их устранить (текущий или капитальный ремонт), а также целесообразность проведения ремонтных работ?
Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>№К-2023 от ДД.ММ.ГГГГ:
«1. Техническое состояние конструктивов части жилого дома помещения квартир № и № согласно СП 13-102-2003* «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» относится к категории:
Фундаменты – ограниченно-работоспособные;
Стены подвала – недопустимое;
Наружные несущие стены – ограниченно-работоспособные;
Армокирпичные перекрытия – ограниченно-работоспособные;
Межэтажные перекрытия – работоспособные;
Чердачное перекрытие – ограниченно-работоспособные;
Крыша – работоспособное;
Кровля – недопустимое;
Лестница – недопустимое.
Техническое состояние конструктивов жилого дома не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» (Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87) в части состояния стен подвала, наружных стен, подвального и чердачного перекрытия, кровольного покрытия.
2. Выявленные дефекты общедомового имущества жилого дома согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта.
При рассмотрении эффективности проведения капитального ремонта Объекта исследования, произведен анализ его физического износа на основании ВСН 53-86 (р)/Госгражданстрой «Правила оценки физического износа жилых зданий», который составляет в целом 40-50 %.
Согласно методике определения физического износа гражданских зданий, техническое состояние объекта исследования относится к категории «Удовлетворительное», где стоимость капитального ремонта составляет 40 % от восстановительной стоимости конструктивных элементов.
По итогам сравнительного анализа установлено, что проведение ремонтных работ экономически целесообразно.
Состояние конструктивов части жилого дома, где расположены квартиры № №№ ограничено-работоспособое. В целях предотвращения разрушения части дома, конструктив которых не отвечает строительным нормам и правилам, а также разрушения всего дома, необходимо произвести ремонтные работы общедомового имущества, а именно:
- произвести устройство отмостки по периметру здания;
- восстановить разрушенные участки стен подвала;
- восстановить кладку наружных стен фасада;
-произвести устройство фасада с утеплением;
- произвести полную замену кровельного покрытия;
- произвести ремонт подвального перекрытия (очистить металлические балки от коррозии), заменить пришедшие в негодность балки и настил чердачного перекрытия;
- произвести устройство межэтажной лестницы между квартирами № и №;
- устройство организованного водостока.
Согласно ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
В силу правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 7 постановления Пленума от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», судам следует иметь в виду, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Частью 1 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
У суда нет оснований не доверять выводам заключения эксперта ООО «Бюро судебной экспертизы и оценки» № 732К-2023 от 11.01.2024 г., так как выводы не противоречат друг другу, основаны на материалах дела, экспертом в описательной части правильно указаны обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения, выводы экспертов содержат точные ответы на поставленные судом вопросы, ответы на вопросы полные, категоричные, однозначные, в связи с чем, суд принимает заключение эксперта ООО «Бюро судебной экспертизы и оценки» № 732К-2023 от 11.01.2024 г. в качестве доказательства.
Суд признает заключение судебной экспертизы допустимым доказательством, поскольку при проведении экспертизы были соблюдены требования процессуального законодательства, эксперт предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержат подробное описание проведенного исследования, ответы на поставленные судом вопросы. В заключении подробно описаны произведенные исследования, указаны сделанные на их основании выводы, приведены обоснованные заключения, указаны сведения об эксперте. Оснований не доверять выводам судебного эксперта у суда не имеется, оснований для назначения по делу повторной судебной экспертизы не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к следующим выводам:
1. Техническое состояние конструктивов жилого <адрес> по адресу: <адрес> не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» (Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87) в части состояния стен подвала, наружных стен, подвального и чердачного перекрытия, кровольного покрытия.
2. Выявленные дефекты общедомового имущества жилого дома согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта, что проведение ремонтных работ экономически целесообразно.
3. В целях предотвращения разрушения части дома, конструктив которых не отвечает строительным нормам и правилам, а также разрушения всего дома, необходимо произвести ремонтные работы общедомового имущества, а именно:
- произвести устройство отмостки по периметру здания;
- восстановить разрушенные участки стен подвала;
- восстановить кладку наружных стен фасада;
-произвести устройство фасада с утеплением;
- произвести полную замену кровельного покрытия;
- произвести ремонт подвального перекрытия (очистить металлические балки от коррозии), заменить пришедшие в негодность балки и настил чердачного перекрытия;
- произвести устройство межэтажной лестницы между квартирами № и №;
- устройство организованного водостока.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика администрации МО «Черняховский муниципальный округ <адрес>» не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о надлежащем содержании квартир № и №, проведении ремонта, в том числе предоставлении в ФКР <адрес> полных и достоверных сведений о состоянии жилого <адрес> в <адрес>.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих их отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Вопросы контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в силу ст. 4 ЖК РФ отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрация муниципального образования «Черняховский муниципальный округ <адрес>» надлежащим образом не исполняла свои обязанности по контролю за использованием и сохранностью вышеуказанного многоквартирного жилого дома (квартир № и №), соответствием жилых помещений установленных санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии с подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарноэпидемиологичеком благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдением характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохраснность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, в также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с приложением № к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», следующие работы не относятся к работам капитального характера, а относятся к текущему ремонту, выполняемому управляющей компанией:
1. выполнить новые полы на лестничной клетке;
2. демонтировать не эксплуатируемые дымовые стояки;
3. демонтировать существующую и выполнить новую междуэтажную лестницу с перегородкой;
4. установить внутренние дверные блоки;
5. установить и переустановить оконные блоки;
6. выполнить новое крыльцо перед входом в лестничную клетку;
7. спланировать прилегающую к зданию территорию.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ договор управления многоквартирным домом расположенным по адресу: <адрес>, расторгнут решением собственникв, то суд приходит к выводу о том, что именно на администрации МО «Черняховский муниципальный округ Калининградской области», как на собственнике, лежит обязанность по проведению ремонта в пределах <адрес>№.
Более того, суд учитывает тот факт, что с июня 2017 г. администрация МО «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» не выбрало управляющую компанию <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, что в том числе привело конструкции МКД, в пределах <адрес>№, в неработоспособное состояние.
Кроме того, установив необходимость проведения капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, администрация МО «Черняховский муниципальный округ <адрес>» не предоставила соответствующие сведения в ФКР по <адрес>, что лишило возможности включить МКД № по адресу: <адрес>, в проект краткосрочного плана <адрес>.
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным возложить на администрацию МО «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» следующие ремонтные работы в отношении части многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, в которой расположены квартиры № и № являющиеся муниципальной собственностью:
- произвести устройство отмостки по периметру подвала;
- восстановить разрушенные участки стен подвала;
- восстановить кладку наружных стен фасада;
- произвести устройство фасада с утеплением;
- произвести полную замену кровельного покрытия;
- произвести ремонт подвального перекрытия (очистить металлические балки от коррозии), заменить пришедшие в негодность балки и настил чердачного перекрытия;
-произвести устройство межэтажной лестницы между квартиры № и №;
-произвести ремонтные работы организованного водостока,
в том числе:
1) восстановить разрушенные участки кирпичной кладки стен подвала, включая откосы оконных проемов и их подоконные простенки;
2) отремонтировать цокольную часть наружных стен, заполнив пустошовку соответствующим раствором и восстановив поврежденные участки наружной версты кладки. По возможности, поверхность цоколя оштукатурить;
3) полностью демонтировать штукатурный слой фасадов и стен со стороны помещений;
4) восстановить разрушенные участки кирпичной кладки фронтона и поврежденные участки наружной версты фасадов;
5) выполнить новую штукатурку стен со стороны помещений;
выполнить утепление фасадов в соответствии с действующими требованиями СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» с последующим нанесением соответствующих штукатурок.
6) очистить нижние полки всех металлических балок перекрытия над подвалом от коррозионного слоя, с последующей обработкой соответствующими антикоррозионными составами. Произвести усиление перекрытия в районе балок;
7) заменить пораженные гнилью деревянные балки и примыкающие к ним элементы чердачного перекрытия. Временный участок чердачного перекрытия над лестничной клеткой заменить на перекрытие, выполненное по подобию существующего;
8) демонтировать все деревянные полы в помещениях;
9) звукоизоляционным и теплоизоляционный слои перекрытий из котельного шлака заменить на более легкий и экологически чистый материал;
10) выполнить новые полы в помещениях квартир и лестничной клетке;
11) штукатурный слой потолков полностью отбить, с последующим устройством новой штукатурки или подшивки потолков гипсоплитой;
12) демонтировать не эксплуатируемые дымовые стояки;
13) заменить шиферное кровельное покрытие круши на более современный и экологически чистый кровельный материал. При этом выполнить соответствующие фронтонные свесы крыши;
14) вдоль скатов крыши установить водосточные желоба с трубами; демонтировать существующую и выполнить новую междуэтажную лестницу с перегородкой;
15) выполнить новый спуск в подвал;
16) установить внутренние дверные блоки;
17) на 2-ом этаже и в лестничной клетке установить новые оконные блоки, установленные на 1-ом этаже металлопластиковые оконные блоки переустроить;
18) выполнить новое крыльцо перед входом в лестничную клетку;
19) спланировать прилегающую к зданию территорию;
20) по периметру наружные стен выполнить бетонную отмостку;
21) выполнить новую отделку стен и потолков внутри помещений квартир;
22) выполнить новую внутреннюю электропроводку;
23) оборудовать квартиры соответствующими инженерными коммуникациями и оборудованием.
При вынесении решения и определения сроков для администрации МО «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» для осуществления ремонта, суд учитывает объем необходимых работ, бюджетное финансирование.
Таким образом, суд полагает возможным установить для МО «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» срок для исполнения решения суда: в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к ответчику ФКР по Калининградской области, в связи со следующим.
Постановлением Правительства Калининградской области от 07.06.2018 г. № 319 «Об установлении порядка принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области на 2015-2044 годы» установлены случаи переноса установленного срока проведения капитального ремонта на более ранний и порядок внесения таких изменений.
Заявления требований о возложении на ФКР по Калининградской области обязанность по проведению ремонтных работ многоквартирного дома в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, истцом не принято во внимание, что вышеприведенные нормативные акты органов государственной власти Калининградской области являются действующими нормативными правовыми актами, которые не оспорены и не отменены в установленном порядка, а указанные в них требования являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для возложения на Фонд капитального ремонта обязанности по обеспечению проведения ремонта конструктивов многоквартирного дома, ранее установленного краткосрочным планом срока.
Более того, являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, ФКР Калининградской области капитального ремонта многоквартирных домов самостоятельно не производит.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, при которых ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 2 и 6 ст. 189 ЖК РФ).
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства ФКР Калининградской области об оставлении искового заявления без рассмотрения, поскольку данный иск направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При вынесении решения суда также учитывает тот факт, что Постановлением Правительства Калининградской области от 26.11.2021 № 772 «Об установлении порядка разработки и утверждения исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по участию в проведении единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области, краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы и порядка утверждения органами местного самоуправления краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы».
Согласно п. 18 указанного Постановления, проект краткосрочного плана разрабатывается региональным оператором на основании сведений, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, сведений о стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту и планируемого объема финансирования краткосрочного плана <адрес> на соответствующий период с учетом установленного на соответствующий год минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168).
Капитальный ремонт многоквартирных домов в Калининградской области проводится в соответствии с Законом Калининградской области от 26 декабря 2013 г. N 293 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" и региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 09 декабря 2014 г. N 826 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на <данные изъяты> годы".
Постановлением Правительства Калининградской области от 07 июня 2018 г. N 319 "Об установлении порядка принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы" установлены случаи переноса установленного срока проведения капитального ремонта на более ранний и порядок внесения таких изменений.
Приведенное правовое регулирование возлагает на регионального оператора обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Как следует из анализа представленных изменений в краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Калининградской области, – с момента утверждения данной программы производится ее систематическая актуализация.
Вместе с тем, изменений установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта фасада жилого <адрес> в <адрес> в установленном законом порядке в региональную программу, как и в утвержденный в целях ее реализации краткосрочный план проведения капитального ремонта, не вносилось.
Стороной истца также не представлено никаких данных о решении вопроса о переносе установленного срока проведения капитального ремонта на более ранний, необоснованном бездействии в данной части уполномоченных органов.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрация МО «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» не предоставляло в ФКР <адрес> полные и достоверные сведения о состоянии жилого <адрес> в <адрес>, в том числе информацию о необходимости проведения капитального ремонта, в связи с чем требования истца к Фонду капитального ремонта <адрес> подлежат отклонению.
Приведенные нормативные акты органов государственной власти Калининградской области, устанавливающие срок проведения капитального ремонта спорного жилого дома являются действующими нормативными правовыми актами, которые не оспорены и не отменены в установленном порядке, а указанные в них требования являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Таким образом, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Черняховска удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» (ИНН №, ОГРН №) в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести следующие ремонтные работы в отношении части многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, в которой расположены квартиры № № и №, являющиеся муниципальной собственностью:
- произвести устройство отмостки по периметру подвала;
- восстановить разрушенные участки стен подвала;
- восстановить кладку наружных стен фасада;
- произвести устройство фасада с утеплением;
- произвести полную замену кровельного покрытия;
- произвести ремонт подвального перекрытия (очистить металлические балки от коррозии), заменить пришедшие в негодность балки и настил чердачного перекрытия;
- произвести устройство межэтажной лестницы между квартиры № и №;
- произвести ремонтные работы организованного водостока
В том числе:
1) восстановить разрушенные участки кирпичной кладки стен подвала, включая откосы оконных проемов и их подоконные простенки;
2) отремонтировать цокольную часть наружных стен, заполнив пустошовку соответствующим раствором и восстановив поврежденные участки наружной версты кладки. По возможности, поверхность цоколя оштукатурить;
3) полностью демонтировать штукатурный слой фасадов и стен со стороны помещений;
4) восстановить разрушенные участки кирпичной кладки фронтона и поврежденные участки наружной версты фасадов;
5) выполнить новую штукатурку стен со стороны помещений;
выполнить утепление фасадов в соответствии с действующими требованиями СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» с последующим нанесением соответствующих штукатурок.
6) очистить нижние полки всех металлических балок перекрытия над подвалом от коррозионного слоя, с последующей обработкой соответствующими антикоррозионными составами. Произвести усиление перекрытия в районе балок;
7) заменить пораженные гнилью деревянные балки и примыкающие к ним элементы чердачного перекрытия. Временный участок чердачного перекрытия над лестничной клеткой заменить на перекрытие, выполненное по подобию существующего;
8) демонтировать все деревянные полы в помещениях;
9) звукоизоляционный и теплоизоляционный слои перекрытий из котельного шлака заменить на более легкий и экологически чистый материал;
10) выполнить новые полы в помещениях квартир и лестничной клетке;
11) штукатурный слой потолков полностью отбить, с последующим устройством новой штукатурки или подшивки потолков гипсоплитой;
12) демонтировать не эксплуатируемые дымовые стояки;
13) заменить шиферное кровельное покрытие круши на более современный и экологически чистый кровельный материал. При этом выполнить соответствующие фронтонные свесы крыши;
14) вдоль скатов крыши установить водосточные желоба с трубами; демонтировать существующую и выполнить новую междуэтажную лестницу с перегородкой;
15) выполнить новый спуск в подвал;
16) установить внутренние дверные блоки;
17) на 2-ом этаже и в лестничной клетке установить новые оконные блоки, установленные на 1-ом этаже металлопластиковые оконные блоки переустроить;
18) выполнить новое крыльцо перед входом в лестничную клетку;
19) спланировать прилегающую к зданию территорию;
20) по периметру наружные стен выполнить бетонную отмостку;
21) выполнить новую отделку стен и потолков внутри помещений квартир;
22) выполнить новую внутреннюю электропроводку;
23) оборудовать квартиры соответствующими инженерными коммуникациями и оборудованием.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Х.И. Муссакаев
Решение суда в окончательной форме принято 31 января 2024 года.
Судья Х.И. Муссакаев