ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1800/2022 от 04.07.2022 Домодедовского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Домодедово 04 июля 2022 года

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи М.А. Курочкиной

при секретаре К.А. Дмитриевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1800/2022 по исковому заявлению АО «Мособлгаз» к Нагорному Олегу Витальевичу, Кочетовой Татьяне Николаевне, Савельевой Августе Сергеевне, Бритченко Ольге Юрьевне, Марютиной Ларисе Васильевне, Толоконникову Александру Владимировичу, Бронникой Галине Николаевне, Гибловой Наталье Николаевне, Сукач Ольге Александровне, Яныкиной Татьяне Михайловне, Березенковой Ольге Яковлевне, Федоткиной Елене Николаевне, Кривошееву Олегу Викторовичу, Акимовой Марии Николаевне, Павловой Галине Владимировне, Бородкиной Ларисе Ивановне об обязании ответчиков не чинить препятствия истцу по подключению жилых домов, расположенных по адресу: Московская к газопроводу высокого и среднего давления (распределительный) протяженностью 597,0 м с кадастровым номером , по адресу: , в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение, в случае неисполнения решения суд в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, согласие на подключение жилых домов, считать полученным, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, третьи лица: Администрация городского округа Домодедово Московской области, Министерство энергетики Московской области (Минэнерго Московской области), Филимонова Наталья Юрьевна, суд

УСТАНОВИЛ:

АО «Мособлгаз», с учетом уточнения требований, обратилось в суд с иском к ответчикам Нагорному Олегу Витальевичу, Кочетовой Татьяне Николаевне, Савельевой Августе Сергеевне, Бритченко Ольге Юрьевне, Марютиной Ларисе Васильевне, Толоконникову Александру Владимировичу, Бронникой Галине Николаевне, Гибловой Наталье Николаевне, Сукач Ольге Александровне, Яныкиной Татьяне Михайловне, Березенковой Ольге Яковлевне, Федоткиной Елене Николаевне, Кривошееву Олегу Викторовичу, Акимовой Марии Николаевне, Павловой Галине Владимировне, Бородкиной Ларисе Ивановне об обязании ответчиков не чинить препятствия истцу по подключению жилых домов, расположенных по адресу: к газопроводу высокого и среднего давления (распределительный) протяженностью 597,0 м с кадастровым номером , по адресу: Московская , в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение, в случае неисполнения решения суд в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, согласие на подключение жилых домов, считать полученным, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., третьи лица: Администрация городского округа Домодедово Московской области, Министерство энергетики Московской области (Минэнерго Московской области), Филимонова Наталья Юрьевна.

В обоснование исковых требований АО «Мособлгаз» указало, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своем Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 N 929/34«О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»). АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз». Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения. Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках Программы газификации осуществляется органами местного самоуправления. Ответчикам на праве собственности принадлежит газопровод высокого и среднего давления (распределительный) протяженностью 597 м, кадастровый , расположенный по адресу: Московская (далее по тексту - газопровод-источник). включено в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населенного пункта. На догазификацию данного населенного пункта выданы Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ Согласно программе социальной газификации в подлежит газификации 44 негазифицированных жилых домов.

В связи с этим, жители получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: , к газопроводу-источнику, приложенному ответчикам, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной с Администрацией городского округа. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (далее по тексту - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник АО «Мособлгаз» является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа . АО «Мособлгаз» ДД.ММ.ГГГГ обратилось к ответчикам в лице Ченцова С.В., заказчика строительства газопровода, за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в . В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчиков подключением от газопровода-источника не будут нарушены. Согласно разделу 3 постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Программы Правительства Московской области «развитие газификации в Московской области до 2030 года» Проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках настоящей Программы осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований. В связи с чем, Администрацией городского округа Домодедово в адрес Ченцова С.В. также было направлено уведомление о получении согласия. В ответ на данное уведомление поступили отказы собственников газопровода-источника. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о газоснабжении) газораспределительная система имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила подключения), основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей. В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В связи с этим, на основании статьи 6 Гражданского кодекса РФ (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов. Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчики препятствуют в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации. Согласно п. 121 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках до газификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года. В соответствии с Программой социальной газификации в соответствии с графиком газификации подлежит газификации в 2022 году. Не обращение решения к немедленному исполнению может привести к неисполнению поручения Президента РФ о догазификации или сделать невозможным исполнение решения суда в случае отчуждения газопровода-источника. Несвоевременное исполнение мероприятий по социальной газификации не даст возможности создать в установленные сроки благоприятные для населения условия использования природного газа, что может привести к значительному ущербу для АО «Мособлгаз» в части взыскания с него денежных средств в виде убытков, возникших вследствие затрат физических лиц на отопление жилых домов посредством использования иных видов топлива. Кроме того, у АО «Мособлгаз» может возникнуть материальная ответственность за неисполнение договоров о предоставлении комплексной услуги по социальной газификации, заключенных с физическими лицами, привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, что также будет являться значительным ущербом для АО «Мособлгаз». В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В этой связи истцом подано настоящее исковое заявление.

Представители АО «Мособлгаз» - Вейер Е.О. и Старовойтов С.Н. в судебное заседание явились, требования искового заявления, с учетом уточненных требований, поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении требований по доводам, изложенным в иске, с учетом уточнения. Пояснили, что права ответчиков нарушены не будут. Целостность газопровода не нарушится и технические характеристики не изменятся.

Ответчики Нагорный О.В., Савельева А.С., Бритченко О.Ю., Толоконников А.В., Бронникова Г.Н., Яныкина Т.М., Акимова М.Н., Бородкина Л.И., Гиблова Н.Н. в судебное заседание явились, возражали в удовлетворении заявленных АО «Мособлгаз» требований. Пояснили, что для строительства газопровода ответчиками использовались кредитные денежные средства. Мощности газопровода не хватит для обеспечения иных домов газом. Готовы предоставить истцу газопровод для выкупа.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Домодедово Московской области Шмельков Д.Ю. в судебное заседание явился, полагал требования истца обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

Третьи лица: Министерство энергетики Московской области (Минэнерго Московской области), Филимонова Наталья Юрьевна, а также ответчики Кочетова Т.Н., Марютина Л.В., Сукач О.А., Березенкова О.Я., Федоткина Е.Н., Кривошеев О.В., Павлова Г.В. в судебное заседание не явились, судом извещались надлежащим образом.

От представителя Министерства энергетики Московской области (Минэнерго Московской области) поступили письменные пояснения, в котором просят заявленные требования АО «Мособлгаз» удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителей истца, ответчиков, представителя третьего лица Администрации городского округа Домодедово Московской области, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно абз. 2 ст. 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.

21.04.2021 Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 N 929/34 «О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).

Из представленных суду документов видно, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз».

Таким образом, судом установлено, что Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

В соответствии с действующим законодательством на момент возникновения между сторонами спора «основной абонент» - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединенными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанное Постановление Правительства РФ утратило силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в соответствии с которым «основной абонент» - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления). Основной абонент после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

Судом установлено, что в собственности ответчиков находится газопровод высокого и среднего давления (распределительный) протяженностью 597 метров, с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

Как видно из материалов гражданского дела включено в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.

АО «Мособлгаз» на догазификацию населенного пункта – , выданы Технические условия -ДНП/45 от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, жители получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.

Газоснабжение жилых домов, расположенных в , к газопроводу низкого давления, проложенному в , который находится в собственности ответчиков, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной с Администрацией городского округа.

Разработка такой схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).

При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.09.2021 постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985, с 01.09.2021 Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815).

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п.п. 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.

Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа .

Судом установлено, что АО «Мособлгаз» обратилось к ответчикам в лице Ченцова С.В., заказчика строительства газопровода, за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в г.о. Домодедово Московской .

В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчиков подключением от газопровода-источника не будут нарушены.

Согласно разделу 3 постановления Правительства Московской от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Программы Правительства Московской «развитие газификации в Московской до 2030 года» Проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской осуществляется с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской в рамках настоящей Программы осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований.

В связи с чем, Администрацией городского округа Домодедово в адрес Ченцова С.В. также было направлено уведомление о получении согласия.

В ответ на данное уведомление поступили отказы собственников газопровода-источника.

Таким образом, ответчики фактически препятствуют АО «Мособлгаз» произвести догазификацию жилых домов , что противоречит требованиям законодательства РФ в сфере газоснабжения.

Как видно из материалов гражданского дела, пропускная способность газопровода высокого и среднего давления протяженностью 597 метров, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Московская , и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчиков подключением от газопровода не будут нарушены.

Суд считает, что уклонение ответчиков от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газопровод высокого с среднего давления (распределительный) протяженностью 597 метров, с кадастровым номером 50:28:0110328:626, принадлежащий ответчикам, не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (редакция от 11.06.2021) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2021) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями ст. 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с 01.09.2021) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Таким образом, суд считает, что ответчики уклоняясь от дачи согласия на подключение к принадлежащему им на праве собственности распределительному газопроводу высокого и среднего давления (распределительный) жилых домов, расположенных в , злоупотребляют своими правами и нарушают действующее законодательство.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что ответчиками не представлено ни одного обоснованного возражения и довода, указывающих на несоблюдение законных прав и интересов ответчиков, возникновения для них негативных последствий и нарушении их прав при проведении социальной газификации .

Уклоняясь от дачи согласия и фактически отказывая в подключении к распределительному газопроводу, ответчики препятствуют АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации г.о. Домодедово Московской .

В силу положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населенном пункте.

Как видно из материалов гражданского дела распределительный газопровод высокого и среднего давления (распределительный) ответчиков протяженностью 597 метров завершен строительством, однако до настоящего времени в остаются негазифицированными жилые дома. В свою очередь, выполнение истцом АО «Мособлгаз» возложенных на него Правительством Московской области, во исполнение поручений Президента Российской Федерации, задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчиков в без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в ст. 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года».

Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах исковые требования АО «Мособлгаз» подлежат удовлетворению.

Суд отмечает, что ответчики при причинении им убытков подключением к распределительному газопроводу высокого и среднего давления (распределительный), находящегося в собственности ответчиков, новых абонентов, вправе в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения с представлением подтверждающих доказательств.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Истом заявлено обратить решение Домодедовского городского суда Московской области о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: к распределительному газопроводу высокого и среднего давления (распределительный), протяженностью 597 м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: Московская , в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», к немедленному исполнению.

Вместе с тем, оснований для применения ст. 212 ГПК РФ в виде обращения решения к немедленному исполнению судом не установлено, поскольку истцом не представлено суду достоверных и достаточных доказательств наличия особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для истца или исполнение может оказаться невозможным.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ, при обращении в суд истцом оплачена государственная пошлина в размере 6 000,00 руб.

Поскольку исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца сумму госпошлины в размере 6 000,00 руб., в солидарном порядке. Предусмотренных законом оснований для освобождения от уплаты госпошлины, судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АО «Мособлгаз» удовлетворить.

Обязать Нагорного Олега Витальевича, Кочетову Татьяну Николаевну, Савельеву Августу Сергеевну, Бритченко Ольгу Юрьевну, Марютину Ларису Васильевну, Толоконникова Александра Владимировича, Броннику Галину Николаевну, Гиблову Наталью Николаевну, Сукач Ольгу Александровну, Яныкину Татьяну Михайловну, Березенкову Ольгу Яковлевну, Федоткину Елену Николаевну, Кривошеева Олега Викторовича, Акимову Марию Николаевну, Павлову Галину Владимировну, Бородкину Ларису Ивановну не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: Московская , к газопроводу высокого и среднего давления (распределительный) протяженностью 597,0 м. с кадастровым номером: , расположенный по адресу: Московская , в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение.

В случае неисполнения Нагорным Олегом Витальевичем, Кочетовой Татьяной Николаевной, Савельевой Августой Сергеевной, Бритченко Ольгой Юрьевной, Марютиной Ларисой Васильевной, Толоконниковым Александром Владимировичем, Бронникой Галиной Николаевной, Гибловой Натальей Николаевной, Сукач Ольгой Александровной, Яныкиной Татьяной Михайловной, Березенковой Ольгой Яковлевной, Федоткиной Еленой Николаевной, Кривошеевым Олегом Викторовичем, Акимовой Марией Николаевной, Павловой Галиной Владимировной, Бородкиной Ларисой Ивановной решения суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: Московская , к газопроводу высокого и среднего давления (распределительный) протяженностью 597,0 м. с кадастровым номером: 50:28:0110328:626, расположенный по адресу: Московская , считать полученным.

Взыскать с Нагорного Олега Витальевича, Кочетовой Татьяны Николаевны, Савельевой Августы Сергеевны, Бритченко Ольги Юрьевны, Марютиной Ларисы Васильевны, Толоконникова Александра Владимировича, Бронник Галины Николаевны, Гибловой Натальи Николаевны, Сукач Ольги Александровны, Яныкиной Татьяны Михайловны, Березенковой Ольги Яковлевны, Федоткиной Елены Николаевны, Кривошеева Олега Викторовича, Акимовой Марии Николаевны, Павловой Галины Владимировны, Бородкиной Ларисы Ивановны расходы по оплате государственной пошлины в размере по 375 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.

Председательствующий судья М.А. Курочкина