ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-180-2021 от 17.05.2021 Фокинского городского суда (Приморский край)

Дело №2-180-2021

Решение

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 года г. Фокино Приморского края

Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующей судьи Правдиченко Т.Г., при секретаре судебного заседания Магомедовой М.А.,с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г.Фокино Жилина М.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Фокино в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа ЗАТО Фокино о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные гражданам, имеющим трех и более детей, инфраструктурой,

Установил

Прокурор ЗАТО г. Фокино, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском (с учетом уточнений) к администрации ЗАТО город Фокино, указав в обоснование, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО г.Фокино, установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края», 170 земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, предоставленные ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, имеющим трех и более детей, не обеспечены подъездными путями, электро-, тепло-, водоснабжением, водоотведением, что нарушает права указанных граждан на пользование земельными участками и осуществление индивидуального жилищного строительства. В данной связи просит обязать администрацию городского округа ЗАТО город Фокино устранить вышеуказанные нарушения, обеспечив данные земельные участки коммунальной и инженерной инфраструктурой - подъездными путями, электро-, тепло-, водоснабжением, водоотведением в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Жилин М.Н. доводы искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика по доверенности ФИО1 в суде возражал против удовлетворения иска, поддержав доводы письменных возражений, согласно которым администрация городского округа ЗАТО Фокино обращалась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, с целью получения субсидии на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, инженерной инфраструктурой, финансирование произведено не было, ДД.ММ.ГГГГ планируется подать заявку, рассматривается вопрос о разработке проектно-сметной документации на строительство инфраструктуры, указанный в иске срок обеспечить участки инфраструктурой не представляется возможным, требуется дополнительное время 3 года. В случае удовлетворения просил представить срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ст.167 ГПК РФ дело в отсутствие третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика - Министерства строительства Приморского края, надлежаще извещенного, направившего в судебное заседание письменный отзыв из которого следует, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению. В рамках государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края» на 2013 – 2021 годы, бюджетам муниципальных образований Приморского края предоставляются субсидии на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам. Постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ городскому округу ЗАТО Фокино распределена субсидия на разработку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры к границам земельных участков, в объеме <данные изъяты>. На первом этапе субсидии перечисляются в бюджеты муниципальных образований в размере 30% от утвержденного Администрацией Приморского края размера субсидий на разработку проектно-сметной документации, субсидий на строительство инженерной инфраструктуры на основании документов, указанных в п. 6 Порядка, а так же муниципальных контрактов, заключенных на выполнение работ. На втором этапе остаток субсидии перечисляется в бюджеты муниципальных образований на основании документов, указанных в п. 10 Порядка. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства Приморского края городскому округу ЗАТО Фокино перечислено <данные изъяты> – аванс 30%. Поскольку муниципальным образованием не выполнены условия заключенного соглашения на предоставление указанной субсидии, средства из краевого бюджета больше не перечислялись.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", право на бесплатное получение земельных участков в порядке, определенном данным Законом, имеют родители (родитель), с которым(и) совместно проживают трое и более детей.

В силу ч. 3 ст. 4 Закона Приморского края № 837-КЗ образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в Уставе городского округа ЗАТО Фокино.

В силу п. «а» ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

Согласно ч. 9 ст. 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» на территории Приморского края образование земельных участков в целях реализации законов Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края», является приоритетным в отношении образования земельных участков для иных целей.

В соответствии с п. 17 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" при отборе земельных участков используются критерии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Проанализировав положения приведенных нормативных правовых актов, а также оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что именно на администрации ГО ЗАТО Фокино Приморского края лежит обязанность по организации строительства инфраструктуры (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дорог местного значения) земельных участков, бесплатно предоставленных гражданам, в пределах границ городского округа.

Факт предоставления администрацией городского округа ЗАТО Фокино, в рамках реализации Закона Приморского края № 837-КЗ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> подтвержден материалами дела, в том числе постановлениями о предоставлении семьям в аренду земельных участков для индивидуального строительства, выписками из ЕГРН в отношении данных участков.

Совокупностью исследованных доказательств, подтверждено, что необходимые меры, направленные на обеспечение вышеуказанных земельных участков соответствующей инфраструктурой, ответчиком приняты не были.

Прокурором ЗАТО г. Фокино ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки соблюдения администрацией ЗАТО Фокино требований федерального и краевого законодательства при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, вынесено представление об устранении нарушений закона.

Из сообщения главы администрации городского округа ЗАТО Фокино от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой не представляется возможным в связи со сложной финансовой ситуацией, финансирование из краевого бюджета на данные цели отсутствует, руководство администрации изыскивает дополнительные возможности для обеспечения участков инженерной инфраструктурой. При утверждении бюджета на ДД.ММ.ГГГГ будут запланированы денежные средства в размере <данные изъяты>.

Согласно сообщению главы администрации городского округа ЗАТО Фокино от ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по устройству основания под дорожное полотно, сетями электроснабжения, водоотведения земельные участки не обеспечены.

Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере электроснабжения, водоснабжения, и дорожной деятельности, не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий.

Ссылки представителя ответчика на отсутствие финансовой помощи со стороны бюджета Приморского края, суд признает не состоятельными, поскольку на основании вышеуказанных постановлений администрации Приморского края бюджету городского округа ЗАТО Фокино в ДД.ММ.ГГГГ была распределена субсидия как на разработку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных гражданам на бесплатной основе, так и на строительство инженерной инфраструктуры указанных земельных участков. Однако из представленных доказательств, следует, что муниципальным образованием не были выполнены условия, заключенного соглашения на предоставление указанных субсидий.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком суду не представлено.

С ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела судом указанные в иске земельные участки не обеспечены надлежащей инфраструктурой, позволяющей использовать их по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство).

При указанных обстоятельствах, требование прокурора ЗАТО о возложении на администрацию городского округа ЗАТО Фокино обязанности обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой подлежит удовлетворению.

Определяя срок исполнения решения, суд признает разумным срок до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая значительный объем проведения необходимых строительных работ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

решил

Иск прокурора ЗАТО г.Фокино удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа ЗАТО город Фокино в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить коммунальной и инженерной инфраструктурой - подъездными путями, электро-, тепло-, водоснабжением, водоотведением, предоставленные гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Фокинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 21.05.2021.

Председательствующая судья Т.Г. Правдиченко