Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июля 2014 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Бутовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, Рыжего А.М., ФИО3, ФИО4, заинтересованные лица Ставропольская городская Дума, избирательная комиссия г. Ставрополя, о признании решения Ставропольской городской Думы и постановления избирательной комиссии г. Ставрополя незаконными и об их отмене,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, ФИО2, Рыжий А.М., ФИО3, ФИО4 обратились в суд с заявлением о признании решения Ставропольской городской Думы № 522 от 18 июня 2014 года и постановления избирательной комиссии г. Ставрополя от 21 июня 2014 года № 22/68 незаконными, обосновав свои требования тем, что в Ставропольскую городскую избирательную комиссию группой граждан была подана заявка о проведении местного (городского) референдума, на котором предлагалось поставить вопросы: «1. Согласны ли вы с тем, что мэр города Ставрополя должен возглавлять городскую администрацию? 2. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен избираться прямым всенародным голосованием?» Заявка была рассмотрена, признана приемлемой и передана в Ставропольскую городскую Думу для принятия решения по ней. 18 июня 2014 года городская Дума признала предложенные для вынесения на местный референдум вопросы противоречащими закону. Мотивировка в решении не приведена, кроме ссылки на то, что вопрос не соответствует требованиям пунктов 3, б статьи 12 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме». В чём конкретно «вопрос не соответствует» законодательству, не указано. Постановлением избирательной комиссии г. Ставрополя от 21 июня 2014 года № 22/68 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» отказано в регистрации инициативной группы по проведению указанного референдума. Считают решение Думы г. Ставрополя от 18 июня 2014 года и постановление избирательной комиссии г. Ставрополя незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям. Статья 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «местное самоуправление... обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения...» и «осуществляется гражданами путём референдума...» Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» устанавливает, что референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа и проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. В соответствии с частью 3 статьи 12 ФЗ РФ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 34 п. 1 гласит: «Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования». Таким образом, предлагаемый ими для вынесения на городской референдум вопрос об изменении порядка утверждения в своей должности главы администрации г. Ставрополя является вопросом местного значения. При таких обстоятельствах считают отказ в проведении референдума незаконным, поскольку он противоречит действующему законодательству и препятствует осуществлению их прав и свобод. В статье 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, установив при разрешении гражданского дела, что если нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Просили признать решение Ставропольской городской Думы № 522 от 18 июня 2014 года и постановление избирательной комиссии г. Ставрополя от 21 июня 2014 года № 22/68 незаконными и отменить их.
Заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании требования поддержали и просили их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Заявитель Рыжий А.М., извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель избирательной комиссии г. Ставрополя по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования заявителей не признал и пояснил, что 23 мая 2014 года в избирательную комиссию города Ставрополя поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Ставрополе по вопросу: «1. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен возглавлять администрацию города? 2. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен избираться прямым всенародным голосованием?». Согласно пункту 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 5 статьи 6 Закона Ставропольского края N 9-кз от 16 февраля 2004 года «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» избирательная комиссия города Ставрополя в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме», устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, - в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. 5 июня 2014 года по итогам рассмотрения ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» избирательной комиссией города Ставрополя принято постановление № 66/22 «О направлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума в городе Ставрополе и приложенных к нему документов в Ставропольскую городскую Думу». Решением Ставропольской городской Думы от 18 июня 2014 года № 522 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум муниципального образования города Ставрополя» предлагаемые для вынесения на местный референдум города Ставрополя вопросы: «1. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен возглавлять администрацию города? 2. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен избираться прямым всенародным голосованием?» признаны не соответствующими требованиям пунктов 3, 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме». Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 9 статьи 6 Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме», если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. Следовательно, при наличии решения Ставропольской городской Думы от 18 июня 2014 года № 522 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум муниципального образования города Ставрополя» признавшим предлагаемые для вынесения на местный референдум города Ставрополя вопросы: «1. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен возглавлять администрацию города? 2. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен избираться прямым всенародным голосованием?» не соответствующими требованиям пунктов 3, 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» у избирательной комиссии города Ставрополя возникла установленная законом обязанность отказать инициативной группе по проведению референдума в регистрации. Таким образом, постановление избирательной комиссии города Ставрополя от 21 июня 2014 года № 22/68 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» вынесено в пределах компетенции, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Ставропольской городской Думы по доверенности ФИО6 в судебном заседании требования заявителей не признала и пояснила, что предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местный референдум это голосование граждан по вопросам местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом № 12-кз в Ставропольском крае с учетом исторических и иных местных традиций устанавливаются следующие варианты наименования органов местного самоуправления поселения: 1) представительный орган поселения - совет, дума; 2) глава поселения - глава (наименование поселения), глава-мэр; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация (наименование поселения) (часть 4 статьи 27). Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (статья 30). Действующая редакция Устава города Ставрополя не содержит варианта наименования главы города Ставрополя - «мэр». На основании вышеизложенного считает решение Ставропольской городской Думы от 18 июня 2014 года № 522 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум муниципального образования города Ставрополя» законным, а постановление избирательной комиссии города Ставрополя от 21 июля 2014 года № 22/68 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» законным и обоснованным и просила в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, Рыжего А.М., ФИО3, ФИО4 отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в Ставропольскую городскую Думу поступило постановление избирательной комиссии города Ставрополя от 5 июня 2014 года № 20/66 «О направлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума в городе Ставрополе и приложенных к нему документов в Ставропольскую городскую Думу» и ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Ставрополе.
Инициативная группа по проведению местного референдума в городе Ставрополе предложила для вынесения на местный референдум города Ставрополя вопросы: «Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен возглавлять администрацию города?», «Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен избираться прямым всенародным голосованием?».
По итогам рассмотрения в Ставропольской городской Думе предлагаемые для вынесения на местный референдум города Ставрополя вопросы признаны не соответствующими требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Закона № 67-ФЗ в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Закона № 67-ФЗ, комиссия, указанная в пункте 2 статьи 36 Закона № 67-ФЗ, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (пункт 11 статьи 36 Закона № 67-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Закона № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местный референдум это голосование граждан по вопросам местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского округа. С учетом положений федерального законодательства в статье 9 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края определены вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
Вопросы, которые заявителями предлагалось вынести на местный референдум, в силу вышеуказанных положений Федерального закона № 131-ФЗ и Устава города Ставрополя, не относятся к вопросам местного значения и, следовательно, не могут быть вынесены на местный референдум.
На основании изложенного был подготовлен проект решения Ставропольской городской Думы «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум муниципального образования города Ставрополя», которым предлагалось признать вынесенные на местный референдум города Ставрополя вопросы не соответствующими требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» и 18 июня 2014 года на заседании Ставропольской городской Думы при единогласном голосовании было принято решение № 522 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум муниципального образования города Ставрополя».
Из части 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, которая содержит указание на то что, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, не следует, что вопрос «об изменении порядка утверждения в своей должности главы администрации г. Ставрополя является вопросом местного значения», поскольку вопросы местного значения, как указывалось ранее, определены статьёй 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона Ставропольского края от 2 марта 2005 года № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ устав муниципального образования (внесение изменений в устав) принимается представительным органом муниципального образования (статья 44), а принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (часть 7 статьи 22). Из чего следует, что вопросом, вынесенным на местный референдум, не может быть вопрос внесения изменения в устав муниципального образования.
Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 9 статьи 6 Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме», если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Следовательно, при наличии решения Ставропольской городской Думы от 18 июня 2014 года № 522 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум муниципального образования города Ставрополя» признавшим предлагаемые для вынесения на местный референдум города Ставрополя вопросы: «1. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен возглавлять администрацию города? 2. Согласны ли Вы с тем, что мэр города Ставрополь должен избираться прямым всенародным голосованием?» не соответствующими требованиям пунктов 3, 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» у избирательной комиссии города Ставрополя возникла установленная законом обязанность отказать инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Таким образом, постановление избирательной комиссии города Ставрополя от 21 июня 2014 года № 22/68 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» вынесено в пределах компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления иных доказательств по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, Рыжего А.М., ФИО3, ФИО4
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО1, ФИО2, Рыжего А.М., ФИО3, ФИО4, заинтересованные лица Дума г. Ставрополя, избирательная комиссия г. Ставрополя, о признании решения Ставропольской городской Думы № 522 от 18 июня 2014 года незаконным и отмене оставить без удовлетворения.
Заявление ФИО1, ФИО2, Рыжего А.М., ФИО3, ФИО4, заинтересованные лица Дума г. Ставрополя, избирательная комиссия г. Ставрополя, о признании постановления избирательной комиссии г. Ставрополя от 21 июня 2014 года № 22/68 незаконным и отмене оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 июля 2014 года.
Судья А.И.Эминов